Напоминание

рабочие программы по предметам 4 класс в соответствии с ФГОС


Автор: Елена Александровна Рязанова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Редкодубье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочие программы по предметам 4 класс в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 12.10.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе учебного плана МБОУ « Редкодубская СОШ» на 2021-2022

учебный год, , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса в 4 классе

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её

современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения

в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с

получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Человек и природа

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их

существенные

признаки;

сравнивать

объекты

живой

и

неживой

природы

на

основе

внешних

признаков

или

известных

характерных

свойств

и

проводить

простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить

несложные

наблюдения

в

окружающей

среде

и

ставить

опыты,

используя

простейшее

лабораторное

оборудование

и

измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью

поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,

атлас

карт,

в

том

числе

и

компьютерные

издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения

необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и

безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и

функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного

поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила

рационального питания и личной гигиены;

выполнять

правила

безопасного

поведения

в

доме,

на

улице,

природной

среде,

оказывать

первую

помощь

при

не

сложных

несчастных случаях;

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия

в

процессе

познания

окружающего

мира

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;

находить

на

карте

мира

Российскую

Федерацию,

на

карте

России

Москву,

свой

регион

и

его

главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место

изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),

находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные

исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции

развития

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания

чувств

других

людей

и

сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с

целью

поиска

познавательной

информации,

ответов

на

вопросы,

объяснений,

для

создания

собственных

устных

или

письменных

высказываний.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние

на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в

интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения

со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в

информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей,

осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение

окружающих.

Основное содержание курса в 4 классе

Земля и человечество 9ч.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы.

Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо –

великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного

тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды –

задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная

книга.

Практические

работы:

Отчего

на

земле

сменяется

день,

ночь,

времена

года.

Знакомство

с

картой

звездного

неба.

Глобус

и

географическая карта. Знакомство с историческими картами.

Природа России 11ч.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по

физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта

природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в

разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы

каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного

отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом

равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Тундра. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны 14ч.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края

(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни

человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные

сообщества

(на

примере

леса,

луга,

пресного

водоема).

Разнообразие

растений

и

животных

различных

сообществ.

Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,

овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для

сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство,

пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга.

Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории 5ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения –

свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое

время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра-

фические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством

ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества 20ч.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица

Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр

Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии

Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-

преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век

русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй.

Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская

война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы

– всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина,

космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия 9ч.

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности

гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.

Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Тематическое планирование

п/п

Модуль

Кол – во

часов

Пр.раб.

Экскурсии

Обоб.ур.

Проекты

1

Земля и человечество

9

4

1

2

Природа России

11

6

1

1

3

Родной край – часть большой

страны

14

6

1

1

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

1

6

Современная Россия

9

1

Итого

68

16

2

6

Контроль предметных результатов

Виды контроля: текущий, фронтальный, комбинированный, промежуточный .Контроль осуществляется через тесты, устный опрос,

практические работы, проекты.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В 4 классе отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся

текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем

программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее

обучение по предмету.

В конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.

«5»

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой

и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической

последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными

примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического

задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих

вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений

и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны

одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,

которые ученик легко исправил по замечанию учителя

«4»

удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один

из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа,

исправленные на замечания учителя;

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных

вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

«3»

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано

общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для

дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения, или

допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной

терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих

вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации

при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного

уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала

выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

«2»

не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание

или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного

материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании

специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках,

которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя

Отметка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной

работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности

результатов.

Тест включает задания средней трудности.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих

уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест, и выполнить их вместе с учащимися.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку

("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;

"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Базовый уровень

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля -

проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры

из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ:

тестовых заданий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68 ч.)

4 класс («Школа России»)

п/п

дата

Тема урока

Тип

урока

Характеристика

деятельности

учащихся

(элементы

содержания )

Планируемые результаты /в соответствии с ФГОС/

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Земля и человечество (9ч)

1

Мир

глазами

астронома

Открытие

новых

знаний

Рассказывать о

форме и размерах

Земли, Солнца.

Характеризовать

различия звёзд и

планет

Формулировать

собственное

мнение

Знать правила

работы с учебником

и требования

ведения записей в

рабочей тетради

Характеризовать

различия звёзд и

планет на примере

Солнца и Земли.

П. Строить сообщения в

устной форме.

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию;

аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в совместной

деятельности.

Внутренняя позиция

школьника на основе

положительного

отношения к школе;

принятие образа

«хорошего ученика».

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

2

Планеты

Солнечной

системы.

Практичес

кая работа

№1

Открытие

новых

знаний

Сравнивать и

различать день и

ночь, времена года.

Объяснять

(характеризовать)

движение Земли

относительно

Солнца и его связь

со сменой дня и

ночи, времён года.

П. Устанавливать

причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений.

Р. Планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей.

Учиться высказывать

своё предположение на

основе иллюстрации в

учебнике.

К. Формулировать

Мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

учебно-

познавательные

мотивы.

собственное мнение и

позицию.

3

Звездное

небо –

великая

книга

природы.

Открытие

новых

знаний

Рассказывать о

форме и размерах

Земли, о звёздах

Перерабатывать

полученную

информацию

Показывать

изучаемые звёзды и

созвездия на картах

звёздного неба.

П. Строить сообщения в

устной форме.

Устанавливать причинно-

следственные связи в

изучаемом круге явлений.

Р. Учитывать

установленные правила в

планировании и контроле

способа решения.

Перерабатывать

полученную информацию:

делать выводы в

результате совместной

работы всего класса.

К. Аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров.

Внутренняя

позиция школьника

на основе

положительного

отношения к школе;

принятие образа

«хорошего ученика».

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

4

Мир

глазами

географа.

Практичес

кая работа

№2

Открытие

новых

знаний

Понимать

элементарные

приемы чтения

плана, карты (без

масштаба).

Выделять

материки и

океаны, их

названия,

расположение на

глобусе и карте

Работать с готовыми

моделями

(глобусом,

физической картой):

показывать на

глобусе и карте

материки и океаны,

находить и

определять

географические

объекты на

физической карте

России с помощью

условных знаков.

П. Ставить и

формулировать проблемы.

Строить рассуждения в

форме связи простых

суждений об объекте, его

строении, свойствах и

связях.

Р. Осуществлять итоговый

и пошаговый контроль по

результату.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию;

аргументировать свою

позицию и

координировать её с

Мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

учебно-

познавательные

мотивы

позициями партнёров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в совместной

деятельности.

Задавать вопросы,

обращаться за помощью

5

Мир

глазами

историка

Открытие

новых

знаний

Знакомиться со

способами

познания

окружающего

мира.

Рассказывать об

истории

Отечества:

отдельных,

наиболее важных

и ярких

исторических

картинах быта,

труда, традициях

людей в разные

исторические

времена

Извлекать (по

заданию учителя)

необходимую

информацию из

учебника и

дополнительных

источников

(словари,

энциклопедии,

справочники,

Интернет),

подготавливать

доклады и

обсуждать

полученные

сведения

П. Строить рассуждения в

форме простых суждений.

Р. Адекватно

воспринимать

предложения и оценку

учителей, товарищей,

родителей.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию;

аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в совместной

деятельности.

Формулировать свои

затруднения; обращаться

за помощью.

Мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

учебно-

познавательные

мотивы

6

Когда и

где?

История –

путешестви

е вглубь

времен

Практичес

кая работа

Открытие

новых

знаний

Будут знакомиться с

исторической

картой, и узнают,

как ведётся счёт лет

в истории. Будут

учиться соотносить

дату исторического

события с веком,

П. Соотносить год с

веком, определять

последовательность

исторических событий.

Использовать знаково-

символические средства

(модели, схемы) для

решения задач.

Воспитание

бережного

отношения к

природе, к малой

Родине, уважения к

человеку, умения

оценивать богатство

внутреннего мира

№3

находить место

события на «ленте

времени», читать

историческую карту

Р. Различать способ и

результат действия.

К. Формулировать свои

затруднения; задавать

вопросы; слушать

собеседника.

человека

7

Мир

глазами

эколога

Открытие

новых

знаний

Анализировать

зависимость

жизни человека

от природы и ее

состояния

Осознавать, что

человек – часть

природы.

Характеризовать

влияние человека на

природу в старину и

в наше время.

Находить примеры

работы людей по

сохранению

природы,

правильные и

неправильные

формы поведения

человека в природе.

П. Ставить и

формулировать проблемы.

Устанавливать причинно-

следственные связи.

Строить рассуждения в

форме простых суждений.

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

характера сделанных

ошибок, использовать

предложения и оценки для

создания нового, более

совершенного результата.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию;

аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в совместной

деятельности.

Строить понятные для

партнёра высказывания.

Экологическая

культура:

ценностное

отношение к

природному миру,

готовность следовать

нормам

природоохранного,

нерасточительного,

здоровьесберегаю-

щего поведения.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

8

Сокровища

Земли под

Открытие

новых

Составлять

правила

Посетить

заповедник

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

Мотивационная

основа учебной

охраной

человечест-

ва

знаний

поведения

в природе

Формулировать

своё мнение об

охране

памятников

истории и

культуры.

(заказник) своего

края. Оценивать

личную роль в

охране природы.

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Проявлять

познавательную

инициативу в учебном

сотрудничестве.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию; проявлять

активность во

взаимодействии.

деятельности,

включающая

учебно-

познавательные

мотивы Самооценка

на основе критериев

успешности учебной

деятельности.

9

Обобщение

раздела

«Земля и

человечест

во»

Проверочн

ая работа

№1

Построени

е системы

знаний

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Формулировать

своё мнение об

охране

растительного и

животного мира

Проверить

знания по разделу

Самостоятельно

находить в учебнике

и дополнительных

источниках

сведения по

определённой теме,

излагать их в виде

сообщения,

рассказа.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу его

реализации, так и в конце

действия.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию;

аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров в

сотрудничестве при

выработке общего

решения в совместной

деятельности.

Ориентация на

понимание причин

успеха в учебной

деятельности, в том

числе на самоанализ

и самоконтроль

результата, на анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи,

на понимание оценок

учителей,

товарищей,

родителей и других

людей.

Вести устный диалог,

слушать и слышать

собеседника.

Природа России (10ч)

10

Равнины и

горы

России.

Открытие

новых

знаний

Характеризовать

формы земной

поверхности.

Показывать

Россию на карте.

Рассказывать о

неживой и живой

природе.

Различать

холмистые и

плоские равнины,

работать в паре,

находить и

показывать на

физической карте

России изучаемые

географические

объекты,

рассказывать о них

по карте,

характеризовать

формы земной

поверхности.

П. Ставить и

формулировать проблемы.

Строить сообщения в

устной форме.

Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных

несущественных

признаков.

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

К. Проявлять активность

во взаимодействии для

решения

коммуникативно-

познавательных задач.

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

11

Моря, озера

и реки

России.

Открытие

новых

знаний

Высказывать

своё

предположение

Рассказывать о

водоемах, их

разнообразии,

использовании

человеком

Различать моря

Северного

Ледовитого и

Атлантического

океанов, работать в

паре, находить и

показывать на

физической карте

России изучаемые

моря, озёра, реки,,

рассказывать о них

по карте,

характеризовать

особенности

П. Строить сообщения в

устной форме.

Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков.

Р. Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в

сотрудничестве с

учителем.

Учиться высказывать

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности.

изучаемых водных

объектов. Готовить

сочинения на тему

урока.

своё предположение.

К. Формулировать своё

мнение и позицию;

задавать вопросы,

слушать собеседника.

12

Природные

зоны

России

Практичес

кая работа

№4

Открытие

новых

знаний

Составлять

сообщения в

устной форме

Показывать

природные зоны

Знакомиться с

картой природных

зон России,

сравнивать её с

физической картой

России, определять

по карте природные

зоны России,

работать со схемой

освещённости земли

солнечными лучами.

П. Строить сообщения в

устной форме.

Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Устанавливать

причинно-следственные

связи.

Р. Планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей.

К. Формулировать своё

мнение и позицию.

Ставить вопросы.

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

13

Зона

арктически

х пустынь.

Открытие

новых

знаний

Понимать связь

между неживой и

живой природой.

Объяснять

условия,

необходимые для

жизни

Описывать

растения и

животные,

Рассказывать об

их разнообразии.

Находить и

показывать зону

арктических

пустынь,

осуществлять

взаимопроверку,

выявлять

взаимосвязь

природных

особенностей зоны

арктических

пустынь

14

Тундра.

Открытие

новых

знаний

Сравнивать общий

вид тундры и

арктической

пустыни, описывать

тундру по

фотографии,

находить и

показывать на карте

П. Ставить и

формулировать проблемы.

Строить сообщения в

устной форме.

Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Самооценка на

основе критериев

природных зон зону

тундры,

рассказывать о ней

по карте,

обнаруживать

экологические связи

в зоне тундры.

Рассказывать о них

признаков.

Устанавливать причинно-

следственные связи.

Р. Учитывать

установленные правила в

планировании и контроле

способа решения.

К. Аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров.

успешности учебной

деятельности.

15

Леса

России.

Открытие

новых

знаний

Устанавливать

связь между

неживой и живой

природой

Рассказывать о

роли растений в

природе и жизни

людей.

Находить и

показывать на карте

зону тайги, зону

смешанных и

широколиственных

лесов, рассказывать

о них по карте,

устанавливать

зависимость

особенностей

лесных зон

распределения тепла

и влаги. Сравнивать

природу тундры и

лесных зон.

П. Строить сообщения в

устной форме.

Устанавливать причинно-

следственные связи.

Р. Осуществлять итоговый

и пошаговый контроль по

результату.

К. Проявлять активность

во взаимодействии,

ставить вопросы,

обращаться за помощью.

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

16

Лес и

человек.

Открытие

новых

знаний

Оценивать роль

растений в

природе и жизни

людей,

Обосновывать

бережное

отношение

человека к

растениям и

животным

Обсуждать

экологические

проблемы леса,

предлагать меры по

его охране;

обсуждать правила

поведения в лесу с

использованием

книги «Великан на

поляне»;

характеризовать

лесные зоны по

плану.

17

Зона

степей.

Открытие

новых

знаний

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Анализировать

особенности

труда и быта

людей, влияние

человека на

природу,

Рассказывать об

охране природы.

Сравнивать общий

вид леса и степи,

описывать степь по

фотографиям;

находить и

показывать на карте

природных зон зону

степей, рассказывать

о ней по карте;

сравнивать природу

зоны степей с

природой лесов и

тундры, обсуждать

экологические

проблемы.

П. Осуществлять поиск

необходимой

информации. Строить

сообщения в устной

форме. Осуществлять

анализ объектов с

выделением

существенных и

несущественных

признаков. Устанавливать

причинно-следственные

связи.

Р. Различать способ и

результат действия.

Учиться высказывать

своё предположение.

К. Проявлять активность

во взаимодействии для

решения

коммуникативно-

познавательных задач.

.

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

18

Пустыни.

Практичес

кая работа

№5

Открытие

новых

знаний

Сравнивать общий

вид степи и

пустыни, описывать

пустыню по

фотографиям;

находить и

показывать на карте

природных зон

полупустыни и

пустыни,

рассказывать о них

по карте.

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности

19

У Черного

моря.

Открытие

новых

знаний

Осуществлять

анализ

особенностей

труда и быта

людей, влияние

человека на

Находить и

показывать на карте

зону субтропиков,

рассказывать о ней

по карте;

устанавливать

П. Осуществлять поиск

необходимой

информации. Строить

сообщения в устной

форме. Осуществлять

анализ объектов с

Чувство любви к

своей стране,

выражающееся в

интересе к её

природе.

Навыки

природу

Рассказывать о

растительном и

животном мире

причины

своеобразия

природы

субтропической

зоны. Моделировать

характерные цепи

питания. Обсуждать

правила

безопасности во

время отдыха у

моря, экологические

проблемы.

выделением

существенных и

несущественных

признаков.

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

характера сделанных

ошибок, использовать

предложения и оценки для

создания нового, более

совершенного результата.

К. Формулировать своё

мнение и позицию.

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

Родной край-часть большой страны (14ч)

20

Обобщение

по разделу

«Природа

России»

Проверочн

ая работа

№2

Построени

е системы

знаний

Сравнивать

свойства

наблюдаемых

объектов.

Осуществлять

наблюдения в

природе

Проверить

знания по разделу

Работать в паре,

находить на карте

России свой регион.

Знакомиться с

картой своего

региона;

характеризовать

родной край по

предложенному в

учебнике плану.

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме.

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

К. Задавать вопросы.

Адекватно использовать

речевые средства для

решения различных

коммуникативных задач,

владеть диалогической

формой речи.

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

21

Поверх

ность

Открытие

новых

Называть

особенности

Описывать по своим

наблюдениям

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

Чувство любви к

своему краю,

нашего края

знаний

поверхности (на

основе

наблюдений).

Описывать

формы

поверхности:

равнина, горы,

холмы, овраги

формы земной

поверхности

родного края;

находить на карте

региона основные

формы земной

поверхности,

крупные овраги и

балки; обсуждать

меры по охране

поверхности своего

края.

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме.

Р. Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в

сотрудничестве с

учителем.

Учиться высказывать своё

предположение.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

выражающееся в

интересе к его

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

22

Водоемы

нашего края

Открытие

новых

знаний

Осуществлять

анализ объектов

Рассказывать о

водоемах родного

края: названия,

краткая

характеристика

Характеризовать (в

ходе экскурсий и

наблюдений) формы

земной поверхности.

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме.

Р. Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в

сотрудничестве с

учителем.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

23

Наши

подземные

богатства.

Практичес

кая работа

Открытие

новых

знаний

Практическое

знакомство с

полезными

ископаемыми

своего края.

Понимать учебную

задачу урока и

стремиться её

выполнить, работать

в группе: составлять

.П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

№6

Проводить

опыты с

природными

объектами,

простейшие

измерения

список водных

объектов своего

региона, описывать

одну из рек по

приведённому в

учебнике плану.

составлять план

описания водного

объекта

сообщения в устной

форме.

Р. Планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей.

К. Формулировать своё

мнение и позицию.

использовать речь для

регуляции своего

действия.

Экологическая

культура:

ценностное

отношение к

природному миру;

готовность следовать

нормам

природоохранного

поведения.

24

Земля –

кормилица

Открытие

новых

знаний

Называть типы

почв

Рассказывать о

почве, ее составе

Различать типы почв

на иллюстрациях

учебника и

образцах. Работать в

паре, доказывать

огромное значение

почвы для жизни на

Земле, отвечать на

итоговые вопросы и

оценивать

достижения

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме.

Р. Осуществлять итоговый

и пошаговый контроль по

результату.

К. Аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров.

Объяснять с позиции

общечеловеческих

нравственных

ценностей, почему

конкретные простые

поступки можно

оценить как хорошие

или плохие.

25

Жизнь леса.

Открытие

новых

знаний

Обосновывать

условия,

необходимые для

жизни.

Рассказывать о

растениях и

животных, их

разнообразии

Определять с

помощью атласа-

определителя

растения

смешанного леса в

гербарии, выявлять

экологические связи

в лесу,

моделировать цепи

питания .

характерные для

лесного сообщества

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Устанавливать причинно-

следственные связи.

Р. Оценивать

правильность выполнения

действий на уровне

адекватной

ретроспективной оценки

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

Самооценка на

основе критериев

успешности учебной

деятельности.

Экологическая

культура:

ценностное

региона, обсуждать

нарушение

экологических

связей по вине

человека.

соответствия результатов

требованиям данной

задачи.

Перерабатывать

полученную информацию:

делать выводы в

результате совместной

работы всего класса.

К. Формулировать своё

мнение и позицию.

отношение к

природному миру;

готовность следовать

нормам

природоохранного

поведения

26

Жизнь луга

Практичес

кая работа

№7

Открытие

новых

знаний

Извлекать

необходимые

сведения из

дополнительной

литературы

Рассказывать о

природных

объектах, их

использовании

человеком,

Составлять

правила

поведения

в природе.

Знакомиться с

животными луга,

выявлять

экологические связи

на лугу,

характеризовать

луговое сообщество

по плану учебника,

сравнивать

природные

особенности леса и

луга.

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме.

Р. Адекватно

воспринимать

предложения и оценку

учителей, товарищей,

родителей. Строить

сообщения в устной

форме.

К. Формулировать свои

затруднения, задавать

вопросы.

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

Концентрация воли и

стабилизация

эмоционального

состояния для

преодоления

интеллектуальных

затруднений.

27

Жизнь в

пресных

водах

Открытие

новых

знаний

Составлять

правила

поведения

в природе.

Рассказывать о

водоемах, их

использовании

Мотивация учебной

деятельности,

внутренняя позиция

школьника на

основе

положительного

отношения к школе.

Экологическая

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме. Устанавливать

причинно-следственные

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

человеком

культура:

ценностное

отношение к

природному миру;

готовность

следовать нормам

природоохранного

поведения.

связи.

Р. Различать способ и

результат действия.

К. Проявлять активность

во взаимодействии для

решения

коммуникативно-

познавательных задач.

28

Лес –

природное

сообщество.

(Экскурсия)

Рефлексия

Обмениваться

сведениями,

полученными в

ходе бесед со

старшими

членами семьи

Находить эти

сведения в

справочной и

дополнительной

литературе.

Самостоятельно

определять и

высказывать самые

простые общие для

всех людей правила

поведения (основы

общечеловеческих

нравственных

ценностей).

П. Добывать новые

знания: находить

необходимую

информацию как в

учебнике, так и в

предложенных учителем

словарях и

энциклопедиях.

Р. Учиться планировать

учебную деятельность на

уроке. К. Слушать и

понимать речь других

Проявлять интерес к

природе своего края

29

Луг –

природное

сообщество.

(Экскурсия)

Рефлексия

30

Природное

сообщество

пресного

водоёма

(Экскурсия)

Рефлексия

31

Растениево

дство в

нашем крае.

Практичес

кая работа

№8

Открытие

новых

знаний

Оценивать роль

растений в

природе и жизни

людей,

Рассказывать о

бережном

отношении

человека к

растениям

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций.

П. Ставить и

формулировать проблемы.

Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме. Устанавливать

причинно-следственные

связи.

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

характера сделанных

ошибок, использовать

предложения и оценки для

создания нового, более

совершенного результата.

К. Аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров.

32

Животново

дство

в нашем

крае.

Открытие

новых

знаний

Строить

сообщения в

устной форме

Определять роль

животных в

жизни людей,

Рассказывать о

бережном

отношении к

животным

Понимать учебную

задачу урока и

стремиться её

выполнить;

выявлять

зависимость

животноводства в

регионе от

природных условий;

работать в группе;

различать породы

домашних

животных.

Наблюдать за

трудом

животноводов

П. Осуществлять анализ

объектов с выделением

существенных и

несущественных

признаков. Строить

сообщения в устной

форме. Устанавливать

причинно-следственные

связи.

Р. Соотносить

правильность выбора с

требованиями конкретной

задачи.

Использовать речь для

регуляции своего

действия

К. Проявлять активность

во взаимодействии для

решения

коммуникативно-

познавательных задач.

Чувство любви к

своему краю,

выражающееся в

интересе к его

природе.

Навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и

находить выход из

спорных ситуаций

33

Обобщение

знаний по

разделу.

«Наш край»

Проверочн

Построени

е системы

знаний

Владеть

базовым

понятийным

аппаратом,

необходимым для

Понимать учебную

задачу урока и

стремиться её

выполнить

.П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Ориентация на

понимание причин

успеха в учебной

деятельности, в том

числе на самоанализ

ая работа

№3

дальнейшего

обучения.

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Проверить

знания по разделу

Осуществлять обобщение

на основе имеющихся

знаний.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу так и в конце

действия.

К. Учитывать разные

мнения и интересы и

обосновывать

собственную позицию.

и самоконтроль

результата, на анализ

соответствия

результатов

требованиям

конкретной задачи,

на понимание оценок

учителей,

товарищей,

родителей и других

людей.

Страницы всемирной истории (6ч)

34

Начало

истории

человечеств

а

Открытие

новых

знаний

Характеризовать

эпохи истории

человечества,

свидетельства о

первобытных

людях, жизнь

первобытных

людей

Понимать учебную

задачу урока и

стремиться её

выполнить;

определять по

«ленте времени»

длительность

периода

первобытной

истории; обсуждать

роль огня и

приручения

животных; понимать

роль археологии в

изучении

первобытного

общества

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

К. Задавать вопросы,

формулировать

собственное мнение и

позицию.

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

35

Мир

древности:

далекий и

близкий

Открытие

новых

знаний

Познакомиться с

некоторыми

древними

государствами,

Определять по

«ленте времени»

длительность

истории Древнего

. П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

городами,

сооружениями,

осознать

значение

письменности,

сравнение

источников по

истории

первобытности и

по истории

Древнего мира

мира; находить на

карте

местоположение

древних государств;

обобщать сведения о

древних

государствах,

культуре, религиях,

выявлять общее и

отличия,

сопоставлять

алфавиты древности

различных источников.

Осознанно и произвольно

строить сообщения в

устной форме.

Р. Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в

сотрудничестве с

учителем.

Учиться высказывать

своё предположение.

К. Задавать

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы

36

Средние

века: время

рыцарей и

замков

Открытие

новых

знаний

Познакомиться с

миром

Средневековья:

государства,

города, рыцари,

замки,

изобретения.

Осознать

важность начала

книгопечатания.

Сравнивать

источники по

истории Древнего

мира и по

истории

Средневековья

Формулировать и

удерживать учебную

задачу; составлять

план и

последовательность

действий, вносить

необходимые

дополнения и

изменения в план и

способ действия

Самостоятельно

выделять и

формулировать

познавательную

цель, осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

и письменной

форме, в том числе

творческого и

исследовательского

характера.

Проявлять

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей.

К. Формулировать

собственное мнение и

позицию

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

Проявлять

активность во

взаимодействии для

решения

коммуникативных и

познавательных

задач, определять

общую цель и пути

её достижения

37

Новое

время:

встреча

Европы и

Америки

Открытие

новых

знаний

Познакомиться с

географическими

открытиями,

изобретениями,

городами нового

времени.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Учитывать

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

Показывать на

глобусе части

света и материки,

открытые

знаменитыми

путешественника

ми

активность во

взаимодействии для

решения

коммуникативных и

познавательных

задач, определять

общую цель и пути

её достижения

установленные правила в

планировании и контроле

способа решения.

К. Формулировать свои

затруднения; ставить

вопросы; строить

понятные для партнёра

высказывания.

познавательные и

внешние мотивы.

38

Новейшее

время:

история

продолжает

ся сегодня

Практичес

кая работа

№9

Открытие

новых

знаний

Познакомиться с

путешественника

ми. городами,

открытиями, с

некоторыми

событиями

Новейшего

времени

Находить на «ленте

времени» начало

Новейшего времени;

характеризовать

изменения в

политическом

устройстве стран

мира. Рассказывать

о научных и

технических

открытиях .

во взаимодействии.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Осуществлять

итоговый и пошаговый

контроль по результату.

К. Координировать и

принимать различные

позиции

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

39

Обобщение

по разделу

«Страницы

всемирной

истории».

Проверочн

ая работа

№4

Построени

е системы

новых

знаний

Владеть базовым

понятийным

аппаратом,

необходимым для

дальнейшего

обучения.

Проверить

знания по разделу

«Страницы

Всемирной

истории»

Понимать учебную

задачу урока и

стремиться её

выполнить; К.

Задавать вопросы,

формулировать

собственное мнение

и позицию.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи

Страницы истории России (20ч)

40

Жизнь

древних

славян

Открытие

новых

знаний

Понимать

учебную задачу

Ознакомиться с

Анализировать

карту расселения

племён древних

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

Учебно-

познавательный

интерес к новому

историей

Отечества.

Картинами быта,

труда, традиций

людей в разные

исторические

времена.

славян; выявлять

взаимосвязь жизни

древних славян и их

занятий с

природными

условиями того

времени.

Характеризовать

верования древних

славян; составлять

план рассказа на

материале учебника

заданий с использованием

различных источников.

Самостоятельно создавать

алгоритм деятельности.

Р. Адекватно

воспринимать

предложения и оценку

учителей, товарищей,

родителей.

К. Аргументировать свою

позицию и

координировать её с

позициями партнёров.

материалу и

способам решения

новой задачи.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

.

41

Во времена

Древней

Руси

Открытие

новых

знаний

Рассказывать

историю

Отечества.

Отдельные яркие

и наиболее

важные события

общественной и

культурной

жизни

Прослеживать по

карте Древней Руси

путь « из варяг в

греки» и

расширение

территории

государства в 9-

11в.отмечать на

«ленте времени»

дату Крещения

Руси.

Анализировать

былину об Илье

Муромце как

отражение борьбы

Древней Руси с

кочевниками.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Осознанно и произвольно

строить сообщения в

устной форме.

Р. Различать способ и

результат действия.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

42

Страна

городов

Практичес

кая работа

№10

Открытие

новых

знаний

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Анализировать

карты Древнего

Киева и Древнего

Новгорода,

характеризовать их

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

местоположение,

оборонительные

сооружения, занятия

горожан, систему

правления, находки

берестяных грамот в

Новгороде, готовить

сообщения.

Обсуждать

важность находок

археологами

берестяных грамот

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

характера сделанных

ошибок, использовать

предложения и оценки для

создания нового, более

совершенного результата.

К. Задавать вопросы,

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю. .

43

Из книжной

сокровищни

цы Древней

Руси

Открытие

новых

знаний

Называть

выдающихся

людей разных

эпох.

Рассказывать об

охране

памятников

истории и

культуры

Обсуждать роль

создания славянской

письменности для

распространения

культуры в Древней

Руси;

характеризовать

состояние

грамотности на Руси

после создания

славянской азбуки;

выявлять роль

летописей для

изучения истории

России;

характеризовать

оформление

рукописных книг

как памятников

древнерусского

искусства.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

характера сделанных

ошибок, использовать

предложения и оценки для

создания нового, более

совершенного результата.

К. Задавать вопросы,

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

44

Трудные

времена на

Русской

земле

Открытие

новых

знаний

Показывать

Россию на карте

(границы, города,

места изученных

сражений,

исторических

событий).

Называть

выдающихся

людей разных

эпох.

Рассказывать об

охране

памятников

истории и

культуры

.

Прослеживать по

карте нашествие

Батыя на Русь;

обсуждать причины

поражения Древней

Руси в ходе

монгольского

нашествия;

рассказывать о

монгольском

нашествии по плану

учебника.

Высказывать своё

отношение к

личности

Александра

Невского; Заполнять

«Героическую

летопись России»

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Ставить и формулировать

проблемы.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу его

реализации, так и в конце

действия.

К. Формулировать своё

мнение и позицию.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

45

Русь

расправляет

крылья

Открытие

новых

знаний

Приводить факты

возрождения северо-

восточных земель

Руси; прослеживать

по карте

объединение

русских земель

вокруг Москвы;

обсуждать, какие

личные качества

Ивана Калиты

сыграли роль в

успехе его

правления.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

форме.

К. Формулировать свои

затруднения.

Учитывать разные мнения

и стремиться к

координации различных

позиций в

сотрудничестве.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

46

Куликов

Открытие

Прослеживать по

. П. Осуществлять поиск

Основы гражданской

ская

битва

новых

знаний

карте передвижения

русских и

ордынских войск;

составлять план

рассказа о

Куликовской битве;

рассказывать по

плану. рассказывать

о поединках

богатырей.

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Вносить необходимые

дополнения и изменения в

план и способ действия.

К. Договариваться и

приходить к общему

решению в совместной

деятельности, в том числе

в ситуации столкновения

интересов.

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю

47

Иван

Третий

Открытие

новых

знаний

Рассказывать об

изменении политики

в отношении

золотой орды;

обсуждать значение

освобождения от

монгольского ига;

отмечать на «ленте

времени» даты

освобождения от

монгольского ига,

венчания Ивана

Грозного на царство

. П. Ставить и

формулировать проблемы.

Строить рассуждения в

форме простых суждений

об объекте.

Р. Вносить необходимые

коррективы в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта

характера сделанных

ошибок.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю

48

Мастера

печатных

дел

Открытие

новых

знаний

Называть

выдающихся

людей разных

эпох

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Обсуждать, как

повлияло начало

книгопечатания на

развитие

просвещения и

культуры в России;

сопоставлять

современные и

первопечатные

учебники по

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Проявлять

познавательную

инициативу в учебном

сотрудничестве*.

К. Задавать вопросы,

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

иллюстрациям

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

49

Патриоты

России

Открытие

новых

знаний

Строить

сообщения в

устной форме

Называть

выдающихся

людей разных

эпох

Обсуждать значение

организации

народного

ополчения и

освобождения

Москвы от польской

интервенции;

отмечать на «ленте

времени» год

освобождения

Москвы. Заполнять

«Героическую

летопись России

П. Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

форме.

Р. Выделять и

формулировать то, что

уже усвоено и что ещё

нужно усвоить.

Использовать речь для

регуляции своего

действия

К. Координировать и

принимать различные

позиции во

взаимодействии.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

50

Петр

Великий

Открытие

новых

знаний

Понимать

учебную задачу

Называть Города

России.

Рассказывать о

реформах Петра1 на

основе материала

учебника; описывать

достопримечательно

сти Санкт-

Петербурга.

Находить на карте

приобретения

города, основанные

Петром1.

П. Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

форме.

Р. Использовать речь для

регуляции для регуляции

своего действия

К. Задавать вопросы,

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

51

Михаил

Васильевич

Ломоносов

Открытие

новых

знаний

Формулировать

выводы

изученного

материала

Понимать

учебную задачу

Составлять план

рассказа о

Ломоносове;

высказывать своё

отношение к

личности

Ломоносова;

прослеживать по

карте путь

М.В.Ломоносова из

Холмогор в Москву.

П. Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

форме.

Р. Использовать речь для

регуляции для регуляции

своего действия

К. Задавать вопросы,

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

52

Екатерина

Великая

Открытие

новых

знаний

Обсуждать,

заслуженно ли

Екатерина Вторая

стала называться

Великая; сравнивать

положение разных

слоёв российского

общества.

Рассказывать по

учебнику о

крестьянской войне

Е.Пугачёва

П. Осознанно и

произвольно строить

сообщения в устной

форме.

Р. Учиться высказывать

своё предположение.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

53

Отечествен

ная война

Открытие

новых

На основе

самостоятельной

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

Основы гражданской

идентичности, своей

1812 года

знаний

работы по учебнику

рассказывать о

Бородинском

сражении;

обсуждать, почему

война 1812г.

называется

Отечественной.

Заполнять

«Героическую

летопись России»

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Устанавливать

соответствие полученного

результата поставленной

цели.

К. Координировать и

принимать различные

позиции во

взаимодействии.

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

54

Страницы

истории

XIX века

Открытие

новых

знаний

Показывать

Россию на карте

(границы, города,

места изученных

исторических

событий)

Осуществлять

поиск

необходимой

информации

Работать с

историческими

картами,

сопоставлять

исторические

источники, готовить

сообщения, отвечать

на итоговые

вопросы и

оценивать свои

достижения на

уроке.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу его

реализации, так и в конце

действия.

К. Задавать вопросы,

обращаться за помощью.

Осознание себя

членом общества и

государства

(самоопределение

своей российской

гражданской

идентичности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России). Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

55

Россия

вступает

в XX век

Открытие

новых

знаний

Называть

отдельные яркие

и наиболее

важные события

общественной и

культурной

жизни России

Работать с

историческими

картами,

сопоставлять

исторические

источники, готовить

сообщения, отвечать

на итоговые

вопросы и

оценивать свои

достижения на уроке

56

Страницы

истории

Открытие

новых

Анализировать

яркие и наиболее

П. Владеть основами

смыслового

Основы гражданской

идентичности, своей

Знакомиться по

карте СССР с

1920–1930-

х годов

знаний

важные события

общественной и

культурной

жизни

восприятия

познавательных

текстов, выделять

существенную

информацию из

сообщений разных

видов (в первую

очередь текстов).

Р. Самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения

действия и вносить

необходимые

коррективы в

исполнение, как по

ходу его реализации

этнической

принадлежности в форме

осознания «Я» как

гражданина России,

чувства сопричастности и

гордости за свою Родину,

народ и историю.

административно-

территориальным

устройством страны;

сравнивать гербы

России и СССР4

сравнивать тексты

гимнов

дореволюционной

России , СССР и

Российской

Федерации.

57

Великая

война

и Великая

Победа

Открытие

новых

знаний

Называть

государственные

праздники (День

Победы)

Составлять план

рассказа

П.Преобразовывать

практическую

задачу в

познавательную;

адекватно

использовать речь

для планирования и

регуляции своей

деятельности

Р.Использовать

знаково-

символические

средства при работе

с картой; поиск и

выделение

необходимой

информации из

различных

источников;

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в форме

осознания «Я» как

гражданина России,

чувства сопричастности и

гордости за свою Родину,

народ и историю.

Составлять план

рассказа о ходе

Великой

Отечественной

войны, рассказывать

о ней по плану;

обсуждать, в чём

значение Победы в

Великой

Отечественной

войне для нашей

страны и всего мира.

Встречаться с

ветеранами.

обобщение

К.Определять

общую цель и пути

её достижения;

координировать и

принимать

различные позиции

во взаимодействии

58

Страна,

открывшая

путь в

космос

Открытие

новых

знаний

Составлять

план рассказа

Основы

гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

П. Владеть основами

смыслового восприятия

познавательных текстов,

выделять существенную

информацию из

сообщений разных видов

(в первую очередь

текстов).

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение

по ходу его реализации.

Широкая

мотивационная

основа учебной

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

59

Обобщение

по теме «По

страницам

истории

отечества».

Проверочн

ая работа

№5

Построени

е системы

знаний

Понимать

учебную задачу

Обобщать

полученные

знания

Проверить

знания по разделу

Владение базовым

понятийным

аппаратом,

необходимым для

дальнейшего

обучения.

П. Владеть основами

смыслового восприятия

познавательных текстов,

выделять существенную

информацию из

сообщений разных видов

(в первую очередь

текстов).

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу его

Основы гражданской

идентичности, своей

этнической

принадлежности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю.

Широкая

мотивационная

основа учебной

реализации, так и в конце

действия.

деятельности,

включающая

социальные, учебно-

познавательные и

внешние мотивы.

Современная Россия (9ч)

60

Основной

закон

России и

права

человека

Открытие

новых

знаний

Принимать и

сохранять

учебную задачу.

Давать

определения:

Человек – член

общества. Россия

(Российская

Федерация) –

наша Родина.

Государственные

праздники (День

Конституции)

Находить на

политико-

административной

карте РФ края,

области,

республики,

автономные округа.

Области, города

федерального

значения.

Анализировать

закреплённые в

Конвенции права

ребёнка; обсуждать,

как права одного

человека

соотносятся с

правами других

людей; готовить

проект

П. Владеть основами

смыслового восприятия

познавательных текстов,

выделять существенную

информацию из

сообщений разных видов

(в первую очередь

текстов).

Р. Принимать и сохранять

учебную задачу.

Учитывать выделенные

учителем ориентиры

действия в новом учебном

материале в

сотрудничестве с

учителем.

К. Задавать вопросы,

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

Учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

новой задачи.

61

Мы –

граждане

России

Открытие

новых

знаний

Анализировать

понятия: человек

– член общества;

президент

Российской

Федерации –

глава

государства;

Федеральное

собрание

Различать права и

обязанности

гражданина,

устанавливать их

взаимосвязь;

следить за

государственными

делами по

программам

новостей и

Гражданская

идентичность в

форме сознания «Я»

как гражданин

России, чувства

сопричастности и

гордости за свою

Родину, народ и

историю;

гуманистическое

печатным средствам

массовой

информации.

сознание

62

Славные

символы

России

Открытие

новых

знаний

Определять

государственную

символику

России:

Государственный

герб России,

Государственный

флаг России,

Государственный

гимн России

Знакомиться с

особенностями

герба Российской

Федерации, его

историей,

символикой,

отличать герб

России от гербов

других государств.

Знакомиться с

государственным

флагом России, его

историей, с

Красным знаменем

Победы.

П. Узнавать

государственную

символику Российской

Федерации и своего

региона.

Р. Перерабатывать

полученную информацию:

делать выводы в

результате совместной

работы всего класса.

К. Координировать и

принимать различные

позиции во

взаимодействии;

контролировать действия

партнёра.

Осознание себя

членом общества и

государства

(самоопределение

своей российской

гражданской

идентичности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России).

63

Такие

разные

праздники

Открытие

новых

знаний

Распознавать

государственные

праздники (День

независимости,

День защитника

Отечества, День

Конституции)

другие

всенародные

праздники,

отмечаемые в

России

Различать праздники

государственные,

профессиональные,

церковные,

народные,

семейные,

знакомиться с

праздниками.

П. Владеть основами

смыслового восприятия

познавательных текстов,

выделять существенную

информацию из

сообщений разных видов

(в первую очередь

текстов).

Р. Оценивать

правильность выполнения

действий на уровне

адекватной

ретроспективной оценки

соответствия результатов

требованиям данной

задачи.

К. Задавать вопросы,

Мотивация учебной

деятельности,

внутренняя позиция

школьника на основе

положительного

отношения к школе.

необходимые для

организации собственной

деятельности и

сотрудничества с

партнёром.

64

Путешест

вие по

России

Открытие

новых

знаний

Называть города

России. Москва –

столица России.

Находить

Россию на карте

(границы, города,

места изученных

исторических

событий).

Рассказывать об

охране

памятников

истории и

культуры

Рассказывать по

личным

впечатлениям о

разных уголках

России,

демонстрировать

фотографии,

сувениры.

Анализировать и

сравнивать гербы

городов России,

выяснять их

символику.

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия и

вносить необходимые

коррективы в исполнение,

как по ходу его

реализации, так и в конце

действия.

К. Строить

монологическое

высказывание.

Целостный,

социально

ориентированный

взгляд на мир в

единстве и

разнообразии

народов и культур.

Осознание себя

членом общества и

государства

(самоопределение

своей российской

гражданской

идентичности в

форме осознания

«Я» как гражданина

России).

65

Путешест

вие по

России

Открытие

новых

знаний

66

Путешест

вие по

России

Открытие

новых

знаний

67

Обобщение

по теме

«Современ

ная

Россия».

Проверочн

ая работа

№6

Построени

е системы

знаний

Описывать

исторические и

культурные

памятники на

основе

иллюстративного

материала или

непосредственног

о наблюдения,

Проверить

знания по разделу

Подготовить

Выполнять тесты с

выбором ответа,

адекватно оценивать

свои знания

П. Осуществлять поиск

необходимой информации

для выполнения учебных

заданий с использованием

различных источников.

Р. Самостоятельно

оценивать правильность

выполнения действия .

Целостный,

социально

ориентированный

взгляд на мир в

единстве и

разнообразии

народов и культур.

Ориентация на

понимание причин

успеха в учебной

деятельности, в том

числе на самоанализ

и самоконтроль

результата, на анализ

рассказ о

важнейших

изученных

событиях из

истории

Отечества

К. Координировать и

принимать различные

позиции во

взаимодействии;

контролировать действия

партнёра.

соответствия

результатов.

68

Презентаци

я проектов

(по выбору)

Урок-

проект

Учащиеся

демонстрируют

умения: извлекать

информацию из доп.

источников;

готовить тексты

сообщений;

выступать с сооб-

щением; оценивать

свои достижения



В раздел образования