Авторы: Ахмерова Лариса Семеновна, Лариса Семеновна Ахмерова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательский проект: "С чего начинается Родина?"
Дата публикации: 07.10.2021
Раздел: дошкольное образование
Тема: «С чего начинается Родина?
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники
проекта:
родители,
воспитатели,
дети
среднего
дошкольного возраста
Приглашённые участники: музыкальный руководитель, руководитель
по ИЗО, деятельности, инструктор по ФИЗО.
Количество участников: 31 взрослых, 26 детей
Продолжительность: 6 месяцев.
Ресурсное обеспечение:
центр по патриотическому развитию в группе «Наша малая
родина-район Коротчаево»
карта Коротчаево с маршрутами:
настольно-печатные и дидактические игры о Коротчаево;
фотоальбомы: «Мое Коротчаево»;
альбом с репродукциями художников;
картотека экскурсий по Коротчаево
Цель проекта: формирование у дошкольников и их родителей знаний,
и представлений о природном, социальном, культурном окружении
родного района.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
обогатить развивающую предметно пространственную среду в
группе по патриотическому воспитанию;
расширить спектр мероприятий по краеведению;
формировать у детей представления о символике родного города
и района;
развивать у дошкольников познавательный интерес к родному
городку, его достопримечательностям, традициям, событиям
прошлого и настоящего;
содействовать проявлению инициативы и желания принимать
участие
в
традициях
района,
социальных
акциях,
детско-
родительских проектах;
формировать экологическую культуру у детей и их родителей
через эколого-туристическую деятельность;
воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, улице,
родному району;
вовлекать в образовательный процесс родительское сообщество,
повышать компетентность и активность родителей;
Актуальность:
развитие патриотизма и гражданственности заявлено в качестве одного
из приоритетов государственной образовательной политики. Воспитание
чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный.
Это и любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку,
родному краю, которые играют огромную роль в становлении личности.
Личностные свойства формируются на этапе дошкольного детства в
условиях семейного и общественного воспитания.
Требования социума района Коротчаево связано с задачей воспитания
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако
единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима
систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда
педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость
ознакомления
детей
дошкольного
возраста
и
их
родителей
с
историческим, культурным, национальным, географическим, природно-
экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания
ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие
ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к
Родине.
Актуальность опыта работы связана с содержанием стандарта по
образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» и
«Познавательное развитие» (развитие норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование
представлений социокультурных ценностях нашего народа, о малой
родине и Отечестве…).
Одной из инновационных технологий, позволяющей скоординировать
действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» является проектная
деятельность.
Именно
в
проектной
деятельности
через
решение
актуальных проблем, у детей развивается любознательность, активность,
умение планировать свои действия, повышается интерес к новому в
окружающем мире, и предоставляется возможность детям выбирать
способы деятельности, что значительно увеличивает потенциал каждого
ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, так и с другими людьми.
Поэтому
технология
проектной
деятельности
является
одним
из
перспективных и оптимальных направлений модернизации современного
образования.
В процессе работы с детьми по краеведению мы обратили внимание на
то, что
дети группы недостаточно знают о родном городке. Диагностика по
выявлению уровня
знаний и представлений о родном городке, показала следующие
результаты:
высокий уровень – 13%,
средний уровень –57%,
низкий уровень - 30%.
Перед нами встала проблема: в группе ведётся краеведческая работа, но
у детей недостаточно формируется целостная система представлений о
своей малой Родине.
Вместе
с
родителями,
музыкальным
руководителем,
физ.
инструктором, руководителем по ИЗО деятельности и педагогами группы
были выявлены причины:
не насыщена РППС в группе по патриотическому воспитанию;
частично созданы условия для развития познавательного интереса
у детей к родному городку, его прошлому;
недостаточный объём мероприятий с детьми и родителями по
краеведению;
низкий уровень знаний у родителей о родном районе и городе.
Конструирование образовательного процесса с детьми строится в
соответствии с ФГОС ДО и с учётом Основной общеобразовательной
программы, на основе интеграции всех видов детской деятельности -
познания, общения, игры и труда. Для детей старшего дошкольного
возраста сформированы эколого-туристические маршруты по городку,
которые позволяют дошкольникам приобретать новые знания по истории
городка, его памятникам, достижениям работающих на его территории
жителей, учатся ценить и беречь свою малую Родину. Наполнение
каждого маршрута дифференцируется по объёму и содержанию, с учётом
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап -организационный:
диагностика детей;
подбор литературы, материалов;
амплификация развивающей среды;
разработка эколого-туристических маршрутов;
разработка дидактических игр;
разработка анкет для родителей, анкетирование;
разработка дидактических игр;
Для изучения уровня родительской компетентности составлена анкета,
вопросы которой раскрывают не только уровень знаний о родном
городке, но и отношение к патриотическому воспитанию детей.
Анкетирование показало, что уровень знаний и представлений у
родителей невысок, но многие отмечают необходимость знакомства детей
с историей родного района и воспитание любви к нему.
II этап –реализация проекта:
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации
проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом в
запланированных мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
развитие у детей и родителей познавательного интереса к родному
краю, к его истории, культуре, природе, к родному дому;
умение
детей
ориентироваться
в
ближайшем
социальном,
природном и культурном окружении, отражать свои впечатления в
продуктивной деятельности;
повышение родительской компетентности и активное участие
семей воспитанников в реализации проекта;
выпуск детских книжек-малышек о Коротчаево;
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Осуществление данного проекта невозможно без создания ряда
педагогических
условий:
внутренних условий: положительной мотивации деятельности,
учета,
индивидуально-типологических
особенностей
детей,
развития самосознания, формирования самостоятельного стиля
жизнедеятельности;
внешних условий: организации детской деятельности детей, в
которой создается возможность выбора, имеет место общение со
взрослыми с разумной "опекой", осуществляется формирование
системы
знаний,
умений,
навыков,
соответствующих
особенностям мышления детей, формирование индивидуального
опыта
самостоятельного
поведения,
использование
вариативных
методов и приемов воспитания, патриотизма и гражданственности в
соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей;
взаимодействия внутренних и внешних условий как важнейшего
условия саморегуляции человека, проявления его гражданственности и
патриотизма, других целевых ориентиров (Бабаева Т.И., Токаева Т.Э. и
др.).
№
Мероприятие
Результат
Сроки проведения
1.
Д/игра «Путешествие по Коротчаеву».
Д/игра «Расшифруй улицу Коротчаево».
Обогащение и
систематизирование знаний и
представлений о Коротчаево.
В течение
проекта
2.
Рассматривание карты Коротчаево в малом
масштабе.
Изготовление карты Коротчаево
в большем масштабе.
В течение
проекта
3.
Экскурсии по ближайшим улицам,
рассматривание достопримечательностей.
Прокладывание маршрута на
Карте. Фотоотчет
ноябрь
4.
Выставка рисунков, коллажей «Мой дом».
Рассказ детьми о своём доме,
нахождение его на карте Коротчаево.
ноябрь
5.
Создание альбома
«Достопримечательности Коротчаево».
.
Нахождение
достопримечательностей на
карте Коротчаево
декабрь
6.
Совместная деятельность с родителями
«Мы любим и знаем свой район».
Презентация детской книги
«Главная улица Коротчаево».
декабрь
7.
8.
Изготовление новогодних игрушек для
главной ёлки Коротчаево.
Оформление игрового центра в группе
«Коротчаево - наша малая родина»
Экскурсия к главной ёлке
Коротчаево.
Центр развивающей предметно-пространственной среды
«Коротчаево- наша малая родина»
декабрь
январь
9.
Экскурсии к памятнику солдатам павшим в ВОВ
Фотоотчёт. Заметка на сайте детского
сада.
февраль
10.
Совместный досуг с папами «Бравые
ребята»
Фотоотчёт. Заметка на сайте детского
сада.
февраль
11.
Коллаж «Моя улица»
Рассказ детьми о своём доме,
нахождение его на карте Коротчаево.
март
12.
«Мы знаем и любим свой район»
Совместное выступление родителей с детьми.
Рассказывание о своей улице, о ее истории нахождение
его на карте Коротчаево.
март
III -обобщающий:
На последнем этапе проекта организованы:
вернисаж рисунков, коллажей «Мое любимое Коротчаево»;
альбом с рассказами детей о достопримечательностях Коротчаево;
выпуск детской книги «Улицы нашего Коротчаево»;
диагностика и анализ результатов на выходе из проекта;
совместная деятельность детей и родителей «Мы любим и знаем свой район»;
Мониторинг результативности проекта:
анкетирование родителей (активность участия родителей в образовательном процессе,
регулярность бесед с ребенком о родном районе);
наблюдение за детьми (повышение интереса к истории района и его достопримечательностях);
игровые ситуации для детей «Путешествие по Коротчаево», «Найди герб, флаг города Новый
Уренгой и символический знак Коротчаево», беседы.
анализ продуктов детской деятельности
Эффективностью проектной деятельности стало:
у детей повысилась познавательная активность к родному краю, к его истории,
культуре, природе, к родному дому;
дети ориентируются в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражают
свои впечатления в продуктивной деятельности;
выпуск книжек-малышек о Коротчаево для детей других групп;
повысилась компетентность и активность родителей (90% родителей активные участники выставок,
конкурсов, акций, турпоходов, реализации детско-родительских проектах);
Анализируя активность родителей в проекте, можно сказать что, большинство из них с азартом
включаются в него. Еще более отрадным является то, что дети сами подключают родителей,
активизируют их в сборе необходимой информации, участии в совместной деятельности, экскурсиях,
детско-родительских
проектах, акциях, выставках, туристических слётах. Всё это сближает детей и взрослых, даёт
положительные эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность позволила
сформировать представления у детей в социальном, природном и культурном окружении родного района:
Трансляция проекта.
1. Защита проекта на родительско - педагогической конференции.
2. Выступление на ГМО г. Новый Уренгой «Введение ФГОС ДО: проблемы современного периода и
перспективы».
Перспективы проекта.
Данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть предложен для
реализации в любых ДОУ.
Библиография:
1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и
социальной
действительностью». - Москва: ТЦ- Перспектива, 2008.
2.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание»;
3.Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;
4.Т.А.Бударина,
О.Л.
Маркеева
«Знакомство
детей
с
русским
народным творчеством»;
5.
Н.Е.
Веракса,
Т.С.
Комарова,
М.А.Васильева
«Программа
воспитания и обучения в детском саду»;
6. М.Н.Власова «Неизведанные материалы экспедиций на русский
север»;
7.Н.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;
8.Доронова
Т.Н.
«Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
родителями» //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.- С. 60 - 68.;
9.
О.В.
Дыбина.
Ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением;
10.Н.М.
Журавель.
Краеведение
Ямало-Ненецкого
автономного
округа;
11.
Зеленова
Н.Г.
«Мы
живем
в
России».
-
Москва:
ООО
«Издательство Скрипаторий»;
12. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;
13. Т.С.Комарова, О.А. Соломенникова. Педагогическая диагностика
развития детей;
14. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в
детском саду»;
15. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам
народной культуры»;
16. С.А.Козлова «Мы имеем право»;
17. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;
18. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего
дошкольного возраста». - Москва: АРКТИ, 2005.
19.
М.Д.
Маханева
«Нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников»;
20. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;
21. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». - Пермь, 2001.
22. М.Ю.Новицкая «Наследие»;
23. Е.К.Ривина «Российская символика»;
24.Т.И. Стафеева, Л.Ф.Емельянова «В объятиях севера. К 35-летию
Коротчаева»;
25. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология;
МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»
План познавательно-исследовательского проекта:
«С чего начинается Родина?»
Подготовила:
Ахмерова Л.С.
Воспитатель