Автор: Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Театр-средство социализации подростков"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья
«Театр – средство социализации подростков»
Автор:
Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой
деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться
лишь при помощи и участии искусства. В образовании современного человека наряду с
наукой искусство занимает особое место. Оно помогает формированию его чувств в духе
гуманизма и человеческого содружества,
развивает его творческие способности.
Театральное искусство как один из наиболее ярких и эмоционально притягательных видов
искусства обращается непосредственно к жизни человека, к насущным вопросам его
бытия
и
сознания.
Это
-
особый
способ
передачи
художественно-эстетической
информации, и поэтому значение его в воспитании подрастающего поколения очень
велико и значимо.
Художественно-эстетическая информация является важнейшим элементом фор-
мирования духовной культуры. Искусство выступает важным средством привнесения в
духовную культуру художественных образов, прекрасного и возвышенного, оно форми-
рует и воспроизводит духовную культуру по законам красоты, формирует высокий уро-
вень общей культуры личности.
Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека. Она
предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет и сплачивает людей.
Искусство выступает одной из форм социализации, форм духовного освоения мира
человеком и проявляет себя
особым языком передачи художественно-эстетической
информации.
Одним из ведущих видов искусства, одним из видов художественно-эстетической
деятельности личности является театральная деятельность.
На всех этапах истории театр был могучим орудием гуманизма, одним из самых
мощных институтов воспитания и самовоспитания человечества. Как образно заметил Л.
Жуве, «театр – это самое совершенное, удивительное и оригинальное изобретение
человека».
Его феномен пытаются исследовать, по крайней мере, более двух с половиной
тысячелетий. От Аристотеля и Эпикура до наших дней представители разных наук
стремятся раскрыть механизм его воздействия, понять природу его коллективного
искусства, осознать синтетический характер используемых выразительных средств,
оценить роль и место драматурга, режиссера, актера и других участников процесса
театрального действия.
Включаясь в исследование аспекта социально-культурной деятельности театра,
можно увидеть, что особая значимость его заключается в том, что это искусство
представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Театральный спектакль,
Арсеньев И.С. Из русской культуры и творческой традиции. – Лондон, 1992. – 300с. – С88
филармонический или эстрадный концерт каждый раз воспроизводится заново, и зритель
воспринимает не только результат сценического действия, но и сам творческий акт. Он
становится свидетелем, и в значительной мере соучастником создания духовных
ценностей.
Эмоциональность,
широкая
наглядность,
способность
непосредственно
воздействовать на большие массы людей делают театр одним из наиболее действенных
форм
духовного
художественно-
эстетического
воспитания.
По
словам
К.С.
Станиславского, «Театр – счастливец, он и в дни мира, и в дни войны, и в дни голода и
урожая, и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным. Когда весело и
радостно на душе – идут в театр, чтоб веселиться; когда голодно, тяжело, тоскливо на
душе – идут в театр, чтоб отвлечься, успокоиться».
Особенность театрального искусства заключается в эмоциональном воздействии на
человека, где он непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно
чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене.
Театр - уникальное явление и представляет собой синтез многих искусств,
объединенных в гармоничное целое. Театр обладает мощным механизмом воздействия на
любую личность, в том числе и подростка, развивая его нравственно, духовно и, конечно,
эстетически.
Издревле театр выполнял в обществе благородную цель института просвещения
широких социальных слоев, выступая как уникальный вид искусства.
Поэтому
театральное искусство воспитывает эстетический и художественный вкус, может
обогатить духовный мир человека, воздействовать на его ум, волю и чувства, пробудить в
нем творческую активность.
Сила театрального искусства - в его способности вовлекать аудиторию, зрителя,
воздействовать на его ум, чувства, пробуждать в нем творческую активность, воспитывать
художественно-эстетический
вкус.
Определяя
принципы
организации
социально-
культурной деятельности театра, и опираясь на концепцию Г.А. Товстоногова, можно
утверждать, что современный театр должен соединить школу с праздником, мудрость с
развлечением, урок со зрелищем. История театра блестяще подтвердила, что реальным и
стабильным вниманием зрителей пользовались именно те творческие коллективы,
которые удовлетворяли этим требованиям.
В своём творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой
творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а это уже
прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это прежде всего общение
средствами искусства».
7
Ариарский М.А. Прикладная культурология. – 2-е изд. – СПб: Издательство «Эго», 2001. – 288с –С170
Участие подростков в театральной деятельности открывает им путь того самого
«врастания» в культуру, создает условия для развития творческих способностей и фор-
мирования индивидуальности.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность театрального искусства, можно
сделать вывод, что в рамках образовательной деятельности и при правильной организации
учебного процесса оно может стать одним из ведущих средств социализации подростков.