Цифровые учебные средства в художественно-эстетическом образовании дошкольников
Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская обл. Наименование материала: статья Тема: Цифровые учебные средства в художественно-эстетическом образовании дошкольников Раздел: дошкольное образование
г. Борисоглебск Воронежской обл.
Цифровые технологии в музыке появились очень давно. Ещё первые
ЭВМ «сочиняли музыку», а цифровая запись музыкальных произведений
вытеснила
аналоговую.
В
музыкальном
образовании
также
уже
имеется
многолетний
опыт
соединения
потребностей
обучения
с
имеющимися
техническими,
методологическими
и
методическими
возможностями,
которые
предоставляет
компьютер.
Информационные
технологии
на
музыкальных
занятиях
могут
реально
способствовать
формированию
художественного вкуса, творческого потенциала и гармоничного развития
личности в целом.
Применение
компьютерных
музыкальных
программ
позволяет
не
только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты
произведений видеозаписи, но и даёт доступ к большому блоку информации,
связанной
с
миром
искусства:
живопись,
музыка,
литература,
народные
промыслы.
Условно
компьютерные
средства,
используемые
в
процессе
непрерывной
музыкальной
деятельности
можно
разделить
на
следующие
группы:
информативные
–
энциклопедии
классической
музыки,
популярной
музыки, шансона, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета и
др.;
тематические – обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский “Картинки с
выставки”,
П.И.Чайковский
“Щелкунчик”,
“Времена
года”,
К.
Сен-
Санс
“Карнавал
животных”
и
др.
Данные
программы
с
помощью
анимации,
трехмерной
графики
в
интересной
форме
знакомят
с
содержанием,
музыкальными
особенностями
и
художественными
образами
отдельных
произведений
выдающихся
мировых
композиторов;
инструментальные
–
электронный
музыкальный
инструмент
«компьютерное
фортепиано»
даёт
возможность
исполнить
любую
мелодию
на
клавиатуре
компьютера,
используя
самые
различные
инструменты
(арфа,
кларнет,
труба,
барабан,
гитара,
фортепиано,
синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью синтезатора можно
создать свою собственную композицию и оформить её в стиле «Фолк»,
«Техно», «Рок-н-ролл», «Латинос», в русском народном стиле;
1
цифровая фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по
странам, композиторам, жанрам;
нотный
редактор,
все
нотные
редакторы
позволяют
вводить,
редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне
от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до
симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до
авангарда) и нотных изданий. Ввод нот может происходить, как при
помощи
мыши
и
компьютерной
клавиатуры,
так
и
например,
с
использованием MIDI-клавиатуры.
Даже
этот
краткий
перечень
показывает
широкие
возможности
информационных технологий в обучении музыке.
В
работе
с
использованием
ИКТ
можно
выделить
три
уровня,
зависящие
от
степени
подготовки
специалиста,
ведущего
музыкальные
занятия.
Первый:
использование
отдельных
элементов
компьютерных
технологий.
Второй: синтез отдельных элементов и дальнейшее их развитие – создание
оригинальных
занятий
с
использованием
видеоматериалов,
музыкальных
клипов, анимаций, тематических презентаций и т.п.
Третий:
выход
синтезирующей
тенденции
за
пределы
музыкальной
педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в
междисциплинарную – проведение интегрированных занятий.
Применение таких технологий отличается высокой результативностью и
способствует личностному развитию воспитанников, повышению интереса
детей к учебным занятиям в целом, росту познавательной активности в
процессе обучения, формированию эстетического, эмоционально-целостного
отношения
к
искусству
и
жизни,
развитию
музыкального
восприятия.
В
процессе
музыкального
воспитания
с
активным
использованием
ИКТ
происходит развитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения
нравственно-эстетической
сущности
музыкального
искусства,
овладению
интонационно-образным
языком
искусства
на
основе
складывающегося
опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами
искусства.
Занятия
на
основе
цифровых
образовательных
ресурсов
создают
предпосылки
к
формированию
у
воспитанников
основ
теоретического
(постигающего)
мышления,
итогом
чего
должно
стать
первоначальное
представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в её
диалектической сущности.
Применяя
новые
информационные
технологии
на
занятиях
музыкой,
нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так
важно не подменить его общением с компьютером, не «засушить» материал,
не превратить его в технический практикум.
За
компьютерными
технологиями
большое
будущее,
т.к.
это
позволяет
детям
самим
моделировать,
создавать,
преобразовывать,
т.е.,
в
соответствии с ФГОС, содействует развитию творческого потенциала детей.
2