Напоминание

Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников


Автор: Чуфенева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР-детский сад №138"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: публикация
Тема: Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально- личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по формированию как определенных качеств личности у ребенка дошкольного возраста, так и формирования моделей поведения. В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Проект государственного стандарта дошкольного образования, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится коммуникативно-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. Культурное пространство, в котором живут современные дошкольники, существенно изменилось: телевидение, кино, компьютерные игры – все это окружает ребенка и влияет на его игру. Актуальность мультипликационной тематики связана с тем, что в последние два десятилетия Россию захлестнула волна разнообразной мультпродукции. Чрезвычайное многообразие
мультфильмов приводит к тому, что современным родителям и педагогам сложно сориентироваться в этом многообразии, оценить качество этих фильмов и выбрать из них наиболее подходящие для просмотра детям. Ситуация усугубляется тем, что современные мультфильмы зачастую не соответствуют задачам воспитания и обучения, а также не направлены на успешную социализацию детей обозначенной возрастной категории. Следует подчеркнуть неоднозначную роль современной мультипликации в воспитании ребенка. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать себя позитивно, т.е. они выступают как одно из эффективных средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка. Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей. Мультипликация рассматривается как средство воспитания. Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики и в контексте их социального развития в целом такими исследователями, как О. В. Козачёк, О.А. Воронина, М.И. Медведева, Н.П. Гришеева, В.И. Абраменкова, А.Л. Богатырёва,,Н.В.Олейник,М.В.Мазурова,В.С.Собкин,М.В.,М.В.Соколова, Н.В.Суворова,Е.С. Щуклина,Е.Е. Карповская и другие. Несмотря на достаточную представленность разработок теоретического и практического плана в обозначенном направлении, в реальном педагогическом процессе дошкольного образования суще ствует противоречие между осознанием влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста и определенной нерегулируемостью взрослыми (родителями и педагогами) этого процесса.


В раздел образования