Напоминание

Познавательно-исследовательский проект: "С чего начинается Родина?"


Авторы: Ахмерова Лариса Семеновна, Лариса Семеновна Ахмерова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательский проект: "С чего начинается Родина?"
Дата публикации: 07.10.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «С чего начинается Родина?

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники

проекта:

родители,

воспитатели,

дети

среднего

дошкольного возраста

Приглашённые участники: музыкальный руководитель, руководитель

по ИЗО, деятельности, инструктор по ФИЗО.

Количество участников: 31 взрослых, 26 детей

Продолжительность: 6 месяцев.

Ресурсное обеспечение:

центр по патриотическому развитию в группе «Наша малая

родина-район Коротчаево»

карта Коротчаево с маршрутами:

настольно-печатные и дидактические игры о Коротчаево;

фотоальбомы: «Мое Коротчаево»;

альбом с репродукциями художников;

картотека экскурсий по Коротчаево

Цель проекта: формирование у дошкольников и их родителей знаний,

и представлений о природном, социальном, культурном окружении

родного района.

Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

обогатить развивающую предметно пространственную среду в

группе по патриотическому воспитанию;

расширить спектр мероприятий по краеведению;

формировать у детей представления о символике родного города

и района;

развивать у дошкольников познавательный интерес к родному

городку, его достопримечательностям, традициям, событиям

прошлого и настоящего;

содействовать проявлению инициативы и желания принимать

участие

в

традициях

района,

социальных

акциях,

детско-

родительских проектах;

формировать экологическую культуру у детей и их родителей

через эколого-туристическую деятельность;

воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, улице,

родному району;

вовлекать в образовательный процесс родительское сообщество,

повышать компетентность и активность родителей;

Актуальность:

развитие патриотизма и гражданственности заявлено в качестве одного

из приоритетов государственной образовательной политики. Воспитание

чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный.

Это и любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку,

родному краю, которые играют огромную роль в становлении личности.

Личностные свойства формируются на этапе дошкольного детства в

условиях семейного и общественного воспитания.

Требования социума района Коротчаево связано с задачей воспитания

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако

единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима

систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда

педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость

ознакомления

детей

дошкольного

возраста

и

их

родителей

с

историческим, культурным, национальным, географическим, природно-

экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания

ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие

ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к

Родине.

Актуальность опыта работы связана с содержанием стандарта по

образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» и

«Познавательное развитие» (развитие норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование

представлений социокультурных ценностях нашего народа, о малой

родине и Отечестве…).

Одной из инновационных технологий, позволяющей скоординировать

действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» является проектная

деятельность.

Именно

в

проектной

деятельности

через

решение

актуальных проблем, у детей развивается любознательность, активность,

умение планировать свои действия, повышается интерес к новому в

окружающем мире, и предоставляется возможность детям выбирать

способы деятельности, что значительно увеличивает потенциал каждого

ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, так и с другими людьми.

Поэтому

технология

проектной

деятельности

является

одним

из

перспективных и оптимальных направлений модернизации современного

образования.

В процессе работы с детьми по краеведению мы обратили внимание на

то, что

дети группы недостаточно знают о родном городке. Диагностика по

выявлению уровня

знаний и представлений о родном городке, показала следующие

результаты:

высокий уровень – 13%,

средний уровень –57%,

низкий уровень - 30%.

Перед нами встала проблема: в группе ведётся краеведческая работа, но

у детей недостаточно формируется целостная система представлений о

своей малой Родине.

Вместе

с

родителями,

музыкальным

руководителем,

физ.

инструктором, руководителем по ИЗО деятельности и педагогами группы

были выявлены причины:

не насыщена РППС в группе по патриотическому воспитанию;

частично созданы условия для развития познавательного интереса

у детей к родному городку, его прошлому;

недостаточный объём мероприятий с детьми и родителями по

краеведению;

низкий уровень знаний у родителей о родном районе и городе.

Конструирование образовательного процесса с детьми строится в

соответствии с ФГОС ДО и с учётом Основной общеобразовательной

программы, на основе интеграции всех видов детской деятельности -

познания, общения, игры и труда. Для детей старшего дошкольного

возраста сформированы эколого-туристические маршруты по городку,

которые позволяют дошкольникам приобретать новые знания по истории

городка, его памятникам, достижениям работающих на его территории

жителей, учатся ценить и беречь свою малую Родину. Наполнение

каждого маршрута дифференцируется по объёму и содержанию, с учётом

возраста и индивидуальных особенностей детей.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап -организационный:

диагностика детей;

подбор литературы, материалов;

амплификация развивающей среды;

разработка эколого-туристических маршрутов;

разработка дидактических игр;

разработка анкет для родителей, анкетирование;

разработка дидактических игр;

Для изучения уровня родительской компетентности составлена анкета,

вопросы которой раскрывают не только уровень знаний о родном

городке, но и отношение к патриотическому воспитанию детей.

Анкетирование показало, что уровень знаний и представлений у

родителей невысок, но многие отмечают необходимость знакомства детей

с историей родного района и воспитание любви к нему.

II этап –реализация проекта:

На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации

проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом в

запланированных мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

развитие у детей и родителей познавательного интереса к родному

краю, к его истории, культуре, природе, к родному дому;

умение

детей

ориентироваться

в

ближайшем

социальном,

природном и культурном окружении, отражать свои впечатления в

продуктивной деятельности;

повышение родительской компетентности и активное участие

семей воспитанников в реализации проекта;

выпуск детских книжек-малышек о Коротчаево;

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Осуществление данного проекта невозможно без создания ряда

педагогических

условий:

внутренних условий: положительной мотивации деятельности,

учета,

индивидуально-типологических

особенностей

детей,

развития самосознания, формирования самостоятельного стиля

жизнедеятельности;

внешних условий: организации детской деятельности детей, в

которой создается возможность выбора, имеет место общение со

взрослыми с разумной "опекой", осуществляется формирование

системы

знаний,

умений,

навыков,

соответствующих

особенностям мышления детей, формирование индивидуального

опыта

самостоятельного

поведения,

использование

вариативных

методов и приемов воспитания, патриотизма и гражданственности в

соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей;

взаимодействия внутренних и внешних условий как важнейшего

условия саморегуляции человека, проявления его гражданственности и

патриотизма, других целевых ориентиров (Бабаева Т.И., Токаева Т.Э. и

др.).

Мероприятие

Результат

Сроки проведения

1.

Д/игра «Путешествие по Коротчаеву».

Д/игра «Расшифруй улицу Коротчаево».

Обогащение и

систематизирование знаний и

представлений о Коротчаево.

В течение

проекта

2.

Рассматривание карты Коротчаево в малом

масштабе.

Изготовление карты Коротчаево

в большем масштабе.

В течение

проекта

3.

Экскурсии по ближайшим улицам,

рассматривание достопримечательностей.

Прокладывание маршрута на

Карте. Фотоотчет

ноябрь

4.

Выставка рисунков, коллажей «Мой дом».

Рассказ детьми о своём доме,

нахождение его на карте Коротчаево.

ноябрь

5.

Создание альбома

«Достопримечательности Коротчаево».

.

Нахождение

достопримечательностей на

карте Коротчаево

декабрь

6.

Совместная деятельность с родителями

«Мы любим и знаем свой район».

Презентация детской книги

«Главная улица Коротчаево».

декабрь

7.

8.

Изготовление новогодних игрушек для

главной ёлки Коротчаево.

Оформление игрового центра в группе

«Коротчаево - наша малая родина»

Экскурсия к главной ёлке

Коротчаево.

Центр развивающей предметно-пространственной среды

«Коротчаево- наша малая родина»

декабрь

январь

9.

Экскурсии к памятнику солдатам павшим в ВОВ

Фотоотчёт. Заметка на сайте детского

сада.

февраль

10.

Совместный досуг с папами «Бравые

ребята»

Фотоотчёт. Заметка на сайте детского

сада.

февраль

11.

Коллаж «Моя улица»

Рассказ детьми о своём доме,

нахождение его на карте Коротчаево.

март

12.

«Мы знаем и любим свой район»

Совместное выступление родителей с детьми.

Рассказывание о своей улице, о ее истории нахождение

его на карте Коротчаево.

март

III -обобщающий:

На последнем этапе проекта организованы:

вернисаж рисунков, коллажей «Мое любимое Коротчаево»;

альбом с рассказами детей о достопримечательностях Коротчаево;

выпуск детской книги «Улицы нашего Коротчаево»;

диагностика и анализ результатов на выходе из проекта;

совместная деятельность детей и родителей «Мы любим и знаем свой район»;

Мониторинг результативности проекта:

анкетирование родителей (активность участия родителей в образовательном процессе,

регулярность бесед с ребенком о родном районе);

наблюдение за детьми (повышение интереса к истории района и его достопримечательностях);

игровые ситуации для детей «Путешествие по Коротчаево», «Найди герб, флаг города Новый

Уренгой и символический знак Коротчаево», беседы.

анализ продуктов детской деятельности

Эффективностью проектной деятельности стало:

у детей повысилась познавательная активность к родному краю, к его истории,

культуре, природе, к родному дому;

дети ориентируются в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражают

свои впечатления в продуктивной деятельности;

выпуск книжек-малышек о Коротчаево для детей других групп;

повысилась компетентность и активность родителей (90% родителей активные участники выставок,

конкурсов, акций, турпоходов, реализации детско-родительских проектах);

Анализируя активность родителей в проекте, можно сказать что, большинство из них с азартом

включаются в него. Еще более отрадным является то, что дети сами подключают родителей,

активизируют их в сборе необходимой информации, участии в совместной деятельности, экскурсиях,

детско-родительских

проектах, акциях, выставках, туристических слётах. Всё это сближает детей и взрослых, даёт

положительные эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность позволила

сформировать представления у детей в социальном, природном и культурном окружении родного района:

Трансляция проекта.

1. Защита проекта на родительско - педагогической конференции.

2. Выступление на ГМО г. Новый Уренгой «Введение ФГОС ДО: проблемы современного периода и

перспективы».

Перспективы проекта.

Данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть предложен для

реализации в любых ДОУ.

Библиография:

1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и

социальной

действительностью». - Москва: ТЦ- Перспектива, 2008.

2.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание»;

3.Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;

4.Т.А.Бударина,

О.Л.

Маркеева

«Знакомство

детей

с

русским

народным творчеством»;

5.

Н.Е.

Веракса,

Т.С.

Комарова,

М.А.Васильева

«Программа

воспитания и обучения в детском саду»;

6. М.Н.Власова «Неизведанные материалы экспедиций на русский

север»;

7.Н.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;

8.Доронова

Т.Н.

«Взаимодействие

дошкольного

учреждения

с

родителями» //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.- С. 60 - 68.;

9.

О.В.

Дыбина.

Ознакомление

с

предметным

и

социальным

окружением;

10.Н.М.

Журавель.

Краеведение

Ямало-Ненецкого

автономного

округа;

11.

Зеленова

Н.Г.

«Мы

живем

в

России».

-

Москва:

ООО

«Издательство Скрипаторий»;

12. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;

13. Т.С.Комарова, О.А. Соломенникова. Педагогическая диагностика

развития детей;

14. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в

детском саду»;

15. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам

народной культуры»;

16. С.А.Козлова «Мы имеем право»;

17. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;

18. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего

дошкольного возраста». - Москва: АРКТИ, 2005.

19.

М.Д.

Маханева

«Нравственно-патриотическое

воспитание

дошкольников»;

20. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;

21. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». - Пермь, 2001.

22. М.Ю.Новицкая «Наследие»;

23. Е.К.Ривина «Российская символика»;

24.Т.И. Стафеева, Л.Ф.Емельянова «В объятиях севера. К 35-летию

Коротчаева»;

25. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология;

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

План познавательно-исследовательского проекта:

«С чего начинается Родина?»

Подготовила:

Ахмерова Л.С.

Воспитатель



В раздел образования