Педагогический совет ""СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор: Пастушенко Ирина Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12" Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский, Камчатский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Педагогический совет ""СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Раздел: дошкольное образование
Цель педсовета:
•
Активизация форм повышения
квалификации педагогов ДОУ.
•
Систематизация знаний педагогов об
особенностях современных форм и
методов работы по развитию речи
дошкольников.
Повестка педсовета
1.
Теоритическая часть
•
Доклад «Познавательно – речевое развитие в
свете ФГОС дошкольного образования – ст.
воспитатель И.А. Пастушенко
•
Особенности и условия развития речи в
МБДОУ – воспитатели групп
2. Практическая часть
•
Игровой тест
•
Мозговой штурм
3. Разработка решения педсовета
themegallery
Актуальность проблемы речевого
развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с
различными речевыми нарушениями остается стабильно
высоким.
•
Овладение родным языком является одним из важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве.
•
В современном дошкольном образовании речь рассматривается
как одна из основ воспитания и обучения детей.
•
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
•
С развитием речи связано формирование как личности в целом,
так и во всех основных психических процессов.
•
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из
главных задач в подготовке детей к школе.
•
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном
возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при
работе над развитием связной речи детей.
Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми
и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в
соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом
возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем
речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных
особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении
словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей
функции речи детей в соответствии с их возрастными
особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Основные направления речевого
развития дошкольника
•
Расширение словаря и развитие
грамматического строя речи;
•
Убывание эгоцентризма детской речи;
•
Развитие функций речи;
•
Речь как орудие общение;
•
Речь как орудие мышление, как средство
психических процессов, средство
планирования и регулирования поведения;
•
Развитие фонематического слуха и осознания
словесного состава слова;
themegallery
Задачи познавательного и
речевого развития
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через
занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе
непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире,
формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру,
закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию
интересов, проявления самостоятельности в познавательно–
речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых
процессов дошкольников во всех видах деятельности.
themegallery
Современные образовательные
технологии
Технологии
Метод
наглядного
моделирования
Игровые
технологии
Здоровьесберег
ающие
технологии
Формы работы по развитию речи
Образовательная
ситуация
Игровая обучающая
ситуация (ИОС
)
Сценарий
активизирующего
общения
themegallery
Совместная работа МБДОУ и
родителей по речевому развитию
Цели:
1.Объединение усилий взрослых для
успешного речевого развития ребенка;
2.Формирование у родителей желание помогать
;
3.Уметь правильно реагировать на проблемы и
достижения своего ребенка (помогать
преодолевать трудности и радоваться его
успехам
Задачи:
1. Психолого – педагогическое
просвещение родителей с целью
повышения уровня общей
педагогической культуры;
2. Оптимизация стиля семейного
воспитания;
3. Гуманизация детско – родительских
отношений;
4. Включение семьи в содержательную
деятельность в системе «родители –
ребенок – педагог»
Формы работы с родителями:
1. Информировать родителей о содержании
жизни детей в ДОУ;
2.Организация совместных праздников;
3.Детское экспериментирование (с
участием родителей);
4.Чтение книг, рассматривание
иллюстраций, оформление полученных
впечатлений в виде альбомов, панно, и т,д
5.Создание альбомов к значимым датам,
тематические выставки
6. Анкетирование, подбор литературы с
целью обеспечения обратной связи с
семьей
themegallery
Практическая часть
themegallery
Задание: игровой тест на определение знаний, умений
и навыков воспитателей
«Фантазии о родителях и педагогах как о партнерах по
общению».
Цель: обмен опытом социального восприятия педагогов и
родителей, возможность в игровом общении обменяться
мнениями о том, что они знают и не знают о них.
1 команде – «родителя»,
2 команде – «воспитателя».
Составить список того, что не устраивает в работе ДОУ по
речевому развитию детей.
Пути их решения
Обмен мнениями. Обсуждение.
Задание: Переведите пословицы на
русский язык
Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
Слова - серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.
Задание: объясни выражения
Дело в шляпе
Все в порядке
Плясать под чужую дудку
Действовать не по собственной воле
Как на иголках
Состояние крайнего волнения,
беспокойства
Чесать язык
Болтать попусту
Морочить голову
Отвлекать от основного дела
пустыми разговорами
Задание: назвать полностью
пословицу (по 2 данным словам)
Семья – душа
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Доме – стены
В своем доме и стены помогают.
Перьем – ученьем
Красна птица перьем ,
а человек ученьем.
Кормит – портит
Труд кормит, а лень портит.
Время – час
Делу время, потехе – час.
Тепло – добро
При солнышке тепло,
при матери добро.
Задание: каждое слово замени
противоположным и получи название
сказок
Пёс без шапки
Красные усы
Красивый цыплёнок
Серебряная курочка
Чёрная туфелька
Правила для смелых и упорных
педагогов
themegallery
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи,
то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а
очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы
дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или
десятью… Но знайте: количество вопросов обратно
пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да»,
или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз,
вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и
замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом –
улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Решение педсовета
1. Создавать в МБДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи
(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи
дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – апрель - май
месяц).
2.
Для повышения уровня развития связной речи использовать
эффективные формы работы. (ответственный старший
воспитатель, учитель - логопед - посещение НОД в группах)
3. Создавать на занятиях и в свободное время проблемные ситуации,
побуждать детей к активизации мыслительной деятельности,
познанию окружающего мира
Срок: постоянно; ответственный: ст. воспитатель, воспитатели групп
4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи
дошкольника« (ответственные воспитатели, срок май месяц)
Все задачи развития
речи детей дошкольного
возраста (обогащение
словарного запаса,
формирование
грамматического строя
речи, звуковая культура)
не достигнут своей цели,
если не найдут
завершающего
выражения в развитии
связной речи
/О.С. Ушакова/
Домашнее задание
к Итоговому педсовету (26.05.2015г)
1.
Подготовить в виде презентации
Самоанализ работы за год – воспитатели
группы
2.
Отчет по самообразованию за прошедший
учебный год- каждый педагог
3.
Представить разработку открытого
мероприятия и проекта совместно с
родителями в ЛОК – каждый педагог
4.
Рабочие программы на 2015-2016уч.год
themegallery