Автор: Ушницкая Светлана Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ОГКУЗ
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Двигательная активность детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Двигательная активность детей раннего и младшего дошкольного
возраста
В своем историческом развитии организм человека формировался в
условиях
высокой
двигательной
активности.
Первобытному
человеку
ежедневно приходилось, чтобы выжить, проходить и пробегать десятки
километров – постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия,
нападать. Так выделились 5 основных жизненно важных движений, каждое
из которых имеет свое значение:
бег и ходьба – для перемещения в пространстве,
прыжки и лазание – для преодоления препятствий,
метание – для защиты и нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главным условием существования
человека –выживал тот, кто лучше других владел ими.
Сейчас мы наблюдаем противоположную картину. Развитие науки и
техники привело к постепенному снижению двигательной активности людей,
что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Уже в
детском
возрасте
встречаются
заболевания,
вызванные
недостатком
двигательной активности: плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась
необходимость
компенсировать
недостаток
движений
специально
подобранными физическими упражнениями.
Использование физических упражнений в раннем дошкольном возрасте
имеет
свои
особенности.
Поскольку
игра
является
ведущим
видом
деятельности ребенка, то все упражнения должны проводиться в игровой
форме.
Требования к игре:
Заинтересованность детей. Поэтому все игры должны проводиться
эмоционально, живо, непринужденно;
Для детей дошкольного возраста характерно образное мышление.
Поэтому в играх желательно прибегать к сравнениям («попрыгаем, как
зайчики», «потопаем, как мишки»)
Все двигательные задания должны быть связаны с конкретной задачей:
«Бросим мяч в корзину», «Достанем рукой шарик».
Ребенок раннего возраста обращение взрослого ко всем детям не
относит к себе лично, надо постепенно развивать это умение. Делается
это в определенной последовательности: сначала взрослый обращается
ко всем детям, затем выделяет персонально каждого ребенка, потом
снова обращается ко всем детям. Например: «Все дети принесут
мячики! Наташа принесет мячик, Коля принесет мячик. Какие хорошие
детки! Все дети принесут мячики»
Каждому малышу должно быть достаточно места для движений,
достаточно игрушек, никто не должен ждать своей очереди для
выполнения упражнения;
Одежда не должна сковывать движения;
Важно следить за физической нагрузкой, избегать перевозбуждения;
Не следует делать слишком много замечаний ребенку, поправлять его,
показывать свое недовольство и нетерпение. Детей необходимо чаще
хвалить, чем порицать, вовремя отличать даже самые маленькие их
успехи.
Важно знать не только возрастные, но и индивидуальные особенности
детей
и
учитывать
их
при
проведении
игр.
Детям
большой
подвижности почаще предлагать упражнения, требующие точности. А
у детей малой подвижности – воспитывать потребность в подвижных
видах деятельности.
Для успешного развития детей важна наглядность. Малыш должен видеть
предмет, слышать его название, трогать и выполнять с ним различные
действия. Воспитание и обучение должно быть комплексным. Это означает
создание
оптимальных
условий
для
одновременного
развития
речи,
мышления, памяти, внимания.
Одним из путей создания оптимальных условий для этого является
совмещение общеразвивающих и коррекционных задач.
Например:
развитие общих движений и общения (дети вдвоем ведут куклу за
руки, один малыш идет по скамейке, другой ведет его за руку);
развитие общих движений и сенсорных представлений (собрать в
корзину мячи определенного цвета, размера и т.д.);
развитие общих движений и общих представлений (взрослый поет и
показывает какие движения надо выполнять, ребенок ему подражает);
развитие общих движений и речи.
При
развитии
общих
движений
важна
поэтапность:
сначала
отрабатываются пассивные движения, затем по подражанию и наконец, по
слову. Переход от этапа к этапу зависит не только от возраста, но и от
индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Специалисты условно выделяют 3 группы детей:
1.
большой подвижности
2.
малой подвижности
3.
сверхчувствительные дети
Дети большой подвижности:
отличаются неуравновешенным
поведением, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Движения
их быстры, резки, часто бесцельны: они хотят сразу все потрогать. Многих из
этих детей называют гиперактивными. Им трудно сосредоточиться на чем-
то одном.
Некоторые педагоги считают, что гиперактивных детей надо переключать
на спокойные виды деятельности. Если у ребенка повышенная потребность в
движениях, она должна быть удовлетворена. Двигательная потребность
таких детей не должна ограничиваться, необходимо лишь обращать их
внимание на сдержанные, осторожные движения.
Задача педагогов – воспитывать целеустремленность, управляемость
движениями, постепенно совершенствовать умение заниматься спокойными
видами деятельности.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста полезны спокойные
движения, не требующие большого пространства:
Упражнения с мячом: вращать на месте, поднимать выше-ниже, брать в
вытянутые руки, перекатываться с мячом со спины на живот,
прокатывать его между двух шнуров (по дорожке), сбивать им кеглю,
отбивать мяч от пола, катать мяч друг другу, сидя на полу;
Упражнения с обручем: вращать его на полу, пролезать в него;
Упражнения со скакалкой: вдвоем вращать скакалку, раскладывать 3-4
скакалки параллельно друг другу и перешагивать через них;
Упражнения
с
гимнастической
скамейкой:
ходьба,
перелезание,
пролезание под скамейкой, ползание на животе с помощью рук и т.д.
Среди гиперактивных детей выделяются те, которые не умеют управлять
своим телом. Специалисты говорят о гиперкинезах, т.е. чрезмерных
непроизвольных движениях. Такие дети ищут оптимальные позы для
взаимодействия с предметами. Они играют тем, что попадается им под руку,
поэтому натыкаются на стены, повисают на занавесках, ударяются о мебель,
хватают бумагу. У взрослых же создается впечатление, что ребенок сам не
знает, чего он хочет. Поэтому необходимо обезопасить его от травм, убрать
бьющиеся,
неустойчивые
предметы
и
потихоньку,
систематически
и
планомерно обучать ребенка двигаться так, как это делают обычные дети.
Дети
малой
подвижности
вялы,
пассивны,
быстро
устают,
они
нерешительны, застенчивы, не умеют двигаться. Малоподвижность в раннем
детстве недопустима!!!!! Лучший способ увлечь малоподвижного ребенка –
игра. Достаточно предложить малышу действовать по показу (делай как я!).
Многие движения (отбивание мяча от пола, кручение обруча) взрослый
демонстрирует просто для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Если в
играх нет «заорганизованности», то малоподвижный ребенок будет двигаться
с удовольствием. Для него предпочтительны простые активные движения, в
которых не нужна точность:
Упражнения с мячом: бросать вверх (ловить не нужно), бросать вдаль,
бегать за ним, скатывать с горки, отбивать ногой, отбивать рукой об
пол, перебрасывать мяч через натянутую веревку;
Упражнения со скакалкой: прыгать через скакалку, положенную на
пол, бегать по дорожке, ограниченной двумя скакалками;
Упражнения с обручем: прыгать из обруча в обруч, лежащий на полу,
зажать и держать в руках обруч, скатывать с горки…
Упражнения с гимнастической скамейкой: спрыгивать с нее.
У детей, которые не могут сохранить нужную позу, пониженный тонус
мышц. Такие дети апатичны, мало двигаются. Если ребенка с пониженным
тонусом мышц посадить – он валится на бок, если поставить на ноги – у него
подгибаются ноги, а если его поднять – руки повисают как плети, плечи
опускаются. Такому ребенку очень важно ощутить свое тело: малыша надо
поднимать вверх, гладить ему ручки, ножки, лицо, щекотать. Движения
выбирают соответсвующие. Сначала пассивные – помогают ребенку двигать
ручками и ножками. Постепенно пассивные движения с вашей помощью
сделают возможным и его самостоятельные движения. Надо разрешать
ребенку трогать вещи, разные по цвету, форме, размеру, фактуре, выбирать
для него яркие, звучащие или музыкальные игрушки.
Сверхчувствительные дети, лежа в кроватке, радуются, гулят, но стоит
их взять на руки – сгибаются, мышечно напрягаются, перестают двигаться.
Они не любят, когда до них дотрагиваются, умывают, чистят им зубы. При
телесном контакте они начинают бить себя по лицу или царапать. Эти дети
нуждаются в снижении чувствительности. Работа с ними требует большого
терпения, постепенности и занимает много времени.
Если не снижать чувствительность, она может остаться навсегда.
Отсутствие контакта со взрослыми приведет к отставанию психического
развития. Занимаясь с таким малышом, взрослый должен держать себя
уверенно. Во время процедур (переодевание, умывание, кормление и т.д.)
надо приучать ребенка радоваться общению со взрослыми. Сначала
прижимать ребенка к себе совсем ненадолго, на мгновение, со временем
увеличивая продолжительность и количество прикосновений.
Важное правило – держать малыша следует уверенно и крепко.
Недопустимо, чтобы он испытал щекотку.
Встречаются дети, не любящие игрушки. Они не в состоянии их держать
или не умеют ими пользоваться. Это происходит из-за того, что они видят
игрушку как цветное пятно.
Большинство здоровых детей производят исследующие движения – взятую
в руку игрушку жуют, трясут, бросают. Позже начинается манипулятивная
деятельность – машинку катают, куклу качают, мяч бросают.
Малыши с недостатками развития движений или интеллекта держат
игрушку, но ничего с ней не делают, не смотрят на нее и не играют с ней.
Такие дети больше внимания могут уделить простой картонной коробке или
кастрюле с крышкой.
Ребенок с недостатками развития не может развлекать сам себя. Взрослый
должен показать ему на собственном примере, как можно играть: как катать
машинку, как качать куклу, толкать мяч, насыпать песок в ведерко. И
обязательно это должно быть не один раз!!!!! Без помощи взрослого он
ничему не научится. Взрослый должен играть сам, ползая по ковру, глаза его
должны при этом находиться на уровне глаз ребенка. Очень важна атмосфера
доброжелательности.
Движениям тоже нужно учить!!!!
Когда ребенок лежит на спине, помогайте ему поиграть со своими
ножками – вложите ножку малыша в его ручку;
Когда малыш тянется за игрушкой, он учится переворачиваться со
спины на живот – предложите ему яркую игрушку;
Когда малыш лежит на животе, погремите перед ним погремушкой.
Дайте ему потрогать игрушку и потом отодвиньте и попросите ребенка
достать ее;
После этого, когда малыш научится ползать на животе, он будет
пытаться ползать на четвереньках. Помогите ему. Подведите свои руки
под живот ребенка и приподнимите его, чтобы он встал на
четвереньки. Потом помогите ему ползти, показывая игрушку.
Если малыш не может ползти без посторонней помощи, приподнимите
его с помощью полотенца, подведенного под живот;
Когда малыш научился ползать, дайте ему игрушку для катания или
толкания перед собой (например, мячик);
Когда научится сидеть – давайте ему предметы, с которыми он может
играть сидя (кубики, шарики). Положите один предмет перед ним, а
другой – сбоку. Это заставит малыша двигаться;
Когда ребенок лежит на животе, опираясь на руки, вы можете сделать
так, чтобы он сел, согнув его ножки и потянув его за предплечья назад;
Если ребенок не может стоять, поддержите его. Чтобы помочь малышу
прямо держать на ножках, можно использовать деревянный ящик;
Чтобы помочь ребенку научиться ходить, встаньте позади него,
поддерживая его подмышки. Поставьте ступни ребенка поверх своих.
Идите вперед, передвигая ноги ребенка вместе со своими, - это даст
ему ощущение ходьбы;
Когда ребенок научится ходить, дайте ему какой-нибудь предмет
(тележку, коробку), который он мог бы толкать перед собой. Чтобы
заинтересовать малыша, положите в тележку игрушку.
Когда малыш уже хорошо ходит, надо давать ему игрушки, которые он
будет таскать за собой (машинки на веревочках, тележки);
Ребенок научится лучше ходить, если взрослый будет шагать с ним по
неровной поверхности: ходите с ним вверх-вниз по лестнице, в горку и
под горку;
Если ребенок уже умеет ходить и бегать, он будет пытаться освоить и
другие движения – забираться наверх, подлезать под различные
предметы, взбираться и съезжать с горки и т.д.
Обязательно покажите ребенку, как перелезать через забор, калитку,
бочку, как проползать под заборчиками или через трубы, как
спрыгивать с небольшой высоты.
Научите пинать мяч.
Особую группу составляют дети с ДЦП – тяжелым заболеванием ЦНС, при
котором
особенно
страдают
мозговые
структуры,
отвечающие
за
произвольные движения.
У таких детей задержано и нарушено формирование всех двигательных
функций: с трудом и опозданием могут формироваться функция удержания
головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Двигательные нарушения при ДЦП являются ведущим дефектом и
представляют
собой
аномалию
моторного
развития,
которая
без
соответствующей
коррекции
оказывает
неблагоприятное
влияние
на
формирование
нервно-психических
функций.
Поражения
двигательной
сферы
при
ДЦП
могут
выражаться
в
разной
степени:
от
полной
неспособности выполнять произвольные движения до достаточного объема
движений при нерезком нарушении мышечного тонуса.
В комплексе работы с такими детьми есть один важный момент – снятие
напряжения. Для этого ребенка укладывают в определенные позы, которые
носят название «рефлексзапрещающие позиции». Их несколько:
«поза эмбриона» - в положении на спине приподнимите и опустите
голову ребенка на грудь, руки и ноги приведите к животу. В таком
положении проводите плавные покачивания до 6-10 раз. Ваше лицо
при этом должно быть освещено. Вы должны поймать взгляд ребенка и
поговорить с ним (при выраженности лабиринтного тонического
рефлекса)
В положении «на спине» под шею ребенка подложить валик,
позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть голову назад;
ноги при этом согнуть в коленях (при наличии шейного тонического
рефлекса)
Ребенок лежит на спине с вытянутыми руками и ногами, с головой,
слегка закинутой назад. Поместите свою руку под шею ребенка. (при
преобладании в положении на спине сгибательного тонуса)
Ребенка уложите на живот с приподнятой головой, разогнутой спиной
и бедрами и коленями, руки согните в локтевых суставах(использовать,
когда ребенок в положении на животе начинает поднимать и
удерживать голову).
У ребенка, который испытывает трудности с движением, руки или
ноги могут находиться в одном и том же положении. Если какой-либо
сустав остается без движения в течение длительного времени, он
становится
тугоподвижным
и
деформируется,
т.е.
образуется
контрактура.
Деформация суставов еще более затрудняет движения ребенка и его
нормальную деятельность. Ребенку можно помочь предотвратить
тугоподвижность суставов:
Меняйте положение его рук, ног и всего тела;
Каждый день по несколько раз выполняйте движения его руками
и ногами в наиболее полном объеме (в каждом суставе во всех
направлениях);
Поддерживайте суставы в правильном положении днем и ночью
(для этого можно использовать шины)
Во время выполнения упражнений обязательно разговаривать с ребенком,
объяснять, зачем вы это делаете, быть терпеливыми и доброжелательными.
Вывод:
физические
качества
необходимо
развивать
гармонично,
опираясь
на
соблюдение
основных
педагогических
принципов:
доступности, постепенности, систематичности, - поэтапно в каждом
возрастном периоде. Новое должно сочетаться с уже усвоенным,
знакомым.