Напоминание

"Изумрудная ворона"


Автор: Александра Олеговна Ячникова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6" г. Брянска
Населённый пункт: Белые Берега
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Изумрудная ворона"
Дата публикации: 16.09.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока.

Тема урока: «Изумрудная ворона». Гармония по насыщенности.

Предмет: Станковая композиция

Тип урока: урок-сообщение новых знаний

Цель

Выполнить творческую работу. Изучить понятия пространственной среды,

рефлекса и силуэта.

Содержание темы

Выполнение рисунка вороны на цветном фоне. Передача характера формы

при помощи различных приемов работы с акварелью.

Обучающие задачи

Продолжить ознакомление с произведениями изобразительного искусства в

жанре анималистки.

Овладеть приемами работы акварелью в передаче пространственной среды и

силуэта птицы, применяя насыщенную гармонию. Развитие технических

навыков работы акварелью, развивать умение смешивать и искать различные

оттенки.

Научить выполнять первоначальное цветовое решение по заданным схемам.

Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи;

развивать наблюдательность и понятие о взаимодействии цветов.

Развивающие задачи

Развитие воображения и умение восхищаться красотой окружающего мира.

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Развитие

навыков работы акварельными красками в передаче гармонии насыщенности

цвета.

Воспитательные задачи

Формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства.

Воспитать ценностные ориентиры, которые обеспечат личностную

заинтересованность обучающихся в результатах обучения. Воспитать

бережное отношение к природе. Аккуратность в выполнении этюда.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование для учащихся:

бумага (формат А4, А3),

карандаш,

ластик,

краски акварельные,

кисти,

палитра.

Оборудование для учителя:

методические таблицы,,

методическая литература «Иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова

(«Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский –

иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь»,

иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки В. Ватагина».

образцы работ учащихся.

Ход урока:

1 этап.

Настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к

уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

Приветствие учителя.

2 этап

- Сегодня мы будем работать над композицией «Изумрудная ворона».. Мы

должны ознакомимся с различными акварельными техниками, развить

чувство композиционного центра в организации плоскости листа и

совершенствовать чувство цвета и колорита.

Одна из задач нашего урока – разобраться, что же такое колорит. Для этого

обратимся к словарю изобразительных терминов. Читаем: «Колорит

изображения (итал. colorito, от лат. color — краска, цвет) — это общая

эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер

цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и

оттенков.». Посредством этюда художник совершенствует свое

профессиональное мастерство. Основной целью этюдной работы всегда

остается правдивое и живое воплощение живописного замысла, создание

картины. В реалистическом искусстве этюды выполняют самостоятельную

роль.

Прежде чем подойти к изображению нашей постановки, давайте рассмотрим

подготовленные таблицы: основные формы, структуру и скелет птицы,

пропорции и перспективу, как распределяется светотень на туловище птицы,

как надо поработать над деталями, разобраться с узорами на оперении

птиц. Преподаватель дает краткий анализ изображений на таблицах.

Птицы – удивительные живые существа, на протяжении многих веков их

облик привлекал художников от китайских средневековых живописцев до

адептов современной школы акварели. Давайте посмотрим, как они решали

живописные задачи по изображению птицы акварелью. Следует

демонстрация презентации, ассистирует один из учащихся, учитель

комментирует изображения.

Демонстрация презентации с произведениями художников анималистов.

Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными

средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и

радоваться.

Не случайно цвет является основой живописи:

Во-первых, цветом можно по разному воспринимать и передавать красоту

окружающего мира;

Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное

состояние.

В-третьих, цветом можно мыслить и вылеплять форму предмета, передавать

фактуру и объем.

3 этап

Постановка задачи: быстрый этюд акварельными красками на формате А5.

- Наша работа сегодня очень ответственная, поэтому мы сначала повторим,

что мы уже умеем и знаем и «прорепетируем».

Выполним предварительный набросок кистью.

Наряду с этюдами, направленными на изучение колорита, в учебном

процессе должны иметь место наброски «силуэтным пятном». В акварельной

технике очень полезно работать пятном, силуэтом, внимательно передавая

характер пропорций, тональные и цветовые отношения. Наброски кистью

«пятном» приучают работать формой, при этом надо видеть всю форму,

смотреть в середину массы силуэта, не упираясь глазом в ее края, так как при

этом невольно будет упущен характер общей формы. Один из способов

работы акварелью – живопись «по сырому». Он позволяет достичь

исключительного цветового единства, прозрачности и особой нежности

тонов. Такая техника незаменима для изображения предметов с мягкими

очертаниями, удобна для набросков, этюдов, кратковременных работ. Можно

делать этюд кистью в один прием, сохраняя свежесть первого впечатления.

4 этап.

Просмотр выполненных упражнений. Анализ ошибок.

5 этап.

Поэтапный показ преподавателем выполнения композиции:

1). Прежде чем приступать к работе над изображением птицы красками,

надо правильно закомпоновать изображение в листе, выполнить легкими

касаниями карандаша тщательный набросок птицы. Точный

вспомогательный рисунок дает возможность более уверенно строить форму

цветом.

2). Живопись – живо писать.

Ребята, наша ворона заколдована, но если мы напишем её как живую, то она

оживёт и вернётся в своё гнездо.

Какие существуют методы или техники письма акварельными красками.

- Ребята, перечислите их, пожалуйста. (ответы)

1 метод – «по сырому» (ala prima). Техника вливания одного цвета в

другой. Нужно сразу определять самые светлые и самые тёмные места,

наиболее и наименее насыщенные по цвету.

2 метод – «по-сухому» или мозаичный, техника лессировки.

Можно постепенно перекрывать первый цветовой слой другим, усиливая

цветовой тон. Помните, что акварельная живопись требует осторожности, в

одном месте должно быть не более трёх мазков, иначе бумага не будет

просвечивать (в чём и заключается красота самой акварели). В результате

многократного наложения цветовых пятен получится грязь. Не нужно

стараться писать очень уж аккуратно, пусть краска где-то течёт, растекается

и работа тогда будет « сочной». Будьте аккуратны, но не «засушивайте»

работу.

3 метод – комбинированный.

Главные цветовые отношения сделать в технике «по сырому», первые пятна

цвета, которые послужат основой для создания текстуры оперения. А затем,

поверх моделируйте оперение короткими и длинными мазками «по- сухому»

более тёмным цветом.

Метод лессировки как метод многослойной живописи широко применялся»

в практике акварелистов XIX и начала XX столетие. Ими созданы

замечательные произведения, которые покоряют нас легкостью, общей

тональной целостностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей

или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Метод лессировки

основан на использовании прозрачности краски, ее свойства менять цвет при

нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный пласт.

Чтобы нижний пласт не размывался, перед дальнейшим перекрытием ему

дают хорошо просохнуть. Заметим, что изменения цвета могут состоять в

развитии одного цветового тона — от слабо насыщенного к более

насыщенному, а также в образовании сложных составляющих тонов.

- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если

предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала),

если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или

горизонтали (под углом) и т.д.

Акварель требует собранности, безошибочного движения кисти, острого

чувства цвета, а также четкой системы расположения красок на палитре.

Работа акварелью требует вашего бережного отношения и внимания. Работу

лучше и удобнее писать сверху, предварительно определив основные

отношения по тону, цвету, колориту. Пока наложенный цветовой мазок не

высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий

соседний. Нужные оттенки цвета сначала подбираем на палитре или

непосредственно на бумаге. Пока акварель не высохла, излишне заплывшие

места (при работе «по сырому»), нежелательные наслоения красок можно

осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью. Важно не

забыть и о колорите, общем цветовом строе этюда.

Композиционных решений одной и той же птицы может быть бесконечное

множество. Однако во всех случаях важно найти равновесие объемов, ритм

светлых и темных пятен.

Птица получится выразительной, если он в целом будет производить

впечатление естественности. В этюде птицы пожалуй самое ценное –

ощущение материальности, впечатление, что птица вот-вот взлетит с ветки, и

каждое ее перышко объемно и материально.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель по ходу урока делает

комментарии о построении птицы, о размещении в листе, о величине,

пропорциях, передаче световоздушной среды, колорите.

7 этап.

Просмотр выполненных работ. По завершении работы учащиеся

выкладывают свои рисунки в один ряд. Учитель анализирует каждую

работу, отмечает их достоинства и недостатки, выставляет оценки.

- Итак, сегодня вы познакомились с принципами выполнения живописного

изображения птицы, закрепили навыки работы акварелью и узнали о новых

технических приемах работы над этюдом. Несмотря на сложность задания,

вы с ним успешно справились. Молодцы! Наш урок окончен, убираем

рабочие места.

Список литературы

1. Алехин А. Д.Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:

книга для учителя. – М. : Просвещение,1984

2 Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл.\под ред. Б. М. Неменского. – М.:

Просвещение, 1998



В раздел образования