Автор: Татурина Виктория Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.сад №18 «Рябинушка»
Населённый пункт: г. Кулебаки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ «История русского народного костюма»
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«История русского народного костюма»
Актуальность темы.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда
была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое
развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга,
справедливости, ответственности и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям человека.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий
для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников
через гармоничное построение целостного педагогического процесса в
дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре.
Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У
русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм
является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения
в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда –
это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о
традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного
костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России.
Приобщение
к
народному
искусству
незаменимо
для
эстетического
и
нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих
предков.
Сила
воздействия
на
ребенка
произведений
народного
творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной
деятельности дошкольника.
Объект изучения: русский народный костюм.
Участники
проекта:
дети
подготовительной
группы,
воспитатели,
родители детей.
Образовательная
область.
«Познание»,
«Социализация»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Художественное
творчество»,
музыка.
Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как кружковая
работа.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и
традициями русского народного костюма?
Цель проекта:
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста
средствами народной культуры в условиях ДОУ. особенностям традиций
русского народного костюма.
В процессе работы над проектом решить следующие задачи:
1. Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского
народного
костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность,
декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному
искусству.
3. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования
эстетических и нравственных качеств у детей.
4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с
русскими
народными
промыслами
(создание
элементов
одежды,
моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского
костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих
работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные
качества личности дошкольника.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
7.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
национальному
художественному наследию, к своему народу, Родине.
8. Обогащать словарный запас дошкольников.
Основные этапы:
•
1 этап – февраль. Занятия с детьми и родителями с привлечением
сотрудников Центральной детской библиотеки.
•
2 этап – март. Эксурсия в Районный межпоселенческий Дом
культуры.
•
3 этап – апрель. Организация и проведение конкурса рисунков.
Презентация проекта.
Пути реализации.
•
Занятия. «Женский русский народный костюм». «Мужской русский
народный костюм».
•
Экскурсия в Районный межпоселенческий Дом культуры.
•
Конкурс рисунков для детей и родителей «Русский народный
костюм».
Ожидаемые результаты:
•
В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и
навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций,
высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных
веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
•
Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью
великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о
его будущем.
•
Знать основные элементы народного костюма (некоторых областей
России).
Содержание проекта:
в процессе ознакомления детей с русским народным
костюмом на занятиях в музее, педагогом был отмечен интерес старших
дошкольников к данному объекту.
В феврале педагогом дополнительного образования воспитателям и детям
старших и подготовительных к школе групп и родителям воспитанников был
предложен проект «Русский народный костюм». Побеседовав с взрослыми
участниками проекта, было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие
наглядности. Педагогами был подобран и оформлен информационный и
методический
материал,
разработаны
конспекты
занятий
с
детьми,
дидактические игры. Намечены совместные практические занятия с родителями
и детьми.
Продукт
проектной
деятельности:
рисование
русских
народных
костюмов; создание альбома с детскими и взрослыми работами, фотоальбома.
Защита проекта: презентация, выставка работ. Защита проходит для
воспитанников ДОУ, их семей, воспитанников и педагогов других ДОУ.