Напоминание

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Дата публикации: 18.09.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

При выборе тех или иных методов обучения нужно стремится к плодотворному

результату. При этом от учащегося, требуется не только понять, запомнить и

воспроизвести полученные знания, но и уметь применять их в практической деятельности,

развивать. Естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится

только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Только что полученные

знания он пробует тут же мысленно применить на практике. И чем активнее протекает

этот мыслительный и практический учебный процесс, тем лучше его результат.

1.Принцип проблемности.В качестве основного принципа лучше рассматривать

принцип проблемности. С помощью усложняющихся задач или вопросов создать в

мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не

хватает имеющихся знаний, и тогда он вынужден сам активно искать и пополнять новые

знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или

чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовом виде

от учителя, а в результате самостоятельной активной деятельности. И самое главное, что

содержание проблемного материала должно быть с учетом интересов учащихся.

2.Принцип

обеспечения

максимально

возможной

адекватности

учебно-

познавательной деятельности характеру практических задач.Суть данного принципа

заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по

своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно

обеспечить переход теории новых знаний к практике.

3.Принцип взаимообучения.Не менее важным при организации учебно-

познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в

процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного

самообразования необходима не только теоретическая база, но и умение анализировать и

обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к

использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь

развивать свои знания и умения.

4.Принцип исследования изучаемых проблем.Очень важно, чтобы учебно-

познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по

возможности содержала элементы анализа и обобщения. Процесс изучения явлений или

проблем должен по всем признакам носить исследовательский характер.

5.Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является

принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с

учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося, существует очень

много особенностей: . адаптация к учебному процессу, . способность к восприятию нового

и т.п. Это требует применять методы обучения, которые учитывали бы индивидуальные

особенности каждого учащегося.

6.Принцип самообучения.

Очень важным в учебном процессе является

самообучение. Этот принцип индивидуализирует деятельность каждого учащегося на

основе их личного стремления к пополнению и совершенствованию своих знаний и

умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

7.Принцип

мотивации.

Активность

и

самостоятельной

и

коллективной

деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому особое место

отводится мотивации. Главным в начале активной деятельности должна быть не

вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать,

оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и выбор

методов обучения, должны выбираться с учетом особенностей учебного процесса.

Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают

учащихся к активности.

Характерной

особенностью

совершенствования

форм

обучения

является

использование педагогами разнообразных видов уроков, форм, методов, приемов в системе

изучения раздела или темы. Причем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к.

у них формируется свой методический опыт, который позволяет им максимально раскрыть

сильные стороны своего мастерства и за счет этого активизировать познавательную

деятельность учащихся. Формирование познавательного интереса школьников к предмету -

сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств

развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.



В раздел образования