Напоминание

"Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили"


Автор: Галиева Алсу Илгизовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83 - Центр образования"
Населённый пункт: Приволжского района, г.Казани
Наименование материала: презентация
Тема: "Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили"
Раздел: среднее образование





Назад




Презентацию выполнила:

Учитель родного языка и литературы

МБОУ «Лицей №83 – ЦО»

Галиева Алсу Илгизовна

Гуманно-личностная

технология

Ш.А.Амонашвили

- советский,

грузинский и

российский педагог,

кандидат

педагогических наук,

доктор

психологических наук

- советский,

грузинский и

российский педагог,

кандидат

педагогических наук,

доктор

психологических наук

Дата рождения:

8 марта 1931 г.

Место рождения:

Тбилиси, Грузия

Дата рождения:

8 марта 1931 г.

Место рождения:

Тбилиси, Грузия

Шалва Александрович Амонашвили

Труды Ш.А.Амонашвили

Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл.

А. В. Петровского. — М., 1983.

Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986

Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения

школьников. — М., 1984

Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996

Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.,1996.

Амонашвили Ш. А. Вера и любовь.- М., 2009.

Амонашвили Ш. А. Истина Школы.- М.,2006.

Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.

Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море

Света. — Донецк, 2009.

Амонашвили Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Амонашвили Ш. А. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.

Что такое «гуманная педагогика»?

«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с

его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его

космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении

всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его

свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность

которых предопределяют учительскую любовь, оптимизм, высокая

духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и

призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое

мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных

систем и процессов, рожденных в его недрах»

Амонашвили Ш.А.

Основные постулаты

гуманной педагогики

Вера в возможности ребенка

Раскрытие самобытной природы в ребенке

Уважение и утверждение его личности

Направление

его

на

служение

добру

и

справедливости

Шалва Александрович Амонашвили

автор гуманно-личностной

технологии

Разработал и воплотил в своей

экспериментальной школе педагогику

сотрудничества, личностный подход,

оригинальные методики обучению языку и

математике. Является автором гуманно-

личностной технологии, которая по своему

характеру является обучающей и

воспитательной.

По своей организационной форме – это

традиционная классно-урочная технология с

элементами дифференциации и

индивидуализации.

Основные методы – объяснительно-

иллюстративные, игровые с элементами

проблемности, творчества.

Концептуальными положениями гуманно-

личностной технологии являются положения

личностного подхода педагогики

сотрудничества, которая трактуется как идея

совместной развивающей деятельности

детей и взрослых, скреплённой

взаимопониманием, проникновением в

духовный мир друг друга, совместным

анализом хода и результатов этой

деятельности.

Принципы

Ш.А.Амонашвили:

1.Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.

2.Чтобы ребенок познавал себя как человека

3.Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность

4.Чтобы ребенок находил общественный простор для

развития своей истинной природы

5.Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими

интересами

6.Чтобы были предотвращены источники, способные

провоцировать ребенка на асоциальные проявления

Урок в данной технологии

– это ведущая форма

жизни детей, а не только

процесса обучения:

Урок – дружба

Урок – солнце

Урок – творчество

Урок – игра

Урок – радость

Урок – труд

Урок – встреча

Урок - жизнь

«Детям не нужны отметки, они и без них

будут учиться, если учение мы превратим в

процесс развития познавательных

стремлений»

Вместо количественной оценки предлагает

качественное оценивание: характеристика,

пакет результатов, обучение самоанализу,

самооценка.

Амонашвили Ш. А. категорически

выступает против отметок.

Важнейшие умения и способности и

соответствующие им уроки

Шахматы

Познавательное чтение

Постижение прекрасного

Духовная жизнь

Письменно-речевая деятельность

Уроки о природе

Планирование деятельности

Осмысление высоких духовных материй и

ценностей

Лингвистическое чутье

Смелость и выносливость

Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь,

Смерть и др.

Уроки родного языка

Общение

Математическое воображение

Постижение красоты всего окружающего

Иноязычная речь

Музыка, изобразительное искусство,

балет, театр и др.

Осмысление высоких математических

понятий

Бесконечность, вечность, мироздание,

многообразие и др.

Основные установки

учителя гуманного

педагогического

процесса:

Руководящие принципы учителя

Заповеди учителя

Опоры в ребенке

Личностные качества учителя

Законы учителя

Методы и приемы

Ш.А.Амонашвили:

1.Приёмы поддержки и помощи детям

2.Приём «Секреты»

3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.

4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и

учеников, восхвалять солнце, день, природу.

5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».

6. Приём «Опустите головы!».

7. «Слова - подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму,

нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.

7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность

сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.

Методы и приемы Ш.А.Амонашвили:

1.«Уроки - инсценировки». Самые хорошие «постановки»

рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в

других классах.

2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей

рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи,

рассказы для учащихся следующих классов.

3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте

сложные задания сами).

4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям

самостоятельно провести часть урока - «Кому сегодня быть

учителем»).

5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с

детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.

7. Методы опережающего обучения.

« Ш к о л а д о л ж н а л ю б и т ь р е б е н к а , т о г д а

о н п о л ю и т ш к о л у »

— В.А.Сухомлинский



В раздел образования