Напоминание

"Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения".


Автор: Златина Александра Александровна
Должность: военнослужащая
Учебное заведение: Войсковая часть 84841
Населённый пункт: г. Анапа Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения".
Раздел: полное образование





Назад





«Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового

возраста в условиях раздельно-параллельного обучения».

Златина Александра Александровна
Златина Александра Александровна/Zlatina Alesksandra Aleksandrovna – военнослужащая, войсковая часть 84841, г. Анапа.
Аннотация
Работа посвящена проблеме изучения причин возникновения и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения. Несмотря на большое количество исследований по проблеме конфликтов в школьных коллективах подростков, проблема возникновения конфликтов между мальчиками и девочками освещена недостаточно. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему и цель исследования - изучить причины возникновения и особенности протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и разработать рекомендации по их предотвращению. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют приблизиться к пониманию специфики конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения. Содержащиеся в работе выводы и практические рекомендации для учителей и родителей подростков позволят предупредить межличностные конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Ключевые слова
: подростки, конфликты, девочки, мальчики, раздельно-параллельное обучение.
Key words:
adolescents, conflicts, girls, boys, separately, a parallel training.
Введение
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Периодом наиболее интенсивного развития личности, проявляющимся в значительных качественных внутриличностных новообразованиях и сопряженным с множеством внутренних и внешних конфликтов является подростковый возраст. В ряде
2 исследований отмечается, что конфликтное взаимодействие подростков происходит, как правило, в трех взаимосвязанных системах: «подросток-родители», «подросток-учителя», «подросток-подросток». Последняя из них имеет особое значение, так как среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Проблематика межличностных конфликтов в системе «подросток - подросток» крайне разнообразна и имеет свою специфику. Одним из малоизученных ее аспектов, как отмечают Л.Г.Борисова, А.Н.Дахин, С.Баныкина, В.П.Шейнов и др., является исследование причин и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками. Проведенный анализ научных исследований в данной области показал, что практически нет работ о влиянии разных типов обучения, в том числе раздельно-параллельного, на возникновение конфликтов и формирование стратегий поведения в конфликте между девочками и мальчиками подросткового возраста. Исследование этих вопросов позволит разработать научно обоснованные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов девочек и мальчиков при раздельно-параллельном обучении. Цель исследования
-
изучить причины возникновения и особенности протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно- параллельного обучения и разработать рекомендации по их предотвращению. Объект исследования:конфликты. Предмет исследования: конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения. Гипотеза исследования состоит в предположении о том,

в условиях раздельно- параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах). Задачи исследования: 1) изучить литературные источники по проблеме исследования; 2) провести эмпирическое исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучении; 3) провести сравнительный анализ причин возникновения и особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно- параллельного и традиционного обучения; 4) разработать рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения. Методы и методики исследования: анализ документов, анкетирование учителей и подростков, методика К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к
3 конфликтному поведению» (адаптация Н.В.Гришиной), методика Дж. Морено «Социометрия», тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха)[8]. Выборка исследования. В исследовании приняли участие 85 учащихся подросткового возраста (7 класса) одной из школ Краснодарского края, из них 37 обучаются в условиях раздельно-параллельного обучения, 48 - в условиях традиционного обучения, из них 45 мальчиков и 40 девочек; 30 педагогов, из них 15 работают в образовательном учреждении с раздельно-параллельным обучением.
Причины возникновения и особенности протекания конфликтов

в подростковом возрасте
Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные такой группой, принятия его другими, складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытается демонстрировать нечто свое собственное, оригинальное [2]. Конечно, нельзя представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах протекает гладко и лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается враждебностью - возникает межличностный конфликт [7]. Конфликтное поведение в подростковом возрасте, в работах Л.И. Божович, Л.С.Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука, рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий подростка между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды. В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего «Я». Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта.
4 Главными переживаниями для подростка становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых, физическое возмужание подростка дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. Появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. С детским преклонением перед родителями расстаются практически все подростки. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. [3] Большинство конфликтов подростков по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин: - недостаточно хорошее знание человека; - неправильное понимание его намерений; - неверное представление о том, что он на самом деле думает; - ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков; - неточная оценка отношения данного человека к другому.[3] С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности (А.А. Ершов). Конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Б.С. Волкова). На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности: 1) причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание
5 умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения); 2) собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера); 3) социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования) и др. [4]. Причинами конфликтного взаимодействия «подросток-подросток» также могут быть: - личная неприязнь подростков; - неадекватность оценок и самооценок подростков; - различия в ценностных ориентациях подростков; - бестактность в общении, зависть к успехам другого и др. [5, c.464]. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О.Д. Ситковская, О.Ю. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. На основании теоретического анализа работ (Дж. Дуайер, Дж. Мэйер,Р.Г. Симонз, П. Розенберг), можно выделить следующие основные причины конфликтов между девочками и мальчиками- подростками: 1. Психологические трудности пубертатного развития. Внешность рассматривается как фактор самоутверждения личности. В связи с этим у подростков нередко возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений - как во внешности, так и в психическом состоянии (например: высокий рост, излишний вес, юношеские угри, и т.п.) 2. «Любовные переживания» (например: первая влюбленность, ответное, безответное чувство, конкуренция среди сверстников, запрет родителей дружить с конкретным подростком, публичное высмеивание чувств). 3. Проявление психологической андрогинии. Наличие у девочек и мальчиков подростков психологических качеств, присущих противоположному полу и др.. На основании анализа литературных источников по проблеме конфликта были сделаны следующие выводы:
6 1. Существуют гендерные различия в проявлении конфликтного поведения. Установлено, что мальчики более склонны в конфликтам, могут проявлять в них активную прямую физическую агрессию, то есть если конфликтуют мальчики, то это часто сопровождается драками. Отстояв свою точку зрения, они не жалеют и не переживают о содеянном. Конфликты девочек часто сопровождаются проявлением вербальной агрессии. 2. Отмечается, что в условиях традиционного обучения среди учащихся-подростков наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух- трех «лидеров», мальчиков или девочек и их группировок, за первенство в классе. Только в 5% случаев возникающих конфликтов среди девочек причиной становится понравившийся мальчик. 3. Конфликтное поведение подростков с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности по отношению к друг другу связано с дефектами социализации личности и требует психолого-педагогической коррекции. Установлено, что конфликтные мальчики и девочки воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура).
Эмпирическое исследование конфликтов между мальчиками и девочками

подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и

традиционного (смешанного) обучения
Анкетирование (анкета приложение №1) 15 педагогов, работающих в общеобразовательной школе, показало, что в смешанных классах часто происходят конфликты между девочками и мальчиками. За один год обучения было не менее 8 конфликтных ситуаций, которые пришлось разбирать с приглашением родителей. Девочки- подростки в смешанных классах вступают в конфликты наравне с мальчиками, не боятся с ними конфликтовать, часто выступают инициаторами конфликта. Отчасти это связано с тем, что рост девочек больше, они не чувствуют себя слабыми. Также они не стесняются мальчиков, общаются с ними «на равных». В то же время следует отметить, что девочки быстро мирятся с мальчиками, умеют договариваться с ними. Также было проведено анкетирование 15 педагогов, работающих в классах с раздельно-параллельным обучением. По мнению 15 (100%) педагогов гимназии, в условиях раздельно-параллельного обучения у мальчиков конфликтность выше, чем у девочек. У них ярче выражена склонность к прямой агрессии (драки, стычки, «приставание» к девочкам). У девочек прямая активная физическая агрессия практически не проявляется, они стараются уклониться от возможных конфликтов с мальчиками, предпочитая меньше с ними общаться.
7 Несмотря на то, что количество открытых конфликтов между девочками и мальчиками меньше, чем в обычной школе, педагоги указывают на то, что иногда наблюдается молчаливое противостояние между детьми, «скрытые» конфликты. Некоторые мальчики считают зазорным общаться с девочками, а девочки предпочитают обходить мальчиков стороной. За один год обучения было не менее 12 случаев, когда родители высказывали беспокойство по поводу того, что девочки не хотят общаться с мальчиками. Анкетирование подростков (анкета приложение №2) показало, что 50% мальчиков, 23,5% девочек, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, не хотели бы обучаться в смешанных классах. Они практически не общаются с детьми противоположного пола. Около 20% мальчиков указали, что те, кто дружит с девочками - похожи на девчонок, слабые, их нужно наказывать. 18% девочек указали, что те, кто дружит с мальчиками, - как правило, плохо учится, с ними не стоит связываться и лучше держаться в стороне. В начале общих занятий эти дети, как правило, демонстрируют отчужденность или пренебрежительное отношение к детям противоположного пола. Такое отношение проходит, когда дети готовятся к балу, вместе едут на туристический слет, т.е. проводят более длительное время вместе. Данные результаты подтвердили результаты социометрии (приложение № 3, 4, 5) Только 3 мальчика, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, отметили, что их друзья - девочки, они хотели бы сидеть с ними за одной партой и т.д. И 4 девочки указали, что они дружат с мальчиками. В условиях традиционного обучения ситуация другая. Анкетирование и социометрия (приложение №4) показали, что 100% детей дружат с детьми противоположного пола и не хотели бы учиться раздельно с ними. Методика К.Томаса позволила выявить стратегии поведения в конфликтах подростков при раздельно-параллельном и традиционном обучении (табл. 1). Таблица 1
Результаты исследования методики К.Томаса «Диагностика предрасположенности

личности к конфликтному поведению» (адаптация Н.В.Гришиной)
Типы поведения в конфликтах Раздельно-параллельное обучение Традиционное обучение (смешанный класс) мальчики девочки мальчики девочки Соревнование (конкуренция) 35% (7 ч.) - 20% (5 ч.) 8,7% (2 ч.) Сотрудничество 15% (3ч.) 29,5%(5 ч.) 32% (8 ч.) 39,1% (9ч.) Компромисс 25% (5 ч.) 47% (8 ч.) 28% (7 ч.) 26,1% (6 ч.) Избегание 10% (2 ч.) 17,6% (3 ч) 8% (2 ч.) 17,4% (4 ч.) Приспособление 15% (3ч.) 5,9% (1ч) 12% (3 ч.) 8,7% (2 ч.)
8 Из табл. 1 видно, что в конфликтах большинство, 7 (35%) мальчиков подросткового возраста, обучающихся по программе раздельно-параллельного обучения, склонны демонстрировать такую стратегию поведения как соперничество (соревнование, конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Они проявляют активность в классе мальчиков, стремятся к лидерству, не заинтересованы в сотрудничестве с другими и достигают цели, используя свои волевые качества, стараются в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других. В рамках традиционного обучения мальчиков с такой стратегией поведения в конфликте меньше - 20%, большинство из них склонны к стилю сотрудничества (32%) и компромисса (28%). Большинство девочек (47%), обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения предпочитают в конфликте
компромисс,
когда обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путём торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идёт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон. В смешанных классах большинство девочек (39,1%) склонны к такой стратегии поведения в конфликте как
сотрудничество.
Они активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с другим человеком. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях. Проведенное исследование показало, что в классах с раздельно-параллельным обучением большинство детей испытывают затруднения в выборе конструктивной стратегии поведения в конфликте. Тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха) применялся нами для определения уровня коммуникативной компетентности и каче ства сформированности основных коммуникативных умений (табл. 2). Таблица 2
Соотношение результатов исследования теста коммуникативных умений

Л.Михельсона подростков при раздельно-параллельном и традиционном обучении

Типы

реагирования

Раздельно-параллельное

обучение

Традиционное (смешанное)

обучение
мальчики девочки мальчики девочки
9 зависимый 25 % (5 ч.) 65% (11 ч.) 20 % (5 ч.) 26,1% ( 6 ч.) компетентный (уверенный, партнерский стиль) 40 % (8 ч.) 35% (6 ч.) 60 % (15 ч.) 65,2 % (15 ч.) агрессивный 35 % (7 ч.) - 20 % (5 ч.) 8,7% (2 ч.) Из табл. 2 видно, что при раздельно-параллельном обучении количество мальчиков с агрессивным типом реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия выше (35%), чем при традиционном обучении (20%). У девочек агрессивный тип реагирования при раздельно-параллельном обучении не выявлен, при традиционном обучении он обнаружен у 8,7% девочек. Компетентный тип реагирования выявлен у большинства девочек (65,2%) и мальчиков (60%), обучающихся в рамках традиционного обучения (в смешанных классах). Зависимый тип реагирования в большей степени проявился у девочек (65%), обучающихся в рамках раздельно-параллельного обучения. С помощью методики Л.Михельсона нами также было проанализировано, насколько подростки умеют правильно реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника противоположного пола. Были выявлены статистически значимые различия (по критерию Манна-Уитни) в показателях девочек. Большинство девочек, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения теряются, когда собеседник- мальчик начинает вести себя агрессивно, вызывающе. Девочки, обучающиеся в смешанных классах, готовы постоять за себя.
Рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками

подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения
Профилактика конфликтов - это их предупреждение. Разработок по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подростками при раздельно-параллельном обучении небольшое количество, широко описана профилактика подростков при традиционном (смешанном) обучении Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт . Деятельность по предупреждению конфликтов между мальчиками и девочками- подростками при раздельно-параллельном обучении могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школы, школьный психолог. Несколько правил, которым можно научить девочек и мальчиков-подростков:
10 - уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение; - следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить; - старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете; - спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут о с т ат ь с я неудовлетворенными; - не оставляйте неясностей, разъясняйте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала; - научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза). Этим правилам бесконфликтного поведения можно научиться на психологических тренингах, при решении ситуационных задач. Организуя раздельно-параллельное обучение, важно помнить, что совместные уроки и внеклассные мероприятия, на которых девочки и мальчики присутствуют вместе, необходимо использовать в воспитательных целях. Важно прививать мальчикам желание заботиться о девочках (пропускать их перед входом в класс, брать на себя самую тяжелую работу при дежурстве в классе и школе и др.). К примеру,
в гимназии «Эврика» г.-к. Анапа
эта работа ведется: каждый год мальчики и девочки готовятся к балу и танцуют вместе, вместе путешествуют, отправляются в турпоходы, вместе участвуют в воспитательных мероприятиях и др. Девочкам прививается поведение, свойственное девочке. Поощряется забота о животных, растениях, прививается культура ношения женской одежды, культура поведения
11 за столом и др. Девочка — нежная, заботливая, будущая мать, не должна драться, использовать в речи нехорошие слова. Именно в этом состоит суть раздельно-параллельного обучения: учиться не раздельно. Только на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, а в остальном (уроки эстетического цикла, внеклассные и внешкольные мероприятия, факультативы) живут как один класс. Вместе танцуют и поют, готовятся к мероприятиям, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии и на природу, общаются на переменах. Эти мероприятия необходимо тщательно планировать.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что раздельно-параллельное обучение может способствовать увеличению частоты возникновения конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста, то есть в условиях раздельно- параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах). Педагогу, преподающему в классах с раздельно-параллельным обучением, важно помнить, что на него дополнительно ложится ряд воспитательных задач, связанных с построением межличностных отношений между мальчиками и девочками. Важно понимать и чувствовать идею раздельно-параллельного обучения, правильно расставляя акценты при планировании воспитательных мероприятий. Воспитательные моменты должны присутствовать на каждом совместном занятии и мероприятии. Дети разного пола должны быть вместе, но выполнять разные функции. Такая работа станет профилактикой конфликтного поведения подростков.
12
Библиографический список
1.Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/ А.Я. Анцупов.- М: Владос, 2003.- с.38,40,41 2.Баныкина, С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И. Степанов. - М.: КомКнига, 2006. 3.Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде)/ А.Б. Белинская.- М.: Прометей, 2000. - 212 с. 4.Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов/ А.А. Бодалев // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26 5.Гришина, Н.В.Психология конфликта / Н.В.Гришина.- СПб.: Питер, 2008.-544с. 6.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. М., 1981. 7.Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. 8.Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) методика Дж. Морено «Социометрия», тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина.- М.: ВЛАДОС, 2007 -249с.
13 Приложение 1
Анкета для педагогов
1. Как вы считаете в каких классах чаще происходят конфликты между мальчиками и девочками? Почему? а) в смешанных классах (традиционное обучение); б) в классах, обучающихся по программам раздельно-параллельного обучения. 2. Какие причины конфликтов, по Вашему наблюдению, наиболее часто встречаются между мальчиками и девочками ? 3. Кто в большинстве случаев является зачинщиком конфликтов: девочки или мальчики? 4. Обращались ли к Вам родители детей с жалобами на конфликты ребенка с детьми противоположного пола? Сколько было таких обращений за учебный год? 5. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя девочки по отношению к мальчикам? Как они ведут себя в конфликтах? 6. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя мальчики по отношению к девочкам? Как они ведут себя в конфликтах?
14 Приложение 2
Анкета для подростков, обучающихся по программе

раздельно-параллельного обучения
1. Хотел(а) бы ты обучаться в смешанном классе? Почему? 2. Как часто ты общаешься с мальчиками (девочками) во время учебного дня (на переменах, совместных мероприятиях, занятиях)?  часто;  редко, время от времени;  практически не общаюсь;  не общаюсь вообще. Почему? Обоснуй свой ответ. 3. Общаешься ли ты с мальчиками (девочками ) после занятий в школе?  часто;  редко, время от времени;  практически не общаюсь;  не общаюсь вообще. Почему? Обоснуй свой ответ. 4. Хотел(а) бы ты больше общаться/дружить с мальчиками (девочками) ? - да; - нет. Если на вопрос ты ответил(а) - «нет», то напиши причину по которой не хочешь общаться / дружить? 5. Вступал (а) ли ты когда-нибудь в конфликты с мальчиками (девочками)? - да; - нет. 6. Если на предыдущий вопрос ты ответил (а) «да», то скажи, из-за чего возникали конфликты, как долго они продолжались и кто был инициатором примирения. 7. Как часто возникают конфликты между девочками и мальчиками в ваших классах, кто чаще является их зачинщиком, из-за чего они возникают? 8. Что бы ты предложил (а), чтобы конфликтов между девочками и мальчиками стало меньше?

13

15

2

5

1

4

6
8
9

12
14 11
10

7

16

17
3 15 Социограмма – мишень№1 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста Приложение 3 при раздельно-параллельном обучении 37 человек (17 девочек и 20 мальчиков)
33

22

24

25

28

29

37

36

30

23

20

18

35

34

32

31

27

26

21

19


10

8

7

3

1

12

6

4

2

11

5

9
16 Социограмма - мишень №2 Приложение 4 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста при традиционном обучении (смешанный класс) 26 человек (12 девочек и 14 мальчиков) -Мальчики -Девочки -Взаимный выбор -Выбор
13

18

19

20

24

15

16

21

22

23

14

17

25

26


2

1

10

9

4

8

7

3

6

5
17 Социограмма - мишень №3 Приложение 5 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста при традиционном обучении (смешанный класс) 22 человека (10 девочек и 12 мальчиков) -Мальчики -Девочки -Взаимный выбор -Выбор
13

18

19

20

15

16

21

22

11

14

17

12

18 Приложение 6 Результаты проведения методики К.Томаса с подростками раздельно-параллельного обучения приведены в виде диаграммы. соревнование сотрудничество компромисс избегание приспособление 35% 15% 25% 10% 29,50% 17,60% Мальчики Столбец3 Результаты проведения методики К.Томаса с подростками традиционного обучения приведены в виде диаграммы соревнование сотрудничество компромисс избегание приспособление 20% 32% 28% 8% 26,10% 17,40% 8,70% Мальчики Столбец3 Приложение 7
19 Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л.Михельсона с подростками при раздельно-параллельном обучении в виде диаграммы. Зависимый Компетентный Агрессивный 25% 40% 35% Мальчики Столбец1 Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л.Михельсона с подростками при традиционном (смешанном) обучении в виде диаграммы Зависимый Компетентный Агрессивный 20% 60% 20% Мальчики Столбец1


В раздел образования