Напоминание

«Формирование навыка исполнения основными динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.)»


Автор: Гуцул Елена Анатольевна
Должность: Преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО
Населённый пункт: г.Катав-Ивановск,Челябинская область
Наименование материала: план-конспект открытого урока
Тема: «Формирование навыка исполнения основными динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.)»
Дата публикации: 15.10.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Катав – Ивановская детская школа искусств Катав-Ивановского муниципального района»

Гуцул Е.А.

Индивидуальный урок

«Формирование навыка исполнения основными

динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.)»

С учащимся инструментального класса (баян)

Музафиным Данилой 2 класс по ДПОП 8 (9) лет обучения.

г.Катав-Ивановск

2018 год

Содержание.

Методическая разработка учебного занятия…………………….3

Технологическая карта занятия…………………………………...5

Список литературы………………………………………………...6

Самоанализ урока………………………………………………….7

Рецензия……………………………………………………………. 8

2

Методическая разработка учебного занятия.

Преподаватель: Гуцул Е.А.

Дата проведения занятия: 15.03.2018 г.

Учебная дисциплина: инструментальный класс (баян)

Класс: 2 по ДПОП 8 (9) – летнему обучению

Тема занятия:

Формирование навыка исполнения основными динамическими

оттенками (f, p, cresc., dim.)

Вид занятия: открытый урок

Мотивация

темы

и

формы

проведения

занятия:

урок

позволяет

продемонстрировать уровень знаний, умений, навыков, обретенных учеником; тема

занятия выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом

индивидуальных способностей обучающегося.

Форма проведения занятия –

творческая мастерская по обмену опытом.

Объектом урока

является несколько музыкальных произведений, на

которых

учащийся

показывает свое умение грамотно использовать навык

исполнения

основных динамических оттенков (f, p, cresc., dim.).

Продолжительность занятия: 45 минут

Место

проведения:

МКОУДО

ДШИ

г.

Юрюзань,

класс

для

проведения

индивидуальных занятий.

Цели занятия:

Обучающие:

1. Освоение основных приемов техники игры на баяне

2. Выработка двигательных ощущений

3. Развитие музыкальных представлений

4. Развитие музыкального слуха

Развивающие:

1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков учащегося:

воспитание музыкального слуха, представление о выразительности, фразировке,

навыка исполнения основными динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.).

3

2. Развитие внимания и самоконтроля, и стремления мгновенно исправлять

неточность интонации и плохое звучание.

Воспитательные:

1. Воспитание эстетического и

художественного вкуса на лучших образцах

детского репертуара

2. Воспитание самоконтроля

3. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству

Здоровьесберегающие:

1. Контроль преподавателя за правильной посадкой, положением рук, постановкой

инструмента.

2. Контроль учащегося за свободными движениями рук, устранение чрезмерного

напряжения мышц, зажатости.

Междисциплинарные

связи:

С

уроками

сольфеджио

(выработка

чистого

интонирования,

воспитание

ладоинтонационного

слуха).

Знакомство

с

разнообразными жанрами готовит детей к успешному освоению курса музыкальной

литературы в последующие годы.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащегося к занятию:

ученик должен владеть в определенной степени необходимой музыкальной

терминологией. Качественно и осмысленно исполнять все песенки и пьески.

Эмоционально откликаться на любое задание, быстро реагировать на замечания.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: занятие должно

продемонстрировать

глубокое

осмысление

учащимся

учебных

заданий,

заинтересованность учебным материалом и желание продолжения совместных

творческих проектов.

Технологическая карта занятия

Этап

занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя и

учащегося

Методы и приемы

обучения

1

10

Гамма: a – moll

Исполнение гаммы a –

4

двухоктавная

гармонический и

мелодический вид разными

штрихами отдельно каждой

рукой; арпеджио, аккорды в

данной тональности.

moll отдельными руками

освоенными штрихами:

non legato, legato,

staccato. Работа над

игрой арпеджио («течёт

ручеёк»), аккордов –

цепко, не растягивая.

2

5

Исполнение этюда

К. Черни Этюд № 5 C-dur

Работа над

выразительным

исполнением, используя

навык игры cresc. и

dim.на гаммообразных

пассажах.

Преподаватель

порекомендовал

применять 5 палец в

секстах, чтобы

сохранить обозначенное

в тексте легато.

3

15

Работа над пьесой

А. Жилинский

«Латвийская народная

полька»

Определение жанра

пьесы (парный

прыжковый танец),

происхождение танца.

Для подчеркивания

характера пьесы

исполнение акцентов

мехом, исполнение

штрихов staccato в 1-ой и

3-й частях на f, legato во

2-ой части на mf.

4

5

Исполнение пьесы

Л. Книппера

«Полюшко - поле»

Обозначение характера

пьесы: песенный марш.

Рассказ преподавателя о

другом названии этого

произведения «Степная -

кавалерийская», рассказ

о том кто такие

кавалеристы –

ассоциативно-образное

представление. Работа

отдельно левой рукой –

цепко, чётко, не

растягивая. Закрепление

навыка исполнения

основными

динамическими

5

оттенками в

соответствии с

характером песни (f,

dim).

5

5

Укр.н.п. «Ой, при лужку,

при лужку»

Обр. С.Чапкий

Новое произведение в

репертуаре учащегося.

Освоение выборной

клавиатуры баяна

Проигрывание пьесы

отдельно каждой рукой,

затем обеими руками

вместе. Преподаватель

обращает внимание

ученика на появление

элементов полифонии в

этой песне, объясняет

что такое полифония,

предлагает внимательно

слушать и

контролировать каждый

голос.

6

5

Исполнение пьесы

Ф. Бушуева

«Весёлый пингвин»

Ранее выученное

произведение,

повторяется с целью

накопления репертуара.

Небольшая пьеса

лёгкого, весёлого

характера.

Преподаватель

предлагает учащемуся

представить образ

пингвина, какие

средства музыкальной

выразительности

способствуют созданию

этого образа : динамика

(f, mf),

синкопированный ритм,

мелкие длительности

(восьмые,

шестнадцатые).

6

Домашнее задание:

Закреплять гамму a – moll отдельными руками, отработать игру арпеджио без

пауз, игру аккордов (чётко, цепко); в этюде добиться выразительной игры;

отработать штрихи и динамику в «Латвийской польке»; облегчить левую руку в

«Полюшко-поле», отработать динамику

(f, dim); внимательно слушать каждую руку в песне «Ой, при лужку», закреплять

двумя руками; повторять «Весёлый пингвин» динамически ярко, образно.

Литература:

Учебная:

1.

Баян. 1-3 классы ДМШ. /Сост. Д. Самойлов. – Москва: «Кифара», 2007 г.

2.

Беляев Г. Краски музыки 1 – 3 классы ДМШ / Ростов – на – Дону: «Феникс»,

2012 г.

3.

Интернет – ресурсы.

4.

Шплатова О. Первая ступенька. – Ростов - на – Дону: «Феникс», 2008

Методическая:

1.

Акимов Ю., Гвоздев Б., «Прогрессивная школа игры на баяне» ч1- Москва,

«Музыка» 1975г.

2.

Баренбойм Л., «Путь к музицированию» - Москва, «Советский композитор»

1973г.

3.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985 г.

7

Самоанализ урока

Открытый урок на тему «Формирование навыка исполнения основными

динамическими оттенками (f, p, cres. dim)» позволил продемонстрировать уровень

знаний, умений, навыков, обретенных учащимся. Ученик в хорошем темпе показал

игру гаммы a-moll - гармонический и мелодический виды отдельно каждой рукой

освоенными штрихами (legato, staccato, non legato), арпеджио, аккорды; успешно

справился с исполнением этюда №5 К.Черни, используя навык игры cresc. и dim. на

гаммообразных пассажах, живо реагировал на рекомендации преподавателя при

исполнении «Латвийской польки»: яркие, на f, крайние части, и более спокойная и

выразительная средняя часть. Осмысленно и выразительно исполнял ранее

выученные пьесы «Полюшко-поле» и «Весёлый пингвин», демонстрируя навыки

исполнения основными динамическими оттенками. Данила владеет на данном этапе

необходимой музыкальной терминологией.

На следующем этапе работы над

изучаемым репертуаром,

можно говорить

об эффективности предложенных

преподавателем рекомендаций по применению основных динамических оттенков

как средств музыкальной выразительности.

Урок прошел в хорошем темпе, ярко, эмоционально. Был хороший контакт

ученика и преподавателя. Все запланированные формы работы были выполнены

успешно.

8

Рецензия

на открытый урок «Формирование навыка исполнения основными

динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.)», разработанный и проведенный

преподавателем по классу баяна ДШИ

г.Катав – Ивановск Гуцул Е.А. 15 марта 2018 г.

Преподаватель основательно подготовила ход урока: он хорошо продуман,

скомпонован,

логически

выстроен.

Тема

занятия

выбрана

в

соответствии

программными требованиями и учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Форма проведения урока была неординарной – творческая мастерская по обмену

опытом. То есть – урок проводился с учеником другого преподавателя.

В хорошем темпе ученик показал игру гаммы a-moll - гармонический и

мелодический виды отдельно каждой рукой освоенными штрихами (legato, staccato,

non

legato), арпеджио, аккорды; успешно справился с исполнением этюда №5

К.Черни, используя навык игры cresc. и dim. на гаммообразных пассажах. Данила

успешно справился с исполнением «Латвийской польки», живо реагировал на

рекомендации преподавателя для более выразительного исполнения и точной

передачи характера: яркие, на f, крайние части, и более спокойная и выразительная

средняя часть.

На примере ранее выученных пьес: Бушуев «Весёлый пингвин» и Книппер

«Полюшко-поле»

ученик,

которого

умело,

направлял

преподаватель,

продемонстрировал

уровень

владения

навыками

исполнения

основными

динамическими оттенками (f, p, cresc., dim.).

В течение всего урока, в работе над каждым произведением, преподаватель

формирует навыки исполнения основными динамическими оттенками (f, p, cresc.,

dim.), ощущение фразировочных построений, определение характера и жанров

исполняемых произведений.

9

Преподавателю рекомендуется уделить больше внимания развитию

самостоятельности

ученика, не опережать события, терпеливо добиваться

поставленных целей.

Тем не менее, хочется отметить, что Елена Анатольевна стремится к повышению

своего педагогического мастерства, самосовершенствованию.

Заведующая народным отделом

по учебно-воспитательной работе,

преподаватель высшей категории по классу баяна Усанова Н.Н.

10

11



В раздел образования