Авторы: Святова Светлана Анатольевна, Семенова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель ДМШ, преподаватель ДМШ
Учебное заведение: МБУ ДО МДМШ
Населённый пункт: п. Мотыгино, Красноярский кр.
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Способы выявления способностей к творческой деятельности
у учащихся ДМШ
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество чаще корректирует или
коренным образом меняет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности
активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой
посильно участвовать в их решении. Необходимы люди, мыслящие не шаблонно,
умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из
проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь
каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления
личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в
эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные
логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между
учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их
сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на
интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность,
активны.
«Творчество
–
синоним
оригинального
склада
мышления,
то
есть
способность
постоянно
ломать
привычные
рамки
накопленного
опыта.
Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там,
где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя
как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни
опасности;
он
способен
принимать
свои,
ни
от
кого…
не
зависящие,
самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому
оперирует
предметами
и
понятиями,
не
давая
себя
опутать
никакими
конформистскими соображениями». Дж. Родари.
творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия.
Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой
деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это
стремление к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка
Признаки творческих способностей
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от
любопытства. Любопытство – жажда новизны, характерна для каждого
ребенка. Для её становления важны не только умственные способности, но
и чувства, мотивы. Любознательность, проявившись довольно рано, на
всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной
чертой талантливого ребенка. Одно из важнейших качеств истинного
решение задачи – не завершение работы, а, скорее, начало будущего,
нового дела.
Повышенный интерес к задачам, которые имеют не один, а множество
правильных ответов.
Независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней
помощи и подсказки реализовывать важные решения, брать на себя
ответственность
за
свои
поступки
и
их
последствия,
внутренняя
уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Одаренные дети имеют очень широкие интересы, при этом устойчивые и
осознанные. Отличительная черта одаренного ребенка – склонность к
сложным и сравнительно долговременным занятиям. Отличная память
также характерна для творца.
Отличаются стремлением все делать наилучшим образом. Это качество
проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется
результатом, пока не достигает максимального для себя уровня.
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от
широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и
поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах
деятельности. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике
самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других
продуктах детской деятельности.
Способность
быстро
и
легко
находить
новые
стратегии,
решения,
устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного
класса к другим, часто далеким по содержанию. Одаренный ребенок
значительно продуктивнее воспринимает связи и отношения между
явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи могут
быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет
основу творчества.
Одаренные дети не способны понять: что просто и понятно им – не всегда
постигают окружающие. Наверное, поэтому им комфортнее занимать
самостоятельную позицию среди окружающих. В общении со сверстниками
иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы
элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть
попросту прожить...».Увидеть одаренного ребенка очень сложно
.
По сей
день
не
разработан
единый
диагностический
инструментарий
для
выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Выявление
одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на
достоверных психолого-педагогических исследованиях. В лучшем случае
используется метод наблюдения. Об одаренный ребенок довольно часто
берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.
Способность улавливать то, что осталось не замеченным другими, сочетаясь
со свойственным творцам эгоцентризмом, приводит к тому, что они все
принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики,
поступки могут оказать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то
время как его «нормальные» сверстники отнесутся к ним равнодушно.
Повышенная
эмоциональная
чувствительность
вполне
может
рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских
способностей.
Творческого
человека
невозможно
представить
без
способности
обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях.
Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или
одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Очень
важно уметь вовремя её определить и дать возможность раскрыться в полной
мере.
Для определения уровня творческого развития личности учащегося ДМШ,
можно предложить следующие диагностические методы:
1. наблюдение,
2. создание экспериментальных ситуаций.
I. Наблюдение
Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его
изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность,
диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем
фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у
ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих
занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом
выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение - это осознанная, целенаправленная деятельность педагога.
Психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий
потенциал ребёнка по следующим параметрам:
1.
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
2.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
3.
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично
отстаивает его;
4.
Склонен к рискованным действиям;
5.
Обладает
богатой
фантазией,
воображением;
часто
«озабочен»
преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
6.
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в
ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
7.
Чувствителен
к
красоте,
обращает
внимание
на
эстетические
характеристики вещей, предметов;
8.
Нонконформист, не боится отличаться от других;
9.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без
критического изучения.
К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому
самовыражению, к творческому использованию предметов.
Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого
потенциала ребёнка.
II Создание экспериментальных ситуаций
Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения
активным
вмешательством
в
ситуацию
со
стороны
исследователя.
Преимуществом
эксперимента
перед
наблюдением
является
возможность
повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного
фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого
свойства личности.
Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том,
что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с
испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это
обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время
работы с детьми.
Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с
детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно
наблюдать творчество во временном развитии. Многие исследователи вообще
считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс.
Несколько творческих заданий для начинающих :
1.
Цветовое, графическое моделирование музыки
,
то есть передача
впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи.
Здесь
выбор цвета,
общая графическая композиция осуществляется
соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям.
Пример: П.Чайковский «Сладкая греза» (I и III части – розовый, II часть –
фиолетовый).
На уроках можно применять словесное рисование общего настроения
произведения, описание природы, внешнего облика персонажа в программных
произведениях, тех или иных черт его характера, сравнение, противопоставление
настроений или персонажей. Пример: Д. Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский
«Старинная французская песенка».
2. Следующие творческие задания направлены на звуковысотное и
тембровое восприятие музыки.
На уроках музыкального инструмента можно дать следующие творческие
задания:
- «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных (медведь, кошка,
мышка, птичка). Нарисовать рисунок с этими животными.
- «расселить» животных и их детенышей в разных октавах:
Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);
Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);
Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);
Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).
В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами
симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка - струнные; (туба,
тромбон, флейта – духовые и т.д.).
- Исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Пример: песню
«Лепешки» (пекарь, бабушка, мама, сестренка).
3. Пластические интонирование – одна из возможностей «проживания
образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального
выражения
содержания.
Жест,
движение,
пластика
обладает
особенным
свойством обобщать эмоциональное состояние.
Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их
слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».
Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко
уловил эти изменения ребенок, а значит, настолько он был внимателен.
4 Создание «звуковой картины».
Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за
инструментом. Преподаватель комментирует историю «Дождь и гроза»:
- Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;
- Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;
- Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на
«staccato» в верхнем регистре;
- Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;
- Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;
- Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;
- Дождь постепенно стихает и заканчивается.
Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.
- На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.
Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.
В наше время для выявления одаренных детей широко используются тесты,
однако при использовании тестов невозможно оценить именно нестандартность
мышления. Так английский ученый Б. Саймон, анализируя содержание тестов,
пришел к следующим выводам:
1)
тесты не измеряют природный интеллект;
2)
в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков,
полученных в школе, родительском доме;
3)
возможно натаскивание на выполнение тестов.
4)
Для выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства необходимо:
организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих
мероприятий
(конкурсов,
фестивалей,
мастер-классов,
олимпиад,
концертов,
творческих
вечеров,
театрализованных
представлений и др.);
организация
посещений
обучающимися
учреждений
культуры
и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев, и др.);
организация
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития музыкального
искусства и образования;
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке
педагогических работников и родителей.
Детская талантливость – сложное и многоаспектное явление. Диагностика
талантливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее
эффективного
обучения
и
развития
одаренного
ребенка.
Более
того,
предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными
детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.
Литература
1.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. –
Ярославль, 2002.
2.
Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного
образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.
3.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
4.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
5.
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.