Автор: Лариса Валерьяновна Сафронова
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СОД по финансовой грамотности "Деньги. Какие бывают деньги"
Дата публикации: 10.09.2021
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Деньги. Какие бывают деньги?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать закреплять понятия «деньги», «купюра», «монеты»;
-расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать речевую активность детей.
Воспитательные:
-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям,
умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и приемы:
- Словесный метод, который включает в себя беседу, художественное слово
(загадка).
- Метод демонстрации, который включает в себя следующие приёмы
работы с детьми:
*показ предметов (монеты, банкноты, банковская карта),
- Практический метод, который включает в себя следующие приёмы:
*постановка задачи;
*анализ результатов (после сюжетно-ролевой игры);
*контроль и регулирование.
- Информативно - рецептивный метод - воспитатель даёт информацию, а
дети её воспринимают, осмысливают. Включает в себя следующие приёмы:
*рассматривание;
*наблюдение.
- Репродуктивный метод - направлен на закрепление уже имеющихся
знаний (Игра «Дополни»). Так же этот прием можно сопоставить с учетом
зоны актуального развития.
- Эвристический метод - направлен на проявление самостоятельности на
занятии. (Дидактические игр «Для чего нужны нам деньги» «Что можно
купить»). Данный метод направлен на учет зоны ближайшего развития, что
соответствует ФГОС ДО, а так же является приемом для возможности
проявления детской инициативы
Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры, наличные,
безналичные.
Форма проведения: совместная образовательная деятельность.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: беседа о деньгах,
рассматривание купюр и
монет;
чтение
«Муха-цокотуха» К. Чуковский; различные игровые
ситуации, сюжетно-ролевые игры; индивидуальная работа.
Материалы: Монеты, банкноты, пластиковая карточка, кошелек; атрибуты
для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Последовательность образовательной деятельности
I.
Вводная часть
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!!!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Воспитатель: Ребята, кто же это к нам стучится? Кто пришел к нам в
гости?
Воспитатель открывает дверь. В дверях появляется почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята. Меня зовут почтальон Печкин. У
меня для вас посылка.
Почтальон уходит.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что лежит в посылке?
Ответы детей (игрушка, книга, конфеты).
Воспитатель открывает посылку. В посылке лежит кошелек.
Воспитатель: Послушайте загадку:
В нем деньги я храню,
И в магазин я с ним хожу.
Туда иду – он полный,
Обратно как идем –
Заметно друг худеет мой.
Это...
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей (кошелек).
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужен кошелёк?
Ответы детей: (чтобы класть в него деньги).
Воспитатель: Как вы думаете, что такое деньги и для чего они нужны
людям?
Ответы детей: (чтобы купить что-нибудь).
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я
бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей) для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у
детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); для оплаты услуг
(уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки
подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все
значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде
проблемных ситуаций. - Если мы едим на автобусе, мы платим? - Если мы
захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
А хотите поиграть в игру «Что можно купить?»
Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч детям и говорит
слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух,
машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т. д.» (дети ловят мяч и отвечаю
можно купить или нет и отвечают почему).
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в кошельке, какие деньги
там есть? Давайте посмотрим. Рассматриваем сначала монеты .
Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей) Правильно, монеты. Какая
монета? Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает
им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки
несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный
признак). Воспитатель: Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то осталось.
Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют
«БАНКНОТЫ»
Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно
продемонстрировать шуршание банкнотой. Воспитатель показывает детям
какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.
. – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный
признак банкноты и наоборот. Монета круглая, а банкнота … Банкнота
бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая,
а банкнота… (Ответы детей)
В кошельке еще один предмет оказался Что это? Воспитатель достает
пластиковую карточку .Мы с вами складываем деньги в кошелек и их
называют «Наличные деньги», а еще деньги хранят на карте – это
«Безналичные деньги». Что родители делают с картой в магазине?
Расплачиваются за купленные товары. Но для этого им нужно знать код
карты, иначе они не смогут расплатиться. А что удобнее носить с собой
наличные или карту? (ответы детей)
Физ. минутка Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
(шагают на месте)
Будем денежки считать
(сжимают и разжимают пальцы)
Один и два куплю кровать
Три четыре, чтоб продукты нам купить
(разжимают пальцы по одному)
Пять об одежде не забыть
(пальцем грозим)
Вот мы и посчитали.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Вместе весело пойдём,
В магазин мы попадём!
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? - Чем отличается монета от
банкноты? - Какие бывают деньги?