Авторы: Ахадова Елена Геннадьевна, Иванкова Алина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17
Населённый пункт: г.Бердск
Наименование материала: Делимся опытом с детьми раннего возраста
Тема: " Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм" в рамках работы по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста" Теремок"
Дата публикации: 14.10.2021
Раздел: дошкольное образование
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ________________________________
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают
мудрость, лиризм и юмор. Важно, что по сей день педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте
и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному
слову, приучаясь пользоваться им в своей речи
Фольклор в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен,
пестушек, потешек. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, - таят в себе
немалые жанровые богатства. Младший возраст обладает собой благодатной восприимчивостью. У детей интенсивно
формируются наглядно – образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь
обогащается, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Рождение речи происходит в форме постоянного диалога ребенка и взрослого. Педагогический диалог матери начинается
долгим монологом, ответ на который взрослый получает пока лишь в виде комплекса оживления, первой улыбки радостного
смеха. Младенец учится различать тембр, интонацию речи, ее фонетическое разнообразие. Это собственно « доречевая фаза»,
« доречевая стадия» младенчества – период « фонетического монизма» время гуления и лепета, время повторений –
«эхолалий», которым принадлежит роль простой игры. Младенец получает идеальную речевую форму, которая становится
основанием его речевого развития. Для правильного формирования звуков, одной из важных функций материнского
фольклора, используются потешки с повторением.(Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу…), (Ай, чу-чу, ай, чу-чу, Я
горошек молочу…).
Огромная работа по освоению способов словообразования проходит весело и легко, если мы предлагаем ребенку тексты
потешек и прибауток. Младенец знакомится с разнообразными уменьшительно – ласкательными суффиксами (Барашеньки –
крутороженьки), ( Совища из лесища), ( Котик – коток) и т.д. Характерной особенностью потешек и прибауток является
постоянная динамичная смена разнообразных действий ( приехали торгачи, позабрали калачи. В скрипку играли, деток
забавляли). Ребенок знакомится с огромным количеством разнообразных глаголов обозначающих действия, а так же
получает всевозможные живые образы забавных жизненных ситуаций, одобряемые культурой формы реакции на них и
способы адекватного поведения.
О значении родного слова в развитии малыша писал К.Д.Ушинский: « Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни
только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество
мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два- три года, столько,
что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный
педагог – родное слово!»
В рамках работы по комплексной образовательной программе
для детей раннего возраста «Теремок» в нашей группе для занятий фольклором создана книга потешек из фетра на
основе материалов методического пособия «Материнский фольклор в образовательной среде», автор А.Б.Теплова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.
Тема: «Пошел котик на торжок »
Возраст детей. 2-3 года.
Использовались такие формы организации детей, как:
Групповая - концентрация внимания детей перед началом НОД.
Индивидуальная –
ответы
на
вопросы,
которые
позволили
поупражнять
детей
согласовывать
прилагательные
с
существительными.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная
Цель занятия: Познакомить детей с народной песенкой « Пошел котик на торжок»
Задачи:
Образовательные: Учить детей слушать фольклорное произведение. Учить детей понимать содержание потешки, отвечать
на вопросы по прочитанному. Называть качества и действия, подбирать ласковые слова, учить произносить проговариваемые
слова.
Развивающие: Развивать у детей внимание, речь, память. Продолжать развивать речевое общение с взрослыми и детьми в
процессе игры с фетровой книгой.
Воспитательные: Вызвать у детей радость при прослушивании потешки.
Предварительная работа. Рассматривание картинки « Пошел котик на торжок » из пособия О.С.Ушаковой.
Методы и приёмы: словесный – вопросы, указания, поощрения, игровой.
Материалы и оборудование: книга потешек из фетра.
Технологическая карта образовательной деятельности
№
Этап образовательной
деятельности
Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (показывает
игрушечного кота из фетровой книги)
Посмотрите, кто это?
А как его ласково называют?
Посмотрите, какие у котика глаза?
Кто знает, как разговаривает котик? «Мяу- мяу», так
мяукают коты (предлагает детям повторить
звукоподражание)
Дети сидят за столами.
Предполагаемые ответы детей:
Кот.
Котик.
Зеленые
Дети повторяют звукоподражание
«Мяу- мяу»
Проблемная ситуация (или
мотивация) и постановка
и принятие детьми цели
образовательной
деятельности
А как вы думаете, куда пошел котик? Перед детьми
выкладывается фетровая книга, на которой изображены
дорожка, домик и лес. Детям предлагается рассмотреть
книгу и совершить манипуляции с ней (прилепить тучку,
собрать цветочки, насекомых, проговаривая предметы,
которые изображены на картинке)
Дети играют с книжкой.
.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений
проблемной ситуации,
актуализация знаний, или
начало выполнения
действий по задачам
образовательной
деятельности
Воспитатель рассказывает потешку, «оживляя» картинку.
Пошел котик на торжок…
В процессе рассказа достает пирожок и булочку и
предлагает детям прикрепить их на лапки котику.
Дети выполняют действия по просьбе
воспитателя.
«Открытие» детьми новых
знаний, способа действий
Какими словами можно сказать о котике, какой он?
Что умеет делать котик?
Что купил котик?
Какой пирожок?
Кого угостил котик? А ты кого хочешь угостить?
Если мы погладим котика, что он будет делать?
Если я покажу котику ниточку с бантиком, что он будет
делать?
А если видит мышку?
Ответы детей
Пушистый, мягкий, ловкий.
Прыгать, ловить мышей, царапаться,
лакать молочко и т.п.
Пирожок и булочку.
Вкусный, румяный.
Ваню.
Мурлыкать, выгибать спинку.
Играть, подпрыгивать, хватать.
Ловит, бежит, тихонько
подкрадывается.
2.
Самостоятельное
применение нового на
практике,
либо актуализация уже
имеющихся знаний,
представлений,
(выполнение работы)
Проводится физминутка.
Воспитатель проговаривает текст и имитирует движения
кошки.
Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша,
Сядет – умывается,
Лапкой вытирается.
Дети повторяют движения за
воспитателем.
Идут мягким пружинистым шагом
Имитируют движения умывающейся
кошки.
3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной
деятельности.
Систематизация знаний.
У котика лапки белые. Он белолапый. Как мяукает котик?
Что он делает?
Про кого так говорят: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-
царапки». Кто это? Давай расскажем про котика.
Это …Его зовут…
Он…
Глаза у него… шерстка…
Мурзик..
Он любит…
Умеет…
Мне он …
Мяу-мяу
Мяукает
Котик. Мурзик
Усатый, полосатый.
Зеленые, мягкая
Пушистый, белолапый.
Молоко и пирожки
Ловить мышей, играть
Очень нравится.
Рефлексия
Предложить детям поиграть с книгой
Дети играют