Напоминание

Развитие познавательных способностей


Автор: Галина Андреевна Кондратюк
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 53
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: авторская разработка
Тема: Развитие познавательных способностей
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО классных

руководителей

__________(Ф.И.О.)

№ протокола ______

«___»________2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Трофимова А.Ф. ______

«___» ___________2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

Орловская Н.С._______

«___»__________2018г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

авторская педагогическая разработка (программа) для 1 класса.

Направление: учебно-развивающее

Вид деятельности: познавательный

Категория школьников: 1 класс

Руководитель: Кондратюк Г. А.

г. Тулун, 2015

Свои способности человек может узнать,

1

только попытавшись применить их на деле.

Сенека младший –

римский философ и писатель.

Пояснительная записка

Рабочая программа «РПС (развитие познавательных способностей)», реализуемая по учебно –

развивающему направлению разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Уставом МБОУ «СОШ № 20» и

составлена на основе программы «Развитие познавательных способностей» для 2-4 классов

(авторы Зайцева О. М., Кизина Е. Г.).

Программа для учащихся 1-х классов составлена на основе методических рекомендаций О.А.

Холодовой, с использованием тетрадей на печатной основе для учащихся 1-х классов и

адаптированной программы Кондратюк Г. А., утвержденной ГЭС , протокол № 23, от 04июня

2013 года.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов,

формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности

в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенной программе

происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает

боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все

три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно

работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные

способы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности,

как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,

доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я -

концепции»).

Основные принципы распределения материала:

1) системность – задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются по аналогии ;

3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

2

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего

развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону

актуального развития.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное, управляемое со стороны

учителя развитие этих способностей при помощи специальной системы познавательных задач,

при решении которых у школьников должен появиться интерес не только к знаниям, но и к

способам их приобретения. Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной

умственного труда, когда учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи, как по

правильности, рациональности, так и по красоте - простоте, изяществу, лаконизму.

Задачи педагога, который реализовывает данную программу, состоят в следующем:

целеноправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, стимулировать

процессы поисковой активности;

учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;

самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, способствующие

дальнейшему обучению в среднем звене на более высоком уровне.

Познавательные задания составляют систему, позволяющую формировать и развивать все

многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивают переход

от репродуктивных, формально - логических, действий к творческим.

Познавательные способности при реализации данной программы способствуют быстрому

приобретению и эффективному

использованию ЗУНов

на практике. Поэтому огромное

значение для РПС имеет уровень развития психических механизмов - памяти, внимания,

воображения. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и

познавательных способностей учащихся.

Цель данной программы:

создать условия для развития

у детей познавательных интересов; формировать

стремление ребенка к размышлению и поиску; вызвать у обучающегося чувство

уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Задачи программы:

обеспечить высокий уровень интеллектуальной подготовки, развития мыслительных

способностей;

развивать различные виды памяти, внимания, наблюдательности, воображения, сенсорной

и двигательной сфер ребенка;

формировать нестандартное мышление.

Общая характеристика программы.

Образовательный процесс имеет развивающий характер, направлен на развитие природных

задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.

Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, поэтому целесообразным

является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов

обучения.

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Основными аспектами разнообразия являются содержание и сложность выполняемых задач.

Ребенку предлагаются задания внеучебного характера. Все занятия принимают форму игры, что

очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

3

Задания рассчитаны на учащихся разного уровня подготовки. Более подготовленные ребята

могут работать с такими заданиями индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая

инструкция. Слабые дети работают коллективно под руководством учителя.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это

позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря

частым переключениям с одного вида мыслительной операции на другой.

Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного

процесса:

комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;

включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность

детей;

создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного

межличностного общения;

моральное поощрение инициативы и творчества;

продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

регулирование активности и отдыха (расслабления).

Место программы

Программа РПС в 1-м классе рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю. На каждое

занятие по РПС отводится 35 минут (1-е полугодие) и 40 минут – 2-е полугодие.

Особенности программы

«Развитие познавательных способностей»

в 1-м классе.

Предлагаемые в 1-м классе задания направлены на создание положительной мотивации,

на формирование познавательного интереса к предметам.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются задания,

которые предполагают использование практических действий.

Способ построения программы: концентрический. Весь материал постоянно повторяется

при продвижении по всей программе, но не механически, а в новых связях и ситуациях, в новых

отношениях, с постоянной опорой на предыдущий материал. На первых порах работы с

заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же необходимо подвести

учащихся к обоснованию своего ответа. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы

детей и давая точное разъяснение.

На последующих этапах

предусматривается

полный переход на самостоятельное

выполнение

учащимися заданий, предполагающее

возможность советоваться с учителем,

соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя –

поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, используется

базовая модель занятий,

направленная на развитие творческих способностей, включая

интеллектуальные игры, такие как: «Счастливый случай», «Умники и умницы» и др.,

запланированные совместно с филиалом Детской библиотеки пос. Шахта. При проведении

занятий целесообразно использовать мультимедийное оборудование (ИКТ).

Структура занятий базового уровня:

1. «Мозговая гимнастика» (1- 2 минуты). (Приложение 1)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений

зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под

влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,

4

лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается

устойчивость

внимания,

ускоряется

решение

элементарных

интеллектуальных

задач,

убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время

своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и

дальнозоркость.

2.Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного,

эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в

разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на

сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие

подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.

3.Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей:

памяти, внимания, воображения(10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия не только

способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей,

разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

4.Веселая переменка (3минуты). (Приложение 2).Динамическая пауза в составе занятия

развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных

заданий одновременно.

5 Логически-поисковые задания (10- 12 мин)

6. Корригирующая гимнастика для глаз (1 -2 минуты). Выполнение корригирующей

гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного

утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Графический диктант. Штриховка(10 мин).

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках

пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,

тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Рисование графических фигур - отличительный способ разработки мелких мышц руки

ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво

писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку

учителя, а затем заштриховывают его

косыми линиями, прямыми линиями, вышивают»

крестиком, или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию

симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и развивает мелкие мышцы пальцев и

кисти руки ребенка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть

карандашом,

у него появляется устойчивое,

сосредоточенное внимание,

воспитывается

трудолюбие, усидчивость.

Критерии оценивания

В соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального

образования РФ от 19.11.98г. № 1561)/14-15 «Контроль и оценка результата обучения в

начальной школе» в первом классе обучение является безотметочным.

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно

с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Приоритет

самооценки.

5

Самооценка ученика

предшествует оценке сверстников и учителя. Для воспитания

адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической

(оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки

относятся следующие:

усвоение

предметных

знаний,

умений

и

навыков,

их

соответствие

требованиям

государственного стандарта начального образования;

сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения

наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);

развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является

определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а

также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной

деятельности.

Формы подведения итогов

После выполнения заданий ребенок должен оценить результаты соей работы, раскрасив

флажок в углу листа таким образом:

Красный – получилось все отлично;

Желтый – получилось хорошо;

Зеленый - только часть заданий выполнена так, как хотелось;

Синий - не получилось так, как хотелось.

Перечень материалов, инструментов, оборудования:

1.

Цветные карандаши;

2.

Спички для составления фигур;

3.

Карточки из приложения учебника;

4.

Картинки для нахождения отличий;

5.

Геометрические фигуры;

6.

Ребусы.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (33 часа)

Дата

Тема

Всего

часов

В том числе

Форма

организации

Форма

контроля

По

плану

По

факту

аудито

рных

внеауди

торных

1.

Вводное занятие (1час).

Выявление уровня развития внимания, восприятия,

воображения, памяти и мышления.

1

1

-

Занятие

Тестирован

ие

Занятия на развитие внимание (9час).

2

Развитие

концентрации

внимания.

Графический

диктант.

1

1

-

Занятие

Тестирование

3

Тренировка

внимания.

Развитие

аналитических

способностей. Графический диктант.

1

1

-

Круглый стол

4

Развитие

концентрации

внимания.

Логически-

поисковые

задания.

Развитие

аналитических

способностей.

1

1

-

Игровое

занятие

5

Концентрация

внимания.

Логически-поисковые

задания.

1

1

-

Игровое

занятие

6

Тренировка внимания. Поиск закономерностей.

1

1

-

Игровое

занятие

7

Тренировка

концентрации

внимания.

Логически-

поисковые задания. Игра «Наборщик»

1

0,5

0,5

Игровое

занятие

8.

Тренировка

концентрации

внимания.

Найди

закономерности. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

9.

Тренировка внимания. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

10

Тренировка

внимания,

Развитие

аналитических

способностей. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

Занятия на развитие памяти (8 час).

7

11.

Тренировка слуховой памяти. Развитие способности

рассуждать. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

Тестирование

12.

Тренировка

памяти.

Развитие

способности

рассуждать.

1

1

-

Игровое

занятие

13.

Тренировка

зрительной

памяти.

Поиск

закономерностей. Развитие способности рассуждать.

1

1

-

Игровое

занятие

14.

Тренировка

зрительной

памяти.

Логически-

поисковые

задания.

Развитие

способности

рассуждать.

1

1

-

Игровое

занятие

15.

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

16.

Тренировка

слуховой

памяти.

Развитие

умения

рассуждать.

1

1

-

Игровое

занятие

17.

Развитие памяти. Расшифруй ребусы.

1

1

-

Викторина

18.

Тренировка слуховой памяти. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

Занятия на развитие и совершенствование воображения (4 часа).

19.

Совершенствование

воображения.

Незаконченные

рисунки.

1

1

-

Игровое

занятие

Тестирование

20.

Совершенствование воображения. Нарисуй по точкам

фигуру.

1

1

-

Игровое

занятие

21.

Развитие воображения. Дорисуй маски. Расшифруй

ребусы.

1

1

-

Викторина

22.

Совершенствование

воображения.

Поиск

закономерностей. Повтори такую же фигуру.

1

0,5

0,5

Игровое

занятие

Занятия на развитие мышления (8 часов).

23.

Поиск

закономерностей.

Развитие

способности

рассуждать. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

Тестиров

ание

24.

Установление

закономерностей.

Развитие

логического мышления. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

8

25.

Поиск

закономерностей.

Совершенствование

мыслительных

операций.

Логически-поисковые

задания. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

26.

Развитие

логического

мышления.

Логически-

поисковые задания. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

27.

Совершенствование

мыслительных

операций.

Развитие способности рассуждать.

1

1

-

Игровое

занятие

28.

Развитие логического мышления. Расшифруй ребусы.

1

1

-

Игровое

занятие

29.

Поиск

закономерностей.

Развитие

умения

рассуждать. Графический диктант.

1

1

-

Игровое

занятие

30.

Развитие

логического

мышления.

Игра

«Шифровальщик» Развитие умения рассуждать.

1

0,5

0,5

Игровое

занятие

Интеллектуальные игры (3 часа).

31.

Игра «Счастливый случай»

1

-

1

Игра

32.

Викторина «В мире сказок»

1

-

1

Игра

33.

Игра « Умники и умницы»

1

-

1

Игра

Итого

33

28,5

4,5

9

Содержание программы «Развитие познавательных способностей»

Вводное занятие: учащиеся знакомятся с предметом, учитель рассказывает об условных

обозначениях в тетради, о порядке выполнения заданий.

Занятия на развитие внимания. Во время проведения занятий такого типа учащимся

предлагаются задания на развитие произвольного внимания, его устойчивости, переключения и

распределения.

Практическая часть:

различные лабиринты

следя глазами, определить, где кончается линия;

заполнить пустые фигуры по образцу и т. д.

Занятия на совершенствование и развитие воображения.

Развитие

воображения

построено

в основном

на материале, включающим задания

геометрического характера.

Практическая часть:

дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур;

выбор пары идентичных фигур; и т. д.

Занятия, развивающие память. Выполняя задания на развитие памяти, школьники

учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие

запоминание.

Практическая работа:

использование карточек из приложения;

найти отличия на картинках;

дорисовывание частей предметов, которые забыл нарисовать художник.

нарисовать предметы, которые я назову.

Занятия, развивающие мышление. В рабочих тетрадях приведены упражнения, которые

позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные

суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих

законов и правил логики. В процессе выполнения таких заданий, дети учатся сравнивать

различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между

понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Практическая работа:

прочитай зашифрованное слово;

разложи геометрические фигуры по заданию;

расшифруй ребусы.

Интеллектуальные игры проводятся на базе филиала детской библиотеки «Шахта» в

виде конкурсов, викторин, занимательных игр.

Планируемые результаты

Личностными результатами программы являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

10

для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и

педагога, как поступить.

Метапредметными

результатами

программы

являются

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний:

отличать

новое от уже известного с

помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

(на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами программы являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Используемая литература.

11

Зайцева О. М., Кизина Е. Г. Адаптированная программа «Развитие познавательных

способностей» Утверждено ГЭС №5 от 18. 08.2009 г.

Кондратюк Г. А. Адаптированная программа «Развитие познавательных способностей»

Утверждено ГЭС № 3 от 04 июня 2013 года.

Холодова О. А. «Юным умникам и умницам» - методическое пособие для 1 класса. М:

РОСТ книга, 2011

Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам» в 2-х частях М: РОСТ

книга, 2011.

12

Приложение 1

«Мозговая гимнастика». Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные

процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове

медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка

изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

(Выполнять 30 сек)

«Ленивые восьмерки».(упражнение активизирует

структуры мозга, обеспечивающие

запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе

в горизонтальной

плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте

шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и

выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 –

30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и

смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя

глазами. Проделать то же, но закрыв правый глаз. Повторить 4 - 6 раз.

Приложение 2

13

Руками массируйте мочки ушей, одновременно делая носком ноги круговые движения.

Возьмите 10 палочек. Затем отпустите их так, чтобы они упали на стол. Задание:

осторожно собрать палочки по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если

сдвигается хотя бы одна, задание не выполнено.

Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время

правой рукой

делайте круговые движения

по животу. Действия выполняйте

одновременно.

Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой - до

левого. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую – на

левое; поменяли руки. Дотроньтесь до талии, затем до колен. То же самое делаем по

направлению вверх: колени, талия – плечи – уши.

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные

пальцы должны быть развернуты. Поменяйте руки.

14



В раздел образования