Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 44
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Школьный проект "Дерево дружбы"
Раздел: среднее образование
Школьный проект
«Дерево дружбы»: развитие у учащихся младших классов
взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и добре
Введение
Мы живём в мире технических достижений, но в последнее
время мы перестали замечать главное: людей, животных, природу.
Отсутствие
заботы
о
ближнем,
агрессия,
безразличие
к
происходящему в мире
стали неотъемлемой частью поведения
людей. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и
переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У
каждого человека свой путь к доброте. Она не дается нам с рождения,
не
передается
по
наследству.
Необходимо
стараться
упорно
воспитывать в себе Доброту. Нужно оглянуться по сторонам и найти,
кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе
слово. Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость,
доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Меня давно волнуют вопросы добра и смысла жизни человека.
Ход проекта
В нашей гимназии я заметила, что младшие школьники не
умеют бесконфликтно общаться,
правильно разрешать споры.
Возникает много конфликтов между мальчиками и девочками.
Мне
стало интересно,
можем ли мы, старшеклассники,
повлиять на данную ситуацию? Какими способами мы можем сделать
так, чтобы младшие дети почувствовали необходимость усвоить
другое поведение, основанное на
взаимопонимании, на чувстве
дружбы? Можем ли мы проводить развивающие игры с детьми,
которые будут способствовать сплоченности класса?
Я
поделилась
своими
мыслями
с
одноклассницами
и
предложила им разработать и провести проект по сплочению
младших школьников. Таким образом и начинался данный проект.
Мы создали команду из 4-х человек и приступили к разработке
проекта. Мы хотели провести проект, в результате которого учащиеся
1
младших классов стали бы более дружными, научились бы правильно
разрешать конфликты.
Мы перечитали пособия по воспитанию детей и по проведению
занятий игр с детьми. Разработали проект и выбрали наш объект
работы – 2 Д класс. Данный класс был выбран по совету завуча, так
как в нем часто случались драки между детьми.
Для начала мы решили измерить сплоченность класса и
услышать рассуждения самих ребят о взаимоотношениях в классе.
Для этого мы использовали диагностическую игру «Радуга».
Учащимся нужно было оценить
степень дружбы в классе,
выбрав и наклеив квадратик
определенного цвета. Кроме
того,
учащиеся
должны
были
обосновать
свой
выбор.
Например:
«Я
наклеиваю
квадратик
фиолетового
цвета,
что
означает немного дружбы и
немного зла… А зло в том,
что
некоторые
дети
могут
обзываться…». Высказывания детей мы фиксировали в виде записи.
Впоследствии с помощью учителя по ним мы провели контент-
анализ, т.е. количественный и качественный анализ высказываний
(позитивные или негативные, и какие именно оценки даются дружбе
в классе).
Мы просили объяснить детей, почему именно этим цветом они
оценивают дружбу в классе. Звучали такие оценки: «коричневый -
2
мальчики всегда обзываются», «черный - мальчики бьют девочек»,
«красный - дети жадничают» и т.д. «Я наклеиваю желтый квадратик,
потому что у меня есть друг Ваня. Он мне помогает, а, когда я забыл
ручку, он мне дал свою ручку». Мы отметили очень большое
количество негативных оценок, так как цвета выбирались красные,
черные, коричневые.
Чтобы исправить данную ситуацию, мы разработали целую
серию занятий, бесед и игр, направленных на развитие умения
работать в коллективе,
совместно
выполнять упражнения,
на
умение не конфликтовать, умение договариваться, умение проявлять
уважение к другим. На занятиях использовались подвижные игры,
рисование, аппликация.
В течение 4-х месяцев мы проводили данную работу. Вначале
нам было очень трудно, мы не
умели работать с детьми,
мы
чувствовали себя очень неуверенно. Часто наши игры превращались
в неуправляемый хаос.
Ощущение успеха пришло, когда мы провели с детьми
упражнение «Дерево дружбы». По названию этого упражнения мы и
назвали весь наш проект. Мы нарисовали силуэт дерева и сказали
детям: «Посмотрите, у нас в кабинете тоже появилось дерево.
3
Ребята, а вы хотите, чтобы дерево
расцвело? Тогда
сегодня
вы
станете
друзьями для этого дерева, но для этого
вам предстоит
поделиться с деревом
своими лучшими чертами характера.
На
листе
бумаги
обведите
свою
ладошечку, затем ее необходимо красиво
раскрасить, затем вырезать и приклеить на
дерево,
как
листики.
Но
предварительно
надо
написать
на
ладошечках свое имя и хорошую черту характера, которая у вас есть.
Можно написать,
что вы добрый, честный. Подумайте, какие
хорошие черты характера у вас есть? Приступайте к работе».
4
У нас получилось Дерево Дружбы. Вот, что писали дети на
своих ладошках: «Я люблю животных», «я защищаю девочек», « я
всегда убираю свою комнату», « я – супергерой!».
Во время выполнения упражнений мы говорили о том, как
важно сопереживать, поддерживать другого, приводили конкретные
примеры. Такие утверждения мы демонстрировали и в других играх,
например, в игре «Птицы»: «Итак, вы птицы, вы весело и беззаботно
летаете, пока звучит музыка. Птицы стараются в полете летать
аккуратно и не задевать своими крыльями других птиц. А если
случайно задели, то птица должна
сложить вот так крылья и
извиниться. Как только музыка закончится, вы должны собраться в
стайки по (2-3) человека. Итак, птицы, полетели!»
Иногда, если «птица» не могла примкнуть к стае, то
чувствовала
себя
обиженной.
Мы
учили
не
проявлять
необоснованную обиду, а пытаться приложить усилия и примкнуть к
стае птиц в следующем эпизоде игры.
Таким образом, мы проводили игры на переменах, после уроков,
иногда вместо заболевшего учителя. Нам было не просто подбирать
соответствующие игры или занятия, нам приходилось анализировать
ситуацию, оценивать педагогическое воздействие той или игры. Мы
отметили, что малыши стали более послушными, они уже старались
не огорчать нас своим поведением, проявляли дисциплину и
собранность. Мы полюбили наших маленьких подопечных. Они
очень изменились. Эти изменения отмечал и учитель. Уменьшилось
количество конфликтов, уменьшилось количество бранных слов.
По
завершении
эксперимента мы вновь по
той же методике провели
диагностику
степени
дружбы
в
классе.
Высказывания
детей
мы
фиксировали в виде записи.
Впоследствии по ним мы
5
также провели контент-анализ, т.е. количественный и качественный
анализ высказываний (позитивные или негативные, и какие именно
оценки даются дружбе в классе).
Результаты получились впечатляющие - более 80% учащихся
отметили изменения в классе в лучшую сторону, учащиеся стали
проявлять больше поддержки друг другу, значительно уменьшилось
количество драк и негативного проявления поведения. Изменились
не только второклассники, изменились и мы. Мы стали более
терпимы к недостаткам других людей, мы научились находить
объяснения
поведению сложных детей, мы научились доводить
начатое дело до конца. Мы убедились в том, что мы можем влиять
на проявление чувств взаимопонимания и дружбы среди людей, мы
можем научить других и научиться самим Добру.
Список литературы:
1.
Петрусинский В. В. Игры для активного отдыха в процессе обучения /
В.В. Петрусинский Е.Г. Розанова. - М.: Владос, 2012. - 128 c.
2.
Авдулова
Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности
личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В.
Гребенникова. - М.: Владос, 2014. - 540 c.
3.
Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные
технологии. - 2004. - №4. - С.93-96.
6
4.
Саломатова
О.С.
Становление
коммуникативной
компетентности
школьников
в
ходе
проектно-исследовательской
деятельности
/О.С.Саломатова //Начальная школа. - 2007. - №7. - С.40-43.
7