Напоминание

"Развитие речи у детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений"


Автор: Шашкова Александра Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №72
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи у детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений"
Дата публикации: 17.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи у детей дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений

Человек

овладевает

речью

в

раннем

детстве

и

на

протяжении

жизни

совершенствует ее: обогащает словарь, учится владеть дыханием, голосом, интонациями,

свободно строить предложение и текст.

Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей, из окружающей

его речевой среды. Речевое развитие ребенка, по мнению Т. Н. Ушаковой, предстает как

сторона общего психогенеза, протекающего на ранних этапах под преобладающим

воздействием генетически заданной программы. То есть основа речевого развития у

ребенка заложена в генах, а саморазвитие особенно активно происходит в детстве.

Возраст с трех до семи лет является важнейшим в становлении и развитии речевой

функции. Это обусловлено тем, что именно в этот период речь ребенка развивается

наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Этому способствует

высокая пластичность мозга, способность все превращать в игру (дети охотно играют в

разные игры с применением речи и тем самым

Воспитание хорошего голоса и грамотной речи нужно начинать рано, так как

ребенок дошкольного возраста способен овладеть большим объемом знаний, конечно, с

помощью грамотного и высококвалифицированного педагога. Самое незначительное

расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо

говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более

замкнутыми, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость,

появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может

сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе

устной.

Очень важным фактором для развития речи является полноценный слух.

Необходимо поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой,

которую

впоследствии

будет

довольно

трудно

преодолеть.

В

педагогических

исследованиях подчеркиваются, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно

развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух –

ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма. Дети рано начинают

замечать недостатки в своей и чужой речи. Конечно, такие характеристики звуковой

культуры речи, как темп, громкость, дикция во многом зависят от индивидуальных

особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды,

которая его окружает.

В

детском

саду

ребенок

в

своих

речевых

действиях

будет

подражать

воспитательнице, в школе – учителям. Кроме того, он будет подражать речи всех людей,

живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет

иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от

строгой литературной нормы, то есть ребенок будет говорить на местномдиалекте.

К подражанию в речи склонны и взрослые люди: человек, говорящий вполне

литературно, прожив один-два месяца в местности с диалектной речью, непроизвольно,

инстинктивно перенимает особенности этой речи. Но взрослый человек все же может

осознанно регулировать свою речь. Ребенок же не всостоянии выбирать объект для

подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих.

Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети

тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними

начинает заниматься логопед.

Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с шести

месяцев. Подражание – источник развития ребенка, воспроизведение ребенком в своих

действиях поведение взрослого в различных ситуациях (Т. Н. Ушакова).

Л. С. Выготский считал, что подражание является источником всех специфически

человеческих свойств сознания и видов деятельности, оно выполняет познавательную и

коммуникативную функцию. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям,

которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).

Основным фактором развития в этом возрасте является игра, формируется общий

эмоциональный фон, ребенок усваивает «язык» чувств. Общение детей в этом возрасте

качественно изменяется: если до трех лет дети преимущественно общаются со взрослыми

и игнорируют других детей, то после трех лет количество контактов с детьми быстро

возрастает и к пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп.

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее

появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает

формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка

достигает определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой

аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого

окружения никогда не заговорит. Если способность к речи воспитывается путем

«слушания речей», то первым условием становления развития речи человека является

наличие речевой среды. От того, в какой речевой среде человек приобрел навыки, зависит

его речь, потому что, обучаясь речи, ребенок невольно начинает воспроизводить все

особенности речи окружающих.

Итак, для приобретения речевых навыков необходимы три условия:

1) наличие речевой среды;

2) слуховое восприятие;

3) речевое воспроизведение.

Чтобы у ребенка в дальнейшем правильно развивалась речь, нужная речевая среда.

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его

существования. Слушание и просмотр детьми телепередач требует внимательного

руководства со стороны воспитателей и родителей. Отмечено, что частые просмотры

создают обстановку пренасыщения зрелищами и снижают внимание детей. Правильно

выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире, в котором они

живут. Однако, бессистемное, неорганизованное слушание и просмотр телевизионных

передач не содействуют гармоничному воспитанию детей. Нельзя допустить, чтобы перед

маленькими зрителями, как в калейдоскопе, мелькали совсем непонятные им герои,

развертывались

неведомые

им

события.

Огромное

количество

информации,

не

осмысленной по-настоящему детьми, часто не развивает, а раздражает малышей. Если

телевидение в большей степени воздействует на зрительные центры, то радио имеет в

качестве средств воздействия только слова, следовательно, требует от ребенка внимания к

слову, в огромной степени развивают его речь и интеллект.

Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения,

проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со

словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую

сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают

достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное

на освоение ребенком языка.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Чем

раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им

пользоваться в дальнейшем. Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива

речевой деятельности выступает мама ребенка. Это делается сознательно, поскольку

очевидно, что для ребенка мама – это лучший и самый желанный собеседник, слушатель.

Этот прием будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в

своем желании помочь детям «разговориться».

Нарушение речи у дошкольников – одна из самых актуальных проблем в

настоящее время, статистика показывает, что количество детей с дефектом речи

значительно

возросло.

Отклонения

в

овладении

речью

затрудняют

общение

с

окружающими

и

нередко

препятствуют

успешному

овладению

познавательными

процессами. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют

усвоение чтения и письма. Изменения характера, нередко возникающие как реакция на

дефект, порой усугубляют отрицательное влияние неполноценной речи на формирование

психики ребенка. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи

детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,

которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых нарушений имеет

изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Причины

возникновения речевых нарушений разделяют на три основные группы: медико-

биологические, социально-экономические и психолого-педагогические.

Предупреждение

нарушений

в

речевом

развитии

основывается

на

мерах

социального,

педагогического

и

прежде

всего

психологического

предупреждения

расстройств и психических функций.

Реализация профилактического направления здравоохранения начинается еще до

рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности

максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и

обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

В

системе

психопрофилактических

мер

существенное

значение

имеет

своевременно

генетическое

консультирование

будущих

родителей

с

целью

предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности,

речевом развитии ребенка.

Для того чтобы предупредить любые вариации общего недоразвития речи,

необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребенка. В

младенческом возрасте – это диспансеризация детей, перенесших родовые травмы. В

нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые

совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, и

обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и

возможные развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя

провести по оздоровительной и коррекционной работе.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в

значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Родители поступают

неправильно, когда стремятся по жестам и мимике угадать желание ребенка, при этом у

него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему

простые вопросы, уметь выслушивать и правильно ему отвечать. Окружающие ребенка

люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью

должны побуждать его к такому подражанию оформления речевого высказывания.

Не следует также говорить с ребенком одновременно на двух языках, его речь

может развиваться медленнее.

В случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо,

копируют

речь

ребенка,

процесс

овладения

правильным

звукопроизношением

затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому

ребенку бывает необходимо специальное корректирующее обучение у логопеда

Список литературы:

1. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи / О.И. Крупенчук. – СПб. : Литера, 2008. – 64

с.

2. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избр. тр. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б.

Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.

3. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред.

Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС,2004. – 704 с.

4. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : практикум по

логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М.Ф. Фомичева. – М. :

Просвещение, 1989. – 239 с.

5. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : кн. для логопеда / И. И.

Ермакова. –

2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение ; Учеб. лит., 1996. – 143 с.

6. Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов ; пер. с болгар. В. Д. Сухарева. – Москва :

Медицина, 1987. –

288 с.

7. Юссон, Р. Певческий голос / Р. Юссон. – Москва : Музыка, 1974. – 261 с.



В раздел образования