Напоминание

"Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ"


Авторы: Святова Светлана Анатольевна, Семенова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель ДМШ, преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБУ ДО МДМШ
Населённый пункт: п. Мотыгино, Красноярский кр.
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Способы выявления способностей к творческой деятельности

у учащихся ДМШ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество чаще корректирует или

коренным образом меняет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности

активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой

посильно участвовать в их решении. Необходимы люди, мыслящие не шаблонно,

умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из

проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь

каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления

личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в

эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные

логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между

учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их

сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,

обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на

интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность,

активны.

«Творчество

синоним

оригинального

склада

мышления,

то

есть

способность

постоянно

ломать

привычные

рамки

накопленного

опыта.

Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там,

где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя

как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни

опасности;

он

способен

принимать

свои,

ни

от

кого…

не

зависящие,

самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому

оперирует

предметами

и

понятиями,

не

давая

себя

опутать

никакими

конформистскими соображениями». Дж. Родари.

творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой

деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это

стремление к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка

Признаки творческих способностей

Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от

любопытства. Любопытство – жажда новизны, характерна для каждого

ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но

и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на

всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной

чертой талантливого ребенка. Одно из важнейших качеств истинного

решение задачи – не завершение работы, а, скорее, начало будущего,

нового дела.

Повышенный интерес к задачам, которые имеют не один, а множество

правильных ответов.

Независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней

помощи и подсказки реализовывать важные решения, брать на себя

ответственность

за

свои

поступки

и

их

последствия,

внутренняя

уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Одаренные дети имеют очень широкие интересы, при этом устойчивые и

осознанные. Отличительная черта одаренного ребенка – склонность к

сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память

также характерна для творца.

Отличаются стремлением все делать наилучшим образом. Это качество

проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется

результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от

широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и

поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах

деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике

самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других

продуктах детской деятельности.

Способность

быстро

и

легко

находить

новые

стратегии,

решения,

устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного

класса к другим, часто далеким по содержанию. Одаренный ребенок

значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между

явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи могут

быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет

основу творчества.

Одаренные дети не способны понять: что просто и понятно им – не всегда

постигают окружающие. Наверное, поэтому им комфортнее занимать

самостоятельную позицию среди окружающих. В общении со сверстниками

иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы

элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть

попросту прожить...».Увидеть одаренного ребенка очень сложно

.

По сей

день

не

разработан

единый

диагностический

инструментарий

для

выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Выявление

одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на

достоверных психолого-педагогических исследованиях. В лучшем случае

используется метод наблюдения. Об одаренный ребенок довольно часто

берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Способность улавливать то, что осталось не замеченным другими, сочетаясь

со свойственным творцам эгоцентризмом, приводит к тому, что они все

принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики,

поступки могут оказать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то

время как его «нормальные» сверстники отнесутся к ним равнодушно.

Повышенная

эмоциональная

чувствительность

вполне

может

рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских

способностей.

Творческого

человека

невозможно

представить

без

способности

обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях.

Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или

одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Очень

важно уметь вовремя её определить и дать возможность раскрыться в полной

мере.

Для определения уровня творческого развития личности учащегося ДМШ,

можно предложить следующие диагностические методы:

1. наблюдение,

2. создание экспериментальных ситуаций.

I. Наблюдение

Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его

изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность,

диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем

фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у

ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих

занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом

выполнения чьих-то заданий и другие.

Наблюдение - это осознанная, целенаправленная деятельность педагога.

Психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий

потенциал ребёнка по следующим параметрам:

1.

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

2.

Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3.

Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично

отстаивает его;

4.

Склонен к рискованным действиям;

5.

Обладает

богатой

фантазией,

воображением;

часто

«озабочен»

преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

6.

Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в

ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

7.

Чувствителен

к

красоте,

обращает

внимание

на

эстетические

характеристики вещей, предметов;

8.

Нонконформист, не боится отличаться от других;

9.

Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без

критического изучения.

К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому

самовыражению, к творческому использованию предметов.

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого

потенциала ребёнка.

II Создание экспериментальных ситуаций

Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения

активным

вмешательством

в

ситуацию

со

стороны

исследователя.

Преимуществом

эксперимента

перед

наблюдением

является

возможность

повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного

фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого

свойства личности.

Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том,

что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с

испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это

обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время

работы с детьми.

Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с

детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно

наблюдать творчество во временном развитии. Многие исследователи вообще

считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс.

Несколько творческих заданий для начинающих :

1.

Цветовое, графическое моделирование музыки

,

то есть передача

впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.

Здесь

выбор цвета,

общая графическая композиция осуществляется

соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям.

Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть –

фиолетовый).

На уроках можно применять словесное рисование общего настроения

произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных

произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление

настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский

«Старинная французская песенка».

2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и

тембровое восприятие музыки.

На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие

задания:

- «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка,

мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.

- «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:

Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);

Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);

Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);

Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).

В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами

симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка - струнные; (туба,

тромбон, флейта – духовые и т.д.).

- Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: песню

«Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).

3. Пластические интонирование – одна из возможностей «проживания

образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального

выражения

содержания.

Жест,

движение,

пластика

обладает

особенным

свойством обобщать эмоциональное состояние.

Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их

слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».

Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко

уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен.

4 Создание «звуковой картины».

Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за

инструментом. Преподаватель комментирует историю «Дождь и гроза»:

- Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;

- Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;

- Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на

«staccato» в верхнем регистре;

- Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;

- Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;

- Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;

- Дождь постепенно стихает и заканчивается.

Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.

- На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.

В наше время для выявления одаренных детей широко используются тесты,

однако при использовании тестов невозможно оценить именно нестандартность

мышления. Так английский ученый Б. Саймон, анализируя содержание тестов,

пришел к следующим выводам:

1)

тесты не измеряют природный интеллект;

2)

в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков,

полученных в школе, родительском доме;

3)

возможно натаскивание на выполнение тестов.

4)

Для выявления и развития одаренных детей в области музыкального

искусства необходимо:

организация творческой деятельности обучающихся путем проведения

творческих

мероприятий

(конкурсов,

фестивалей,

мастер-классов,

олимпиад,

концертов,

творческих

вечеров,

театрализованных

представлений и др.);

организация

посещений

обучающимися

учреждений

культуры

и

организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев, и др.);

организация

творческой

и

культурно-просветительской

деятельности

совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по

различным видам искусств;

использования в образовательном процессе образовательных технологий,

основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере

культуры и искусства, а также современного развития музыкального

искусства и образования;

эффективной

самостоятельной

работы

обучающихся

при

поддержке

педагогических работников и родителей.

Детская талантливость – сложное и многоаспектное явление. Диагностика

талантливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее

эффективного

обучения

и

развития

одаренного

ребенка.

Более

того,

предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными

детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Литература

1.

Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. –

Ярославль, 2002.

2.

Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного

образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.

3.

Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

4.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

5.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.



В раздел образования