Авторы: Федорова Олеся Георгиевна, Олеся Георгиевна Федорова
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: город Мариинский Посад
Наименование материала: Степ-аэробика для детей дошкольного возраста
Тема: степ-аэробика
Дата публикации: 12.09.2021
Раздел: дошкольное образование
«СТЕП-АЭРОБИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Автор: Федорова Олеся Георгиевна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ д/с «Радуга» г. Мариинский Посад
Одной из целью дошкольного образования является сохранение и
укрепление здоровья детей. Для реализации этой цели в детском саду «Радуга»
организованы
дополнительные
занятия
по
физическому
развитию
дошкольников с использованием степ-платформ – степ- аэробика.
Была изучена методическая литература и разработана программа кружка
по степ – аэробике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной
физической культуры можно разделить на две большие группы: упражнения
циклического и ациклического характера.
В
ациклических
упражнениях
структура
движений
не
имеет
стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся
гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и
подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное
влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего
повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в
суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых
длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный
двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на
велосипеде, плавание.
Традиционные
формы
физической
культуры
в
детском
саду
(с
использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному
росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня
физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в
качестве оздоровительных программ.
Ведущая
роль
в
этом
принадлежит
циклическим
упражнениям,
обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у
детей.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение
которых осуществляется за счёт использования кислорода. Именно для
циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости,
характерны
важнейшие
морфофункциональные
изменения
систем
кровообращения и дыхания.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название
которой произошло от английского слова «step». Изобретена она была в
Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью
степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку
и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный
результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной,
мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное
давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Занятия по степ – аэробике проводятся с использованием следующих
принципов:
1 принцип сознательности и активности занимающихся - сознательность
представляет собой категорию, отражающую способность человека правильно
разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними
осуществлять свою деятельность, активность – это мера или величина
проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного
отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности
являются инициатива, самостоятельность и творчество.
2 принцип наглядности - предполагает широкое использование в
процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а
также
всех
других
органов
чувств,
благодаря
которым
достигается
непосредственный контакт с действительностью.
3 принцип систематичности - физическое воспитание надо осуществлять
регулярно,
при
оптимальном
чередовании
допустимых
нагрузок
с
необходимым отдыхом.
4 принцип доступности и индивидуализации - обучения выражается в
дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов,
форм
организации
занятий
и
пр.) в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями занимающихся.
Содержание занятий степ-аэробикой учитывает морфофункциональные
особенности дошкольников уровень их физической подготовленности и
развития, соблюдаются основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики носят преимущественно циклический
характер (в основном, это ходьба), вызывают активную деятельность органов
кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по своей
двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной
части.
Подготовительная
часть
обеспечивает
разогревание
организма,
подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с
небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс степ-аэробики упражнениями
на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе.
Во время занятий степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям
об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать
физическую
нагрузку,
т.е.
частота
сердечных
сокращений
не
должна
превышать 150 – 160 уд./мин.
Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной
музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение.
Так, в детском саду «Радуга» начиная со среднего возраста, дети изучают
терминологию,
знакомятся
со
степ-платформой
и
учатся
выполнять
простейшие движения на платформе под музыку и показ инструктора . Далее
движения постепенно усложняются и к старшему дошкольному возрасту
воспитанники владеют терминами и могут выполнять движения не только по
показу инструктора, но и по названию упражнения.
К достижению школьного возраста, дети не только владеют набором
движения ,но способны самостоятельно поставить номер используя ритмичную
музыку.
Исходя
из
опыта
работы,
можно
отметить,что
систематическое
использование степ – аэробики в работе с детьми повышает интерес ребятишек
к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Кроме того, у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они
занимаются на уменьшенной площади опоры.
Результатом работы, можно отметить развитие у ребёнка уверенности,
ориентировки
в
пространстве,
общей
выносливости,
совершенствование
точности движений и, как следствие, воспитание физических качеств: ловкости,
быстроты, силы.
Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям от внешних
факторов.
Список литературы:
1.
Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал
«Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
2.
Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
3.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М., 2006
4.
Стрельникова Н. В. «Шаг навстречу здоровью» // Дошкольная педагогика. –
2011. - № 1. – С. 6
5.
Авторские технологии:
6. Вареник Е. Н. // «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет»
7. О. Н. Моргунова О. Н. // «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в
ДОУ»
8.Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. – С. 40
9.Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С. 33