Автор: Нилова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Вышневолоцкая школа-интернат №1
Населённый пункт: Тверская область,г. Вышний Волочек
Наименование материала: статья
Тема: «Система продуктивного взаимодействия с родителями в деятельности воспитателя школы – интерната».
Раздел: начальное образование
«Система продуктивного взаимодействия с родителями в
деятельности воспитателя школы – интерната».
Эпиграфом к выступлению я взяла старый школьный афоризм, который
гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
И поэтому главными целями работы воспитателя школы-интерната в этом
направлении является:
всестороннее
систематическое
изучение
семьи,
особенностей
и
условий воспитания ребенка;
создание условий для благоприятного климата взаимодействия с
родителями;
установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и
родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.
Основным принципом работы с родителями в современных условиях
является отказ от репрессивного характера общения.
Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их
проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без
педагогического и воспитательного анализа причин, результатов
наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.
Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения
родителей со школой и школы с родителями, который предполагает
понимание сторонами того, чем они занимаются.
Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание
того, что такое школа, что она может, каковы пределы её возможностей и
ответственности.
Родители являются основными воспитателями. Школа призвана помочь
семье в воспитании детей.
Главное в работе воспитателя
- это сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений.
Работать с родителями воспитанника с отклонениями в развитии, гораздо
сложнее,
необходим
индивидуальный
подход,
ряд
специальных
рекомендаций по поводу воспитания детей.
Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Только в
тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру,
можно добиться положительных результатов.
К
сожалению,
многие
семьи
не
могут
самостоятельно
определить
перспективы
развития
своих
детей,
консолидировать
свои
усилия. Большинство родителей имеют низкий уровень образования
и
культуры.
При организации работы с семьями воспитанников школы-интерната нужно
обязательно учитывать:
-психофизические особенности учащихся;
-особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в
развитии;
-социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой
семьи;
-удаленность места жительства семей от школы.
Очень важно учитывать как живет и развивается семья в современных.
жизненных условиях. С одной стороны, наблюдается поворот общества к
проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые
программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению
семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня
большинства семей, решение проблем экономического, а порой и
физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения
многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития
ребенка.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс
взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей
в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность,
сотрудничество с детьми и педагогами.
Хочу поделиться своим опытом работы с родителями.
За период моей воспитательной работы в школе-интернате я сформировала
свое видение роли воспитателя в организации взаимодействия семьи и
школы.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом
начале работы с детьми данной группы изучаю социальный статус семьи и
только потом планирую работу с родителями.
В моей группе 14 воспитанников.
3 ребёнка - из многодетных семей, 1 ребёнок - из неполной семьи, 2 ребёнка
– дети из приемных семей, 2 - из опекунских семей. Все эти категории
требуют особого подхода для определения форм работы с родителями, т.к.
в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же
методами.
Например, совместное обсуждение с родителями результатов развития
ребенка, помогает родителям адекватно оценить возможности своего
ребенка, не завышать требования по отношению к нему, раскрыть
способности и возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам,
повысить чувство ответственности за его воспитание.
В своей работе я использую различные современные формы:
Провожу
консультаций
для
родителей
воспитанников,
которые
являются
одной
из
самых
актуальных
и
востребованных
на
сегодняшний день форм сотрудничества школы и семьи. Большая часть
родителей,
которая
не
находит
времени
для
систематического
самообразования,
обычно
обращается
в
школу
за
разовыми
консультациями: неуспеваемость
ребёнка,
плохое
поведение,
конфликты со сверстниками.
Организую индивидуальные беседы на различные темы: «Поведение
ребенка
за
столом»,
«Воспитание
культурно-гигиенических
и
социально – бытовых навыков ».
Привлекаю родителей к изготовлению творческих работ вместе с
детьми для участия в школьных конкурсах и выставках.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение
родителей в коллективные дела группы.
Совместно с родителями были проведены экскурсии в воинскую часть
«Хвощи», на аэродром «Хотилово», в Красномайский музей стекла.
Для постоянной связи с родителями, воспитанников использую
мобильную телефонную связь, что помогает держать родителей в курсе
дел детей, рассылать объявления и просьбы.
Телефонная связь с
родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя,
казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная, т.к.
основной состав проживающих воспитанников – это дети из других
населенных пунктов.
Так же
к современным формам работы с родителями относятся
и приглашение родителей на праздники: « День матери», «А ну-ка
девочки», «Вперед мальчишки» были организованы с участием и
присутствием родителей.
Хочется отметить то, что, в основном, родители активно идут на
контакт с воспитателем, но есть и такие, которые не проявляют
активного участия в учебно-воспитательной работе, не посещают
собрания. Это является руководством к действию. Пассивность можно
преодолеть только с помощью настойчивости педагога, проявить
инициативу должен сам воспитатель, а за тем вовлечь родителя.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что воспитатель в
ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное
лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный
собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка
необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на
принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в
воспитательной деятельности.
Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности
воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны всемерно укреплять
авторитет школы и воспитателя, воспитывать детей в духе уважения и любви
к труду, подготавливать их к общественно- полезной деятельности, приучать
к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья,
стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.
Методическое обеспечение:
1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
2.
Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
3.
Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.:
Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
4.
Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред.
Гришиной Л.В. – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.
5.
Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин//
Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
6.
История социальной педагогики/под ред. М. Н. Галагузовой. М.:
Сфера, 2002. – 544с.
7.
Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.
8.
Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–Спб.: Питер, 2010.– 352с.
ГКОУ Вышневолоцкая школа-интернат№1.
Доклад по теме: «Система продуктивного взаимодействия с родителями в
деятельности воспитателя школы – интерната.»
Выполнила: Нилова Н.А.
Сентябрь 2021 г.
г.Вышний Волочек.