Автор: Межва Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пестречинская ДШИ"
Населённый пункт: с. Пестрецы, Татарстан
Наименование материала: Конспект открытого контрольного урока
Тема: "Музыкальные инструменты"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Пестречинская ДШИ»
План-конспект контрольного урока по музыкальной литературе с учащимися
4 класса.
Преподаватель Межва Л. Ю.
Тема: Музыкальные инструменты.
Тип урока: контрольный.
Цель урока: закрепление, обобщение и углубление, полученных учащимися
знаний.
Задачи:
- развитие музыкальной памяти, тембрального слуха;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие творческой и интеллектуальной активности;
- умение применять полученные знания на практике;
- воспитание у детей интереса и любви к музыке.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе
для преподавателей ДМШ «В мире музыки»;
2.
Г.Ф. Калинина. Тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания,
тесты» выпуск 1.
3.
Ольга Тимофеева. Сказки о музыкальных инструментах. Учебное
пособие для маленьких детей и взрослых.
4.
Г.А. Корчак. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе 1-й год
обучения.
План урока:
1.Организационный момент
2. Устный фронтальный блиц-опрос.
3. Загадки про инструменты.
4. Какой из инструментов лишний.
5. Угадайка.
6. Итог урока.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего контрольного урока- музыкальные
инструменты. Я надеюсь, что вы все хорошо подготовились к уроку и с
лёгкостью справитесь со всеми заданиями. А начнём мы урок с блиц-опроса:
1.
Какой инструмент называют «король инструментов»?
2.
Назовите инструменты, в которых есть струны и педали.
3.
В каких инструментах струны располагаются вертикально?
4.
Какие инструменты имеют струны?
5.
Сколько струн у струнно-смычковых инструментов?
6.
Почему деревянные духовые инструменты так называются?
7.
Кто создал первый оркестр русских народных инструментов?
8.
На каком инструменте играли Садко и Боян?
9.
Какие инструменты имеют меха?
10. В каком оркестре не играют на баяне и аккордеоне?
11. Он похож на металлический котёл, сверху обтянутый кожей, О каком
инструменте идёт речь?
Загадки про инструменты:
1.
Эти инструменты не имеют определённой высоты звука. Ноты для
них пишутся не на пяти, а на одной линейке, потому что они
исполняют только ритм. По внешнему виду: цилиндр, покрытый
мембраной из кожи или пластика. (Большой и малый барабаны).
2.
Его строят только из благородных пород дерева и металлов. Он
родился в Африке. А в начале XVI века попал в Европу. Набор
деревянных
брусков
разной
длины
в
два
ряда
напоминает
клавиатуру фортепиано. Он может исполнять мелодии, но только не
протяжным,
а
щёлкающим,
немного
резковатым
звуком.
(Ксилофон).
3.
Эти инструменты по приказу Ивана Грозного были уничтожены,
чтобы никто не вспоминал о проказниках-скоморохах. Новый облик
инструмента появился в 1896 году благодаря В. Андрееву. (домра.)
4.
Инструмента я очень древний. Раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре- этим очень я горжусь. (флейта).
5. Музыкант смычок берёт,
К инструменту он идёт.
Назовём мы как сейчас
В оркестровой яме бас? (контрабас).
6
Инструмент как пианино, но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины. Слышен звонкий
перезвон. (челеста)
7
Рояль с баяном подружились и навсегда объединились
А ты названье угадаешь содружества мехов и клавиш? (аккордеон)
Какое из инструментов лишние:
1.
В группу медных духовых инструментов входят: рояль, скрипка,
тромбон, контрабас, фагот, труба.
2.
К числу ударных инструментов относятся: ксилофон, тарелки,
ложки, туба, фортепиано, литавры, маракасы, скрипка,
треугольник, колокола, фагот, кастаньеты.
3.
Какие инструменты не относятся к струнно-смычковой группе:
скрипка, гусли, контрабас, фагот, альт, виолончель.
Угадайка (определить по тембру музыкальные инструменты):
1.
П. И. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета
«Лебединое озеро» (труба).
2.
Ж. Ф. Рамо. «Курица» (баян).
3.
И. С. Бах. Прелюдия До мажор из цикла «Хорошо
темперированный клавир» (фортепиано)
4.
Н. Паганини. Каприс № 24 (скрипка).
5.
К. Сен-Санс. «Лебедь» (виолончель).
6.
Е. Меццакапо. «Тарантелла» (флейта).
7.
С. Прокофьев. «Паника» (ударные).
8.
Русский народный танец «Трепак» (балалайка).
Итог урока . Выставление оценок за работу на уроке.