Напоминание

«Если ребенок не говорит»


Автор: Шость Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Если ребенок не говорит»
Дата публикации: 20.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»

г. Ноябрьск МАДОУ «Лукоморье»

Подготовил воспитатель

Шость Виктория Викторовна

Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом и

медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из

– за которой задерживается проявление речи, но опыт показал, что

определенные педагогические приемы могут оказаться действительными в

любом случае.

Ключевой момент предлагаемой системы –

одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как

восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме

непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа

охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию

в соответствии с возрастом высших психических функции, познавательной

деятельности, ассоциативных связей и т. д.

Основные направления при моделировании индивидуальной программы

занятий определяются:

1) структурой речевого нарушения у ребенка;

2) сложностью речевой деятельности;

3) значением деятельности для психического развития;

4) современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционное – педагогической помощи во

многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных

возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При

правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и

решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с

возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».

Поначалу предлагаются достаточно простые, так

называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они

усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не

только требованиями школьной программы, но и стремлением полностью

раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него

черты характера, необходимые для преодоления трудностей

Программа занятий стимулирует познавательную деятельность с учетом не

только возраста, но и интересов ребенка. На занятиях поддерживается речевая

и игровая инициатива ребенка, учитываются его предпочтения в выборе

игрушек, игр, книг.

От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления

речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.

Понимание речи

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас

понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребенок выполнить следующие

инструкции:

Покажи зайчика, машину, собачку.

Возьми зайчика, машину, собачку.

Дай зайчика, машину, собачку.

Обними маму.

Поцелуй папу.

Пожалей бабушку.

Поиграй в ладошки.

Закрой глаза.

Помаши ручкой.

Возьми маму за руку и иди домой.

Налей в стакан воды и дай его бабушке.

Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.

Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.

Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и

дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но

младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем.

Умение сосредоточиться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и

понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и

различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое

внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое

условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет

уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также

представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового

внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность.

Дети все больше ориентируются на слово – название предмета, слово – оценку

поведения других детей и своего собственного, слово – приказ, требование,

побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается,

когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

• Дифференциация неречевых звуков.

• Дифференциация тихих и громких звуков.

• Развитие умения определять направление и источник звука.

• Развитие учения локализировать звук в пространстве.

• Развитие учения соотносить количество звучаний с числом.

• Дифференциация звукоподражаний.

• Развитие умения локализировать и узнавать голос.

• Дифференциация неречевых и речевых звуков.

• Развитие умения отличать голоса различной громкости.

• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

• Развитие речевой памяти.

• Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные

музыкальные инструменты, колокольчики. Погремушки.

• Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен,

ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и

угадывать. На каком инструменте Вы играете.

• Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки «Спрашивайте: что там

звучит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос,

миксер, телефон звонит и т. п.

•Привлекайте внимание малыша: Слышать, как идет (стучит, шумит,

капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. д.

• Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону.

Предложите ребенку сделать то же.

• Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.

Приучайте ребенка слушать звучащие сказки и детские песенки.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного

опыта.

• Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на

прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

• Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете. Детально

проговаривайте то, что происходит или произойдет. Мы сейчас оденемся. Как

ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т. п. Такой комментарий

позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.



В раздел образования