Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Дата публикации: 18.09.2021
Раздел: начальное образование
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения нужно стремится к плодотворному
результату. При этом от учащегося, требуется не только понять, запомнить и
воспроизвести полученные знания, но и уметь применять их в практической деятельности,
развивать. Естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится
только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Только что полученные
знания он пробует тут же мысленно применить на практике. И чем активнее протекает
этот мыслительный и практический учебный процесс, тем лучше его результат.
1.Принцип проблемности.В качестве основного принципа лучше рассматривать
принцип проблемности. С помощью усложняющихся задач или вопросов создать в
мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не
хватает имеющихся знаний, и тогда он вынужден сам активно искать и пополнять новые
знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или
чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовом виде
от учителя, а в результате самостоятельной активной деятельности. И самое главное, что
содержание проблемного материала должно быть с учетом интересов учащихся.
2.Принцип
обеспечения
максимально
возможной
адекватности
учебно-
познавательной деятельности характеру практических задач.Суть данного принципа
заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по
своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно
обеспечить переход теории новых знаний к практике.
3.Принцип взаимообучения.Не менее важным при организации учебно-
познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в
процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного
самообразования необходима не только теоретическая база, но и умение анализировать и
обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к
использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь
развивать свои знания и умения.
4.Принцип исследования изучаемых проблем.Очень важно, чтобы учебно-
познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по
возможности содержала элементы анализа и обобщения. Процесс изучения явлений или
проблем должен по всем признакам носить исследовательский характер.
5.Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является
принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося, существует очень
много особенностей: . адаптация к учебному процессу, . способность к восприятию нового
и т.п. Это требует применять методы обучения, которые учитывали бы индивидуальные
особенности каждого учащегося.
6.Принцип самообучения.
Очень важным в учебном процессе является
самообучение. Этот принцип индивидуализирует деятельность каждого учащегося на
основе их личного стремления к пополнению и совершенствованию своих знаний и
умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
7.Принцип
мотивации.
Активность
и
самостоятельной
и
коллективной
деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому особое место
отводится мотивации. Главным в начале активной деятельности должна быть не
вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать,
оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и выбор
методов обучения, должны выбираться с учетом особенностей учебного процесса.
Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают
учащихся к активности.
Характерной
особенностью
совершенствования
форм
обучения
является
использование педагогами разнообразных видов уроков, форм, методов, приемов в системе
изучения раздела или темы. Причем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к.
у них формируется свой методический опыт, который позволяет им максимально раскрыть
сильные стороны своего мастерства и за счет этого активизировать познавательную
деятельность учащихся. Формирование познавательного интереса школьников к предмету -
сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств
развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.