Напоминание

«Система продуктивного взаимодействия с родителями в деятельности воспитателя школы – интерната».


Автор: Нилова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ Вышневолоцкая школа-интернат №1
Населённый пункт: Тверская область,г. Вышний Волочек
Наименование материала: статья
Тема: «Система продуктивного взаимодействия с родителями в деятельности воспитателя школы – интерната».
Раздел: начальное образование





Назад




«Система продуктивного взаимодействия с родителями в

деятельности воспитателя школы – интерната».

Эпиграфом к выступлению я взяла старый школьный афоризм, который

гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

И поэтому главными целями работы воспитателя школы-интерната в этом

направлении является:

всестороннее

систематическое

изучение

семьи,

особенностей

и

условий воспитания ребенка;

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с

родителями;

установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и

родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях

является отказ от репрессивного характера общения.

Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их

проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без

педагогического и воспитательного анализа причин, результатов

наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения

родителей со школой и школы с родителями, который предполагает

понимание сторонами того, чем они занимаются.

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание

того, что такое школа, что она может, каковы пределы её возможностей и

ответственности.

Родители являются основными воспитателями. Школа призвана помочь

семье в воспитании детей.

Главное в работе воспитателя

- это сделать семью своим союзником,

единомышленником, создать демократичный стиль отношений.

Работать с родителями воспитанника с отклонениями в развитии, гораздо

сложнее,

необходим

индивидуальный

подход,

ряд

специальных

рекомендаций по поводу воспитания детей.

Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Только в

тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру,

можно добиться положительных результатов.

К

сожалению,

многие

семьи

не

могут

самостоятельно

определить

перспективы

развития

своих

детей,

консолидировать

свои

усилия. Большинство родителей имеют низкий уровень образования

и

культуры.

При организации работы с семьями воспитанников школы-интерната нужно

обязательно учитывать:

-психофизические особенности учащихся;

-особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в

развитии;

-социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой

семьи;

-удаленность места жительства семей от школы.

Очень важно учитывать как живет и развивается семья в современных.

жизненных условиях. С одной стороны, наблюдается поворот общества к

проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые

программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению

семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня

большинства семей, решение проблем экономического, а порой и

физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения

многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития

ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется

систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс

взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей

в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность,

сотрудничество с детьми и педагогами.

Хочу поделиться своим опытом работы с родителями.

За период моей воспитательной работы в школе-интернате я сформировала

свое видение роли воспитателя в организации взаимодействия семьи и

школы.

Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом

начале работы с детьми данной группы изучаю социальный статус семьи и

только потом планирую работу с родителями.

В моей группе 14 воспитанников.

3 ребёнка - из многодетных семей, 1 ребёнок - из неполной семьи, 2 ребёнка

– дети из приемных семей, 2 - из опекунских семей. Все эти категории

требуют особого подхода для определения форм работы с родителями, т.к.

в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же

методами.

Например, совместное обсуждение с родителями результатов развития

ребенка, помогает родителям адекватно оценить возможности своего

ребенка, не завышать требования по отношению к нему, раскрыть

способности и возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам,

повысить чувство ответственности за его воспитание.

В своей работе я использую различные современные формы:

Провожу

консультаций

для

родителей

воспитанников,

которые

являются

одной

из

самых

актуальных

и

востребованных

на

сегодняшний день форм сотрудничества школы и семьи. Большая часть

родителей,

которая

не

находит

времени

для

систематического

самообразования,

обычно

обращается

в

школу

за

разовыми

консультациями: неуспеваемость

ребёнка,

плохое

поведение,

конфликты со сверстниками.

Организую индивидуальные беседы на различные темы: «Поведение

ребенка

за

столом»,

«Воспитание

культурно-гигиенических

и

социально – бытовых навыков ».

Привлекаю родителей к изготовлению творческих работ вместе с

детьми для участия в школьных конкурсах и выставках.

Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы как вовлечение

родителей в коллективные дела группы.

Совместно с родителями были проведены экскурсии в воинскую часть

«Хвощи», на аэродром «Хотилово», в Красномайский музей стекла.

Для постоянной связи с родителями, воспитанников использую

мобильную телефонную связь, что помогает держать родителей в курсе

дел детей, рассылать объявления и просьбы.

Телефонная связь с

родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя,

казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная, т.к.

основной состав проживающих воспитанников – это дети из других

населенных пунктов.

Так же

к современным формам работы с родителями относятся

и приглашение родителей на праздники: « День матери», «А ну-ка

девочки», «Вперед мальчишки» были организованы с участием и

присутствием родителей.

Хочется отметить то, что, в основном, родители активно идут на

контакт с воспитателем, но есть и такие, которые не проявляют

активного участия в учебно-воспитательной работе, не посещают

собрания. Это является руководством к действию. Пассивность можно

преодолеть только с помощью настойчивости педагога, проявить

инициативу должен сам воспитатель, а за тем вовлечь родителя.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что воспитатель в

ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное

лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный

собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития ребенка

необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на

принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в

воспитательной деятельности.

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности

воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны всемерно укреплять

авторитет школы и воспитателя, воспитывать детей в духе уважения и любви

к труду, подготавливать их к общественно- полезной деятельности, приучать

к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья,

стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии.

Методическое обеспечение:

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.

2.

Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.

3.

Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.:

Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.

4.

Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред.

Гришиной Л.В. – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.

5.

Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин//

Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.

6.

История социальной педагогики/под ред. М. Н. Галагузовой. М.:

Сфера, 2002. – 544с.

7.

Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.

8.

Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–Спб.: Питер, 2010.– 352с.

ГКОУ Вышневолоцкая школа-интернат№1.

Доклад по теме: «Система продуктивного взаимодействия с родителями в

деятельности воспитателя школы – интерната.»

Выполнила: Нилова Н.А.

Сентябрь 2021 г.

г.Вышний Волочек.



В раздел образования