Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников
Автор: Чуфенева Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР-детский сад №138" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: публикация Тема: Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-
личностное
развитие
и
воспитание
дошкольников
является
одним
из
основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному
образованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы
жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая
ответственность по формированию как определенных
качеств личности у
ребенка дошкольного возраста, так и формирования моделей поведения. В
связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка
во
взаимодействии
с
окружающим
его
миром
—
становится
особо
актуальной
на
данном
современном
этапе.
Данный
факт
находит
своё
отражение
в
основных
федеральных
документах,
определяющих
деятельность органов управления и учреждений образования. Так
статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования
к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно
ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение
самоопределения
личности
и
создание
условий
для
её
самореализации.
Концепция
модернизации
российского
образования
подчеркивает:
«Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры,
инициативности,
самостоятельности,
толерантности,
способности
к
успешной социализации в обществе». Проект государственного стандарта
дошкольного образования, выделяет несколько направлений, среди которых
важное
место
отводится
коммуникативно-личностному
развитию,
включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к
себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных
учреждениях,
показывает,
что
педагоги-практики,
работая
по
новым
воспитательно-образовательным
программам,
какими
бы
хорошо
разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные
трудности
в
реализации
именно
направления
социально-личностного
развития детей.
Культурное
пространство,
в
котором
живут
современные
дошкольники,
существенно изменилось: телевидение, кино, компьютерные игры – все это
окружает ребенка и влияет на его игру. Актуальность мультипликационной
тематики связана с тем, что в последние два десятилетия Россию захлестнула
волна
разнообразной
мультпродукции.
Чрезвычайное
многообразие
мультфильмов приводит к тому, что современным родителям и педагогам
сложно
сориентироваться
в
этом
многообразии,
оценить
качество
этих
фильмов и выбрать из них наиболее подходящие для просмотра детям.
Ситуация
усугубляется
тем,
что
современные
мультфильмы
зачастую
не
соответствуют задачам воспитания и обучения, а также не направлены на
успешную социализацию детей обозначенной возрастной категории.
Следует подчеркнуть неоднозначную роль современной мультипликации в
воспитании
ребенка.
С
одной
стороны,
мультипликационные
фильмы
формируют
эталоны
плохого
и
хорошего
поведения,
ребенок
учится
воспринимать себя позитивно, т.е. они выступают как одно из эффективных
средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены
нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на
развитие ребенка.
Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование
влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование
различных
образов
и
представлений
у
детей.
Мультипликация
рассматривается как средство воспитания. Данная проблематика остается
малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский
характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния
мультфильмов на развитие детской психики и в контексте их социального
развития
в
целом
такими
исследователями,
как
О.
В.
Козачёк,
О.А. Воронина, М.И. Медведева, Н.П. Гришеева, В.И. Абраменкова, А.Л.
Богатырёва,,Н.В.Олейник,М.В.Мазурова,В.С.Собкин,М.В.,М.В.Соколова,
Н.В.Суворова,Е.С. Щуклина,Е.Е. Карповская и другие.
Несмотря на достаточную представленность разработок теоретического и
практического
плана
в
обозначенном
направлении,
в
реальном
педагогическом
процессе
дошкольного
образования
суще ствует
противоречие между осознанием влияния современных мультфильмов на
социальное
развитие
детей
дошкольного
возраста
и
определенной
нерегулируемостью взрослыми (родителями и педагогами) этого процесса.