Напоминание

Цифровые учебные средства в художественно-эстетическом образовании дошкольников


Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Цифровые учебные средства в художественно-эстетическом образовании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДСТВА

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Татьяна Викторовна

музыкальный руководитель

МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида

г. Борисоглебск Воронежской обл.
Цифровые технологии в музыке появились очень давно. Ещё первые ЭВМ «сочиняли музыку», а цифровая запись музыкальных произведений вытеснила аналоговую. В музыкальном образовании также уже имеется многолетний опыт соединения потребностей обучения с имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями, которые предоставляет компьютер. Информационные технологии на музыкальных занятиях могут реально способствовать формированию художественного вкуса, творческого потенциала и гармоничного развития личности в целом. Применение компьютерных музыкальных программ позволяет не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и даёт доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Условно компьютерные средства, используемые в процессе непрерывной музыкальной деятельности можно разделить на следующие группы:  информативные – энциклопедии классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета и др.;  тематические – обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”, П.И.Чайковский “Щелкунчик”, “Времена года”, К. Сен- Санс “Карнавал животных” и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят с содержанием, музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;  инструментальные – электронный музыкальный инструмент «компьютерное фортепиано» даёт возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью синтезатора можно создать свою собственную композицию и оформить её в стиле «Фолк», «Техно», «Рок-н-ролл», «Латинос», в русском народном стиле; 1
 цифровая фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам;  нотный редактор, все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий. Ввод нот может происходить, как при помощи мыши и компьютерной клавиатуры, так и например, с использованием MIDI-клавиатуры. Даже этот краткий перечень показывает широкие возможности информационных технологий в обучении музыке. В работе с использованием ИКТ можно выделить три уровня, зависящие от степени подготовки специалиста, ведущего музыкальные занятия. Первый: использование отдельных элементов компьютерных технологий. Второй: синтез отдельных элементов и дальнейшее их развитие – создание оригинальных занятий с использованием видеоматериалов, музыкальных клипов, анимаций, тематических презентаций и т.п. Третий: выход синтезирующей тенденции за пределы музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в междисциплинарную – проведение интегрированных занятий. Применение таких технологий отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию воспитанников, повышению интереса детей к учебным занятиям в целом, росту познавательной активности в процессе обучения, формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни, развитию музыкального восприятия. В процессе музыкального воспитания с активным использованием ИКТ происходит развитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства. Занятия на основе цифровых образовательных ресурсов создают предпосылки к формированию у воспитанников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности. Применяя новые информационные технологии на занятиях музыкой, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не подменить его общением с компьютером, не «засушить» материал, не превратить его в технический практикум. За компьютерными технологиями большое будущее, т.к. это позволяет детям самим моделировать, создавать, преобразовывать, т.е., в соответствии с ФГОС, содействует развитию творческого потенциала детей. 2


В раздел образования