Напоминание

"Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"


Автор: Габдуллина Зилара Рифкатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа № 15"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"
Дата публикации: 11.09.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Роль семьи в приобщении

детей к русской

национальной культуре

Идеальное воспитание это разностороннее воспитание детей, которое

осуществляется как в семье, так и в образовательных учреждениях. Первой

воспитательной средой в жизни ребенка, является семья. Тот или иной уровень

развития ребёнка, зависит от того, как много труда, желания и любви вложено в

него. Исследования свидетельствуют, что семья принимает на себя основной

труд развития ребёнка, в семье создаются наиболее благоприятные возможности

для укрепления здоровья, развития его физических качеств, привычек и мотивов

поведения, интеллекта, нравственных чувств, приобщение к национальной куль-

туре.

Издавна

семья

считалась

хранителем

культурных

и

нравственных

ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Семья, является

для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту

человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством

и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном

общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к

другому. Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и

видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и

нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари и

убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Наблюдения последних лет показали, в семьях появились разобщенность,

отчужденность детей от своих родных и близких, утрачиваются семейные

традиции , а ведь воспитывая детей на русских традициях, можно развить у них

национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого

целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и

настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих

патриотов своей Родины.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново

открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С

уверенностью

можно

сказать,

что

большинство,

к

сожалению,

очень

поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские

люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие

они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на

эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть

утраченные ценности.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на

протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить

детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у

дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Поэтому

желание приобщать ребёнка к национальной культуре должно идти из семьи.

Какие же существуют методы и средства приобщения ребенка к культуре и

обычаям своего народа в семье. Через устное народное творчество, обряды и

традиции

на

Руси,

природа

России,

декоративно-прикладное

искусство,

традиционная кухня.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог

– народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут

ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют

жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на

разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко

воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и

воспитание детей. Их очень важно использовать в семье при общении с

ребёнком.

Ребенок, едва появившись на свет, слышит колыбельные песни и можно

сказать буквально с молоком матери впитывает её слова. Русская народная

колыбельная песня служила воспитательным целям: раньше не использовали

никаких специальных педагогических приемов, и нотаций тоже особо не читали.

Развивали и воспитывали ребенка песня и игра. Постепенно, с каждой песней по

возрасту, родители готовили своих детей к жизни в обществе.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и

ножками

(“Ладушки”

и

“Сорока”).

В

этих

играх

есть

уже

нередко

“педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила

кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой.

Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке –

золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе;

о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение –

основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины,

другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения

русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен

словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий»

русский язык терпит изменения, упрощения.

Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского

языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,

потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и

поговорках;

формирование

у

детей

интереса

к

детскому

фольклору;

обогащению словарного запаса детей.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в

формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию

образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской

речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным

языком.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения,

обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим. В устном

народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще

ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности

и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к

труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького

ребёнка. Через знакомство с русскими народными сказками, былинами,

сказаниями ребёнок приобщается к народному опыту, народной морали,

народной мудрости. В народном сознании издревле большое место занимали

представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде.

На Руси , считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть,

гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не

совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они

видели только на картинке, формируют представления о диких животных,

птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать

проявлять заботу, великодушие к природе.

Во

время

чтения

книг

необходимо

обращать

внимание

детей

на

иллюстрации к ним, не упускать возможности еще раз приобщить их к миру

прекрасного. Читая и рассказывая детям о прошлом своего народа, обращать их

внимание на национальные черты характера, героизм, любовь к родине.

Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал

множество игровых песенок для малышей, сопровождающиеся, движениями рук

и ног “По кочкам по кочкам”, “Идёт коза рогатая”, “Кисонька – мурысенька”,

“Дай молочка, Бурёнушка”. По мере роста ребёнка знакомят с народными

играми такими как: «У медведя во бору», «Прятки», «Жмурки», «Кошки -

мышки», «Салки» и др.

Именно в семье эффективнее всего приобщать ребенка к народным

праздникам, обрядам, обычаям. Для русского человека очень важно его

историческое

наследие.

Русские

народные

традиции

и

обычаи

веками

соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним

относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную

жизнь с древних веков. Христианство дало народу Пасху и Рождество,

язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы.

Рождественские

колядки

и

свадебные

обычаи

также

крепко

вошли

в

современную жизнь. Рассказы родителей о праздновании этих праздников

своими бабушками и дедушками вызывают у детей большой эмоциональный

интерес. Дети с удовольствием принимают участие во всех этих и других

праздниках. При подготовке к ним дети разучивают песни стихи изучают

традиции русского народа.

Русская народная культура неразрывно связана с религией. За долгое

время православная вера накрепко переплелась с русской культурой, став её

неотъемлемой частью. Можно и нужно посетить вместе с ребенком церковь, где

он прикоснется к народной культуре.

Приезжая в деревню к бабушке и дедушке, можно познакомить ребенка со

старинной утварью, орудиями труда и быта, костюмами, игрушками. Если никто

не живет в деревне, и нет возможности познакомить ребенка с народным бытом

там, можно посетить музей краеведения, где он подчерпнет необходимые

знания. Имеет смысл вместе с ребенком изготовить игрушки: сшить тряпичную

куклу, сделать кукольную мебель, выстрогать саблю, лошадку, свистульку и т.д.

Наверняка, в доме имеются предметы народных промыслов: расписные

доски, деревянная посуда, народные вышивки, обувь. Изделия декоративно-

прикладного искусства разнообразны и самобытны.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили

оригинальность удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это

творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем,

чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом. Можно и нужно

рассказать детям о изделиях русских мастеров, рассмотреть вместе с ними их,

выделить

характерные

особенности,

постоянно

напоминать,

как

они

называются.

Приобщая детей к национальной культуре нельзя забывать о природе

родного края, нужно посещать с ребёнком парки, посетить заповедники,

краеведческий музей и другие места, где ребёнок соприкоснётся с природой

родного края. Познакомить ребёнка с неофициальными символами России

такими как берёза, медведь и др. Ведь вся национальная культура её фольклор,

обряды, традиции, декоративно-прикладное творчество неразрывно связано с

природой родного края.

Русская кухня, благодаря своим самобытным традициям и уникальности,

на самом деле популярна во всём мире. Многие блюда используют в ресторанах

других стран, где они высоко ценятся, например, щи, каши и русские пироги.

Гордостью русской кухни являются первые блюда, борщи, солянки, окрошка и,

конечно же, уха. Русские люди очень любят печь пироги, блины, различные

мучные изделия. А где, как не в семье знакомить и прививать любовь к

национальной кухне.

Возможности по приобщению ребенка к народной культуре и быту

огромны и родители, если они понимают и оценивают ее роль в нравственном

воспитании подрастающего человека, могут найти еще много средств и

возможностей.

Таким образом, семья играет большую роль в приобщении ребенка к

лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой является

фольклор,

народные

праздники

обряды,

национальная

кухня,

народное

декоративно-прикладное искусство.

Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному взаимодействию

детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь к Родине,

гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.



В раздел образования