Напоминание

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»


Автор: Пономарева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №21
Населённый пункт: ст.Медведовская Тимашевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»
Дата публикации: 08.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач

образовательных областей в ДОУ»

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники,

обеспечивающей эффективное запоминание.

Образовательная технология мнемотехника- это система методов и

приемов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации,

а

также

развитие

речи, памяти

и

мышлениядошкольников. Мнемотехника

помогает упростить процесс

запоминания.

Даннаятехнология используется при реализации задач всехобразовательных

областей.

Цельобучения мнемотехнике:развитие памяти, мышления, воображения,

внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием

речи.

Задачи мнемотехники:

1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической

аналогии.

2.

Развивать

у

детей

умственную

активность,

сообразительность,

наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3.

Развивать

у

детей

психические

процессы:

мышление,

внимание,

воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,

экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей

адаптации в современном обществе.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или

словосочетание

придумывается

картинка,

таким

образом

весь

текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко

воспроизводит

текстовую

информацию.

Схемы

служат

своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность,

последовательность,

лексико-грамматическую

наполняемость

рассказа.

Как любая работа,мнемотехникастроится от простого к сложному.

Необходимо

начинать

работу

с

простейшихмнемоквадратов,

последовательно переходить кмнемодорожкам, и позже кмнемотаблицам

Для

начала

детей

знакомят

с

мнемоквадратами.Мнемоквадрат–

это

графическое или частично графическое изображение предмета, явления

природы,

персонажа

сказки

и

т.д.которые

обозначают

одно

слово,

словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят

цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей

остаются в памяти отдельныеобразы (ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и

др).

Позжекартинкизаменяются

графическимизображением:

лиса

оранжевые геометрические фигуры(круг, квадрат)и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь

на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают

цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными

изображениями использую цветные картинки.

Используются элементы опорных схем, символов на всех видах

занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно

быть«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной

области, потому что символ универсален.

После

знакомства

с

мнемоквадратом,

задание

усложняется,

демонстрируютсямнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по

которым

можно

составить

небольшой

рассказ

в

2-3

предложения.Мнемодорожка– несет в себе небольшой объем информации,

суть

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст

разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко

воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица–

это

схема,

в

которую

заложена

определённая

информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные

картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом,

весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может

соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы

составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и

ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие

памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное

запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,

но и образ. В дальнейшем, взяв в руки этусвоеобразную«шпаргалку»,

ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.

Размермнемотаблицможет быть различным — в зависимости от возраста

детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие

размерытаблиц:

•для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

•для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Существуют этапы работы с мнемосхемами.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

из

абстрактных

символов

слов

в

образы,илисамостоятельный

поиск

детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по

заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.

происходит отработка метода запоминания.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но

рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен

основной словарный запас.

Мнемотехнику

возможно

применять

при

реализации

задач

всех

образовательных областей:

во время опытно- экспериментальной деятельности;

в

изобразительной

деятельности

используют,

как образец

рисования

предметов;

при разучивании стихов, чистоговорок;

при составлении рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании загадок;

при

обучении

последовательности

процессов

умывания,

мытья

рук,

одевания, сервировки стола.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы,

при разучивании стихотворения.

По сугробам, напрямик

Шел веселый снеговик.

А в руках его была

Не корзина, не метла

Не плитка шоколадная

А елочка нарядная!

–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со

мной. Рисуем схематично.

–«По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке?

(Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.

Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)».

Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблицаготова. А теперь, глядя

на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных

рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой

схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и,

опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его

отгадать! Попробуйте…

Для вас я подготовила следующее задание

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с

заданием:

Зашифровать пословицы в мнемодорожку.

Другая команда отгадывает

Волков бояться – в лес не ходить.

Всё перемелется – мука будет.

Всякому овощу своё время.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Когда я ем, я глух и нем.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Яйца курицу не учат.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Составить описательный рассказ помнемотаблице «Зима»

Такимобразом,

использование

методовмнемотехники:развивает

речемыслительную

деятельность

детей;

облегчает

запоминание

и

увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные

связи, делает выводы; развивает основные психические процессы;

развивает творчество у детей.

Проверка

реализации

поставленных

задач

и

достижения

цели

осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия:Прием

"Чемодан,

Корзина,

Мясорубка":

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный

чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный

момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с

собой и использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что

можно отправить в «мусор».

Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к

употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать,

«докрутить».

Листочки

пишутся

анонимно

и

по

мере

готовности

приклеиваются участниками самостоятельно.



В раздел образования