Автор: Фефелова Вера Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 18 корпус 2
Населённый пункт: Город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями в современном ДОУ
Дата публикации: 04.09.2021
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с родителями в современном ДОУ
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребёнка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира-
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский/
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
возрасте».
Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребёнка, считают, что детский сад-место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной
работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по
теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по
вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырём
направлениям.
Информационно-аналитическое
Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью»
родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал
количественные показатели присутствия родителей на групповых
мероприятиях: посещение родительских собраний, присутствие родителей на
детских праздниках, участие родителей в подготовке проведении экскурсий,
тематических занятиях, участие в выставках, посещение «Дня открытых
дверей», помощь в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность,
ответственность, отношение родителей к совместной деятельности детей
взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
-родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в
воспитательно-образовательном процессе
-родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации
-родители-критические наблюдатели.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям
во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление-это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, я сформулировала цели:
1.
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с
родителями.
2.
Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
3.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила
перед собой следующие задачи:
- активизировать обогащать воспитательные умения родителей
- работать в тесном контакте с семьями воспитанников
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с
родителям:
. общие и групповые родительские собрания
. консультации
. занятия с участием родителей
. выставки детских работ, изготовленных вместе с родителям
. совместные экскурсии
. дни открытых дверей
. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
. работа с родительским комитетом группы
. практические занятия
. почта доверия
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой
инициативы.
Мною ведётся работа с родителями о подготовки детей к школе.
Атмосфера доброжелательности стала характерной для общих дел в
группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они
не подозревали.
Наглядно-информационное направление
Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки
- папки-передвижки
- фотовыставки
- семейный вернисаж
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что
эти формы работы являются востребованными.наглядно-информационное
направление даёт возможность донести до родителей любую информацию
в удобной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребовательным, полезным, но самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности
во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это
делают другие, то есть пробрести опыт взаимодействия не только со своим
ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. В группе
проведены:
- праздники «День Матери», «8 марта», «А, ну-ка папы»
- развлечения «День смеха»
- вернисаж «Туризм отдых»
- спектакли «Кошкин дом», «Муха-цокотуха»
- экскурсии
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети -это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза
наполнены радостью». Поэтому я решила -пусть праздничные встречи
проходят постоянно и будут яркими, полезными увлекательным, ведь в
результате их проведения формируются положительные взаимоотношения
родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определённая
система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы
дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»
стали активным участникам встреч и помощниками воспитателя, создана
атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Семья и детский сад-два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождение маленького человека в
большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и детского сада редко
возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не
останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути
сотрудничества с родителями ведь у нас одна цель - воспитывать будущих
создателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут
любить оберегать своих близких.