Автор: Пономарева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №21
Населённый пункт: ст.Медведовская Тимашевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»
Дата публикации: 08.10.2021
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач
образовательных областей в ДОУ»
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники,
обеспечивающей эффективное запоминание.
Образовательная технология мнемотехника- это система методов и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации,
а
также
развитие
речи, памяти
и
мышлениядошкольников. Мнемотехника
помогает упростить процесс
запоминания.
Даннаятехнология используется при реализации задач всехобразовательных
областей.
Цельобучения мнемотехнике:развитие памяти, мышления, воображения,
внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием
речи.
Задачи мнемотехники:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической
аналогии.
2.
Развивать
у
детей
умственную
активность,
сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.
Развивать
у
детей
психические
процессы:
мышление,
внимание,
воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового,
экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей
адаптации в современном обществе.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или
словосочетание
придумывается
картинка,
таким
образом
весь
текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко
воспроизводит
текстовую
информацию.
Схемы
служат
своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность,
последовательность,
лексико-грамматическую
наполняемость
рассказа.
Как любая работа,мнемотехникастроится от простого к сложному.
Необходимо
начинать
работу
с
простейшихмнемоквадратов,
последовательно переходить кмнемодорожкам, и позже кмнемотаблицам
Для
начала
детей
знакомят
с
мнемоквадратами.Мнемоквадрат–
это
графическое или частично графическое изображение предмета, явления
природы,
персонажа
сказки
и
т.д.которые
обозначают
одно
слово,
словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят
цветные изображения: т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей
остаются в памяти отдельныеобразы (ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и
др).
Позжекартинкизаменяются
графическимизображением:
лиса
–
оранжевые геометрические фигуры(круг, квадрат)и др.
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь
на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают
цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными
изображениями использую цветные картинки.
Используются элементы опорных схем, символов на всех видах
занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно
быть«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной
области, потому что символ универсален.
После
знакомства
с
мнемоквадратом,
задание
усложняется,
демонстрируютсямнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по
которым
можно
составить
небольшой
рассказ
в
2-3
предложения.Мнемодорожка– несет в себе небольшой объем информации,
суть
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст
разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица–
это
схема,
в
которую
заложена
определённая
информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные
картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. Таким образом,
весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может
соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы
составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и
ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие
памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное
запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,
но и образ. В дальнейшем, взяв в руки этусвоеобразную«шпаргалку»,
ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.
Размермнемотаблицможет быть различным — в зависимости от возраста
детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие
размерытаблиц:
•для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток
•для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
Существуют этапы работы с мнемосхемами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из
абстрактных
символов
слов
в
образы,илисамостоятельный
поиск
детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по
заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.
происходит отработка метода запоминания.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но
рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен
основной словарный запас.
Мнемотехнику
возможно
применять
при
реализации
задач
всех
образовательных областей:
во время опытно- экспериментальной деятельности;
в
изобразительной
деятельности
используют,
как образец
рисования
предметов;
при разучивании стихов, чистоговорок;
при составлении рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании загадок;
при
обучении
последовательности
процессов
умывания,
мытья
рук,
одевания, сервировки стола.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы,
при разучивании стихотворения.
По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла
Не плитка шоколадная
А елочка нарядная!
–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со
мной. Рисуем схематично.
–«По сугробам напрямик». Что мы можем нарисовать к этой строчке?
(Сугробы, стрелочка прямая). Правильно.
Следующая строчка – «Шёл (ножки) весёлый (улыбка) снеговик (снеговик)».
Рисуем …. И т.д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблицаготова. А теперь, глядя
на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных
рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой
схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и,
опираясь на схему, нам про него рассказываете, а мы попробуем его
отгадать! Попробуйте…
Для вас я подготовила следующее задание
Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с
заданием:
Зашифровать пословицы в мнемодорожку.
Другая команда отгадывает
Волков бояться – в лес не ходить.
Всё перемелется – мука будет.
Всякому овощу своё время.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Когда я ем, я глух и нем.
Кошке смех, а мышке слёзы.
Яйца курицу не учат.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Составить описательный рассказ помнемотаблице «Зима»
Такимобразом,
использование
методовмнемотехники:развивает
речемыслительную
деятельность
детей;
облегчает
запоминание
и
увеличивает объем памяти; сокращает время запоминания;
позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные
связи, делает выводы; развивает основные психические процессы;
развивает творчество у детей.
Проверка
реализации
поставленных
задач
и
достижения
цели
осуществляются с помощью рефлексии
Рефлексия:Прием
"Чемодан,
Корзина,
Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный
чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный
момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с
собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что
можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к
употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать,
«докрутить».
Листочки
пишутся
анонимно
и
по
мере
готовности
приклеиваются участниками самостоятельно.