Автор: Галиева Алсу Илгизовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83 - Центр образования"
Населённый пункт: Приволжского района, г.Казани
Наименование материала: презентация
Тема: "Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили"
Раздел: среднее образование
Презентацию выполнила:
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Лицей №83 – ЦО»
Галиева Алсу Илгизовна
Гуманно-личностная
технология
Ш.А.Амонашвили
- советский,
грузинский и
российский педагог,
кандидат
педагогических наук,
доктор
психологических наук
- советский,
грузинский и
российский педагог,
кандидат
педагогических наук,
доктор
психологических наук
Дата рождения:
8 марта 1931 г.
Место рождения:
Тбилиси, Грузия
Дата рождения:
8 марта 1931 г.
Место рождения:
Тбилиси, Грузия
Шалва Александрович Амонашвили
Труды Ш.А.Амонашвили
Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл.
А. В. Петровского. — М., 1983.
Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения
школьников. — М., 1984
Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.
Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.
Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.
Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море
Света. — Донецк, 2009.
Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.
Что такое «гуманная педагогика»?
«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с
его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его
космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении
всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его
свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность
которых предопределяют учительскую любовь, оптимизм, высокая
духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и
призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое
мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных
систем и процессов, рожденных в его недрах»
Амонашвили Ш.А.
Основные постулаты
гуманной педагогики
•
Вера в возможности ребенка
•
Раскрытие самобытной природы в ребенке
•
Уважение и утверждение его личности
•
Направление
его
на
служение
добру
и
справедливости
Шалва Александрович Амонашвили
автор гуманно-личностной
технологии
Разработал и воплотил в своей
экспериментальной школе педагогику
сотрудничества, личностный подход,
оригинальные методики обучению языку и
математике. Является автором гуманно-
личностной технологии, которая по своему
характеру является обучающей и
воспитательной.
По своей организационной форме – это
традиционная классно-урочная технология с
элементами дифференциации и
индивидуализации.
Основные методы – объяснительно-
иллюстративные, игровые с элементами
проблемности, творчества.
Концептуальными положениями гуманно-
личностной технологии являются положения
личностного подхода педагогики
сотрудничества, которая трактуется как идея
совместной развивающей деятельности
детей и взрослых, скреплённой
взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, совместным
анализом хода и результатов этой
деятельности.
Принципы
Ш.А.Амонашвили:
1.Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.
2.Чтобы ребенок познавал себя как человека
3.Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность
4.Чтобы ребенок находил общественный простор для
развития своей истинной природы
5.Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими
интересами
6.Чтобы были предотвращены источники, способные
провоцировать ребенка на асоциальные проявления
Урок в данной технологии
– это ведущая форма
жизни детей, а не только
процесса обучения:
Урок – дружба
Урок – солнце
Урок – творчество
Урок – игра
Урок – радость
Урок – труд
Урок – встреча
Урок - жизнь
«Детям не нужны отметки, они и без них
будут учиться, если учение мы превратим в
процесс развития познавательных
стремлений»
Вместо количественной оценки предлагает
качественное оценивание: характеристика,
пакет результатов, обучение самоанализу,
самооценка.
Амонашвили Ш. А. категорически
выступает против отметок.
Важнейшие умения и способности и
соответствующие им уроки
Шахматы
Познавательное чтение
Постижение прекрасного
Духовная жизнь
Письменно-речевая деятельность
Уроки о природе
Планирование деятельности
Осмысление высоких духовных материй и
ценностей
Лингвистическое чутье
Смелость и выносливость
Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь,
Смерть и др.
Уроки родного языка
Общение
Математическое воображение
Постижение красоты всего окружающего
Иноязычная речь
Музыка, изобразительное искусство,
балет, театр и др.
Осмысление высоких математических
понятий
Бесконечность, вечность, мироздание,
многообразие и др.
Основные установки
учителя гуманного
педагогического
процесса:
•
Руководящие принципы учителя
•
Заповеди учителя
•
Опоры в ребенке
•
Личностные качества учителя
•
Законы учителя
Методы и приемы
Ш.А.Амонашвили:
1.Приёмы поддержки и помощи детям
2.Приём «Секреты»
3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.
4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и
учеников, восхвалять солнце, день, природу.
5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».
6. Приём «Опустите головы!».
7. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму,
нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.
7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность
сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.
Методы и приемы Ш.А.Амонашвили:
1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки»
рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в
других классах.
2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей
рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи,
рассказы для учащихся следующих классов.
3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте
сложные задания сами).
4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям
самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть
учителем»).
5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с
детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
7. Методы опережающего обучения.
« Ш к о л а д о л ж н а л ю б и т ь р е б е н к а , т о г д а
о н п о л ю и т ш к о л у »
— В.А.Сухомлинский