Напоминание

"Театр-средство социализации подростков"


Автор: Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Театр-средство социализации подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Театр – средство социализации подростков»

Автор:

Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой

деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться

лишь при помощи и участии искусства. В образовании современного человека наряду с

наукой искусство занимает особое место. Оно помогает формированию его чувств в духе

гуманизма и человеческого содружества,

развивает его творческие способности.

Театральное искусство как один из наиболее ярких и эмоционально притягательных видов

искусства обращается непосредственно к жизни человека, к насущным вопросам его

бытия

и

сознания.

Это

-

особый

способ

передачи

художественно-эстетической

информации, и поэтому значение его в воспитании подрастающего поколения очень

велико и значимо.

Художественно-эстетическая информация является важнейшим элементом фор-

мирования духовной культуры. Искусство выступает важным средством привнесения в

духовную культуру художественных образов, прекрасного и возвышенного, оно форми-

рует и воспроизводит духовную культуру по законам красоты, формирует высокий уро-

вень общей культуры личности.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека. Она

предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет и сплачивает людей.

Искусство выступает одной из форм социализации, форм духовного освоения мира

человеком и проявляет себя

особым языком передачи художественно-эстетической

информации.

Одним из ведущих видов искусства, одним из видов художественно-эстетической

деятельности личности является театральная деятельность.

На всех этапах истории театр был могучим орудием гуманизма, одним из самых

мощных институтов воспитания и самовоспитания человечества. Как образно заметил Л.

Жуве, «театр – это самое совершенное, удивительное и оригинальное изобретение

человека».

Его феномен пытаются исследовать, по крайней мере, более двух с половиной

тысячелетий. От Аристотеля и Эпикура до наших дней представители разных наук

стремятся раскрыть механизм его воздействия, понять природу его коллективного

искусства, осознать синтетический характер используемых выразительных средств,

оценить роль и место драматурга, режиссера, актера и других участников процесса

театрального действия.

Включаясь в исследование аспекта социально-культурной деятельности театра,

можно увидеть, что особая значимость его заключается в том, что это искусство

представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Театральный спектакль,

Арсеньев И.С. Из русской культуры и творческой традиции. – Лондон, 1992. – 300с. – С88

филармонический или эстрадный концерт каждый раз воспроизводится заново, и зритель

воспринимает не только результат сценического действия, но и сам творческий акт. Он

становится свидетелем, и в значительной мере соучастником создания духовных

ценностей.

Эмоциональность,

широкая

наглядность,

способность

непосредственно

воздействовать на большие массы людей делают театр одним из наиболее действенных

форм

духовного

художественно-

эстетического

воспитания.

По

словам

К.С.

Станиславского, «Театр – счастливец, он и в дни мира, и в дни войны, и в дни голода и

урожая, и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным. Когда весело и

радостно на душе – идут в театр, чтоб веселиться; когда голодно, тяжело, тоскливо на

душе – идут в театр, чтоб отвлечься, успокоиться».

Особенность театрального искусства заключается в эмоциональном воздействии на

человека, где он непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно

чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене.

Театр - уникальное явление и представляет собой синтез многих искусств,

объединенных в гармоничное целое. Театр обладает мощным механизмом воздействия на

любую личность, в том числе и подростка, развивая его нравственно, духовно и, конечно,

эстетически.

Издревле театр выполнял в обществе благородную цель института просвещения

широких социальных слоев, выступая как уникальный вид искусства.

Поэтому

театральное искусство воспитывает эстетический и художественный вкус, может

обогатить духовный мир человека, воздействовать на его ум, волю и чувства, пробудить в

нем творческую активность.

Сила театрального искусства - в его способности вовлекать аудиторию, зрителя,

воздействовать на его ум, чувства, пробуждать в нем творческую активность, воспитывать

художественно-эстетический

вкус.

Определяя

принципы

организации

социально-

культурной деятельности театра, и опираясь на концепцию Г.А. Товстоногова, можно

утверждать, что современный театр должен соединить школу с праздником, мудрость с

развлечением, урок со зрелищем. История театра блестяще подтвердила, что реальным и

стабильным вниманием зрителей пользовались именно те творческие коллективы,

которые удовлетворяли этим требованиям.

В своём творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой

творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а это уже

прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это прежде всего общение

средствами искусства».

7

Ариарский М.А. Прикладная культурология. – 2-е изд. – СПб: Издательство «Эго», 2001. – 288с –С170

Участие подростков в театральной деятельности открывает им путь того самого

«врастания» в культуру, создает условия для развития творческих способностей и фор-

мирования индивидуальности.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность театрального искусства, можно

сделать вывод, что в рамках образовательной деятельности и при правильной организации

учебного процесса оно может стать одним из ведущих средств социализации подростков.



В раздел образования