Напоминание

" Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм" в рамках работы по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста" Теремок"


Авторы: Ахадова Елена Геннадьевна, Иванкова Алина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 17
Населённый пункт: г.Бердск
Наименование материала: Делимся опытом с детьми раннего возраста
Тема: " Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм" в рамках работы по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста" Теремок"
Дата публикации: 14.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ________________________________

Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают

мудрость, лиризм и юмор. Важно, что по сей день педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте

и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному

слову, приучаясь пользоваться им в своей речи

Фольклор в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен,

пестушек, потешек. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, - таят в себе

немалые жанровые богатства. Младший возраст обладает собой благодатной восприимчивостью. У детей интенсивно

формируются наглядно – образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь

обогащается, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Рождение речи происходит в форме постоянного диалога ребенка и взрослого. Педагогический диалог матери начинается

долгим монологом, ответ на который взрослый получает пока лишь в виде комплекса оживления, первой улыбки радостного

смеха. Младенец учится различать тембр, интонацию речи, ее фонетическое разнообразие. Это собственно « доречевая фаза»,

« доречевая стадия» младенчества – период « фонетического монизма» время гуления и лепета, время повторений –

«эхолалий», которым принадлежит роль простой игры. Младенец получает идеальную речевую форму, которая становится

основанием его речевого развития. Для правильного формирования звуков, одной из важных функций материнского

фольклора, используются потешки с повторением.(Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу…), (Ай, чу-чу, ай, чу-чу, Я

горошек молочу…).

Огромная работа по освоению способов словообразования проходит весело и легко, если мы предлагаем ребенку тексты

потешек и прибауток. Младенец знакомится с разнообразными уменьшительно – ласкательными суффиксами (Барашеньки –

крутороженьки), ( Совища из лесища), ( Котик – коток) и т.д. Характерной особенностью потешек и прибауток является

постоянная динамичная смена разнообразных действий ( приехали торгачи, позабрали калачи. В скрипку играли, деток

забавляли). Ребенок знакомится с огромным количеством разнообразных глаголов обозначающих действия, а так же

получает всевозможные живые образы забавных жизненных ситуаций, одобряемые культурой формы реакции на них и

способы адекватного поведения.

О значении родного слова в развитии малыша писал К.Д.Ушинский: « Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни

только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество

мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два- три года, столько,

что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный

педагог – родное слово!»

В рамках работы по комплексной образовательной программе

для детей раннего возраста «Теремок» в нашей группе для занятий фольклором создана книга потешек из фетра на

основе материалов методического пособия «Материнский фольклор в образовательной среде», автор А.Б.Теплова

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.

Тема: «Пошел котик на торжок »

Возраст детей. 2-3 года.

Использовались такие формы организации детей, как:

Групповая - концентрация внимания детей перед началом НОД.

Индивидуальная

ответы

на

вопросы,

которые

позволили

поупражнять

детей

согласовывать

прилагательные

с

существительными.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная

Цель занятия: Познакомить детей с народной песенкой « Пошел котик на торжок»

Задачи:

Образовательные: Учить детей слушать фольклорное произведение. Учить детей понимать содержание потешки, отвечать

на вопросы по прочитанному. Называть качества и действия, подбирать ласковые слова, учить произносить проговариваемые

слова.

Развивающие: Развивать у детей внимание, речь, память. Продолжать развивать речевое общение с взрослыми и детьми в

процессе игры с фетровой книгой.

Воспитательные: Вызвать у детей радость при прослушивании потешки.

Предварительная работа. Рассматривание картинки « Пошел котик на торжок » из пособия О.С.Ушаковой.

Методы и приёмы: словесный – вопросы, указания, поощрения, игровой.

Материалы и оборудование: книга потешек из фетра.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (показывает

игрушечного кота из фетровой книги)

Посмотрите, кто это?

А как его ласково называют?

Посмотрите, какие у котика глаза?

Кто знает, как разговаривает котик? «Мяу- мяу», так

мяукают коты (предлагает детям повторить

звукоподражание)

Дети сидят за столами.

Предполагаемые ответы детей:

Кот.

Котик.

Зеленые

Дети повторяют звукоподражание

«Мяу- мяу»

Проблемная ситуация (или

мотивация) и постановка

и принятие детьми цели

образовательной

деятельности

А как вы думаете, куда пошел котик? Перед детьми

выкладывается фетровая книга, на которой изображены

дорожка, домик и лес. Детям предлагается рассмотреть

книгу и совершить манипуляции с ней (прилепить тучку,

собрать цветочки, насекомых, проговаривая предметы,

которые изображены на картинке)

Дети играют с книжкой.

.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений

проблемной ситуации,

актуализация знаний, или

начало выполнения

действий по задачам

образовательной

деятельности

Воспитатель рассказывает потешку, «оживляя» картинку.

Пошел котик на торжок…

В процессе рассказа достает пирожок и булочку и

предлагает детям прикрепить их на лапки котику.

Дети выполняют действия по просьбе

воспитателя.

«Открытие» детьми новых

знаний, способа действий

Какими словами можно сказать о котике, какой он?

Что умеет делать котик?

Что купил котик?

Какой пирожок?

Кого угостил котик? А ты кого хочешь угостить?

Если мы погладим котика, что он будет делать?

Если я покажу котику ниточку с бантиком, что он будет

делать?

А если видит мышку?

Ответы детей

Пушистый, мягкий, ловкий.

Прыгать, ловить мышей, царапаться,

лакать молочко и т.п.

Пирожок и булочку.

Вкусный, румяный.

Ваню.

Мурлыкать, выгибать спинку.

Играть, подпрыгивать, хватать.

Ловит, бежит, тихонько

подкрадывается.

2.

Самостоятельное

применение нового на

практике,

либо актуализация уже

имеющихся знаний,

представлений,

(выполнение работы)

Проводится физминутка.

Воспитатель проговаривает текст и имитирует движения

кошки.

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша,

Сядет – умывается,

Лапкой вытирается.

Дети повторяют движения за

воспитателем.

Идут мягким пружинистым шагом

Имитируют движения умывающейся

кошки.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной

деятельности.

Систематизация знаний.

У котика лапки белые. Он белолапый. Как мяукает котик?

Что он делает?

Про кого так говорят: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-

царапки». Кто это? Давай расскажем про котика.

Это …Его зовут…

Он…

Глаза у него… шерстка…

Мурзик..

Он любит…

Умеет…

Мне он …

Мяу-мяу

Мяукает

Котик. Мурзик

Усатый, полосатый.

Зеленые, мягкая

Пушистый, белолапый.

Молоко и пирожки

Ловить мышей, играть

Очень нравится.

Рефлексия

Предложить детям поиграть с книгой

Дети играют



В раздел образования