"Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения".
Автор: Златина Александра Александровна Должность: военнослужащая Учебное заведение: Войсковая часть 84841 Населённый пункт: г. Анапа Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения". Раздел: полное образование
«Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового
возраста в условиях раздельно-параллельного обучения».
Златина Александра Александровна
Златина Александра Александровна/Zlatina Alesksandra Aleksandrovna –
военнослужащая, войсковая часть 84841, г. Анапа.
Аннотация
Работа
посвящена
проблеме
изучения
причин
возникновения
и
особенностей
протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях
раздельно-параллельного обучения.
Несмотря на большое количество исследований по проблеме конфликтов в школьных
коллективах
подростков,
проблема
возникновения
конфликтов
между
мальчиками
и
девочками освещена недостаточно. Актуальность и недостаточная разработанность данной
проблемы
определили
тему
и
цель
исследования
-
изучить
причины
возникновения
и
особенности протекания конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста
в
условиях
раздельно-параллельного
обучения
и
разработать
рекомендации
по
их
предотвращению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты
позволяют
приблизиться
к
пониманию
специфики
конфликтов
между
мальчиками
и
девочками
подросткового
возраста,
обучающихся
в
условиях
раздельно-параллельного
обучения. Содержащиеся в работе выводы и практические рекомендации для учителей и
родителей подростков позволят предупредить межличностные конфликты между мальчиками
и девочками подросткового возраста.
Ключевые слова : подростки, конфликты, девочки, мальчики, раздельно-параллельное
обучение.
Key words: adolescents, conflicts, girls, boys, separately, a parallel training.
Введение
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий в
интересах,
целях,
взглядах,
возникающий
в
процессе
социального
взаимодействия,
заключающийся
в
противодействии
участников
этого
взаимодействия,
и
обычно
сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Периодом
наиболее
интенсивного
развития
личности,
проявляющимся
в
значительных
качественных
внутриличностных
новообразованиях
и
сопряженным
с
множеством внутренних и внешних конфликтов является подростковый возраст. В ряде
2
исследований
отмечается,
что
конфликтное
взаимодействие
подростков
происходит,
как
правило, в трех взаимосвязанных системах: «подросток-родители», «подросток-учителя»,
«подросток-подросток». Последняя из них имеет особое значение, так как среда сверстников
является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков.
Проблематика межличностных конфликтов в системе «подросток - подросток» крайне
разнообразна и имеет свою специфику. Одним из малоизученных ее аспектов, как отмечают
Л.Г.Борисова, А.Н.Дахин, С.Баныкина, В.П.Шейнов и др., является исследование причин и
особенностей протекания конфликтов между мальчиками и девочками. Проведенный анализ
научных исследований в данной области показал, что практически нет работ о влиянии
разных типов обучения, в том числе раздельно-параллельного, на возникновение конфликтов
и
формирование
стратегий
поведения
в
конфликте
между
девочками
и
мальчиками
подросткового возраста.
Исследование
этих
вопросов
позволит
разработать
научно
обоснованные
рекомендации
по
предупреждению
и
конструктивному
разрешению
межличностных
конфликтов девочек и мальчиков при раздельно-параллельном обучении.
Цель исследования -
изучить причины возникновения и особенности протекания
конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-
параллельного обучения и разработать рекомендации по их предотвращению.
Объект исследования:конфликты.
Предмет исследования: конфликты между мальчиками и девочками подросткового
возраста в условиях раздельно-параллельного обучения.
Гипотеза
исследования
состоит
в
предположении
о
том,
в
условиях
раздельно-
параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста
могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Задачи исследования:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2)
провести
эмпирическое
исследование
конфликтов
между
мальчиками
и
девочками
подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучении;
3)
провести
сравнительный
анализ
причин
возникновения
и
особенностей
протекания
конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-
параллельного и традиционного обучения;
4) разработать рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками
подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения.
Методы и методики исследования: анализ документов, анкетирование учителей и
подростков,
методика
К.
Томаса
«Диагностика
предрасположенности
личности
к
3
конфликтному
поведению»
(адаптация
Н.В.Гришиной),
методика
Дж.
Морено
«Социометрия», тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха)[8].
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 85 учащихся подросткового
возраста (7 класса) одной из школ Краснодарского края, из них 37 обучаются в условиях
раздельно-параллельного обучения, 48 - в условиях традиционного обучения, из них 45
мальчиков и 40 девочек; 30 педагогов, из них 15 работают в образовательном учреждении с
раздельно-параллельным обучением.
Причины возникновения и особенности протекания конфликтов
в подростковом возрасте
Общение
подростков
со
сверстниками
-
особая
сфера
их
жизни.
Иногда
оно
становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает
привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния
часто бывают непонятны учителям и родителям. Для подростка важно быть принятым
группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные
такой группой, принятия его другими, складывается и собственная оценка своих личностных
качеств.
Объединяясь
со
сверстниками,
он
чувствует
силу
коллективной
сплоченности,
пытается
демонстрировать
нечто
свое
собственное,
оригинальное
[2].
Конечно,
нельзя
представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах протекает гладко и лишено
внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм
позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда
оборачивается враждебностью - возникает межличностный конфликт [7].
Конфликтное
поведение
в
подростковом
возрасте,
в
работах
Л.И.
Божович,
Л.С.Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука, рассматривается как результат внутренних и
внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат
внутренних и внешних противоречий подростка между потребностью в самоутверждении и
возможностью
ее
удовлетворения,
между
самооценкой
и
оценкой
группы,
между
требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное
поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных
факторов и факторов внешней среды.
В
современном
обществе
конфликты,
возникающие
у
подростков,
связывают
с
возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и
обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением
его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего «Я».
Внутриличностные
конфликты
могут
являться
одной
из
причин
возникновения
межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта.
4
Главными переживаниями для подростка становится поиск нравственных ценностей, смысла
жизни,
нравственных
авторитетов.
Появление
у
подростка
«чувства
взрослости»,
возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность
претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на
себя и обязанности взрослых, физическое возмужание подростка дает ощущение зрелости, а
социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется. Подросток одновременно старается
походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя
как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии
подростка
встречаются
с
нежеланием,
неготовностью
взрослого
оставить
свое
доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. Появляется критическое
отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. С детским преклонением перед
родителями
расстаются
практически
все
подростки.
Такие
несовпадения
притязаний,
неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к
возникновению межличностных конфликтов. [3]
Большинство конфликтов подростков по своей природе субъективны и имеют в своей
основе одну из следующих психологических причин:
- недостаточно хорошее знание человека;
- неправильное понимание его намерений;
- неверное представление о том, что он на самом деле думает;
- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
- неточная оценка отношения данного человека к другому.[3]
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их
сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны
справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при
этом
ни
тот,
ни
другой
человек
не
в
состоянии
понять
и
осознать
причины
взаимно
неприязненного поведения. Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть:
характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности,
ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности
(А.А. Ершов).
Конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения
является склонность к ним (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Б.С. Волкова). На основе этого
выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности:
1)
причины,
связанные
с
психофизиологическими
особенностями
развития
(перенесенные
травмы
мозга
или
инфекции,
наследственные
болезни,
отставание
5
умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и
торможения);
2) собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные
особенности,
ситуация
внутрисемейного
развития,
уровень
самооценки,
акцентуации
характера);
3) социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают
социальный
опыт
подростка:
социальную
некомпетентность
(недостаточный
уровень
способов социального реагирования) и др. [4].
Причинами конфликтного взаимодействия «подросток-подросток» также могут быть:
- личная неприязнь подростков;
- неадекватность оценок и самооценок подростков;
- различия в ценностных ориентациях подростков;
- бестактность в общении, зависть к успехам другого и др. [5, c.464].
Наиболее
распространены
среди
учащихся
конфликты
лидерства,
в
которых
отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних
классах
часто
конфликтуют
группа
мальчиков
и
группа
девочек.
Может
обозначиться
конфликт
трех-четырех
подростков
с
целым
классом
или
конфликтное
противостояние
одного
школьника
и
класса.
По
наблюдениям
психологов
(О.Д.
Ситковская,
О.Ю.
Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией
превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
На основании теоретического анализа работ (Дж. Дуайер, Дж. Мэйер,Р.Г. Симонз, П.
Розенберг), можно выделить следующие основные причины конфликтов между девочками и
мальчиками- подростками:
1. Психологические трудности пубертатного развития. Внешность рассматривается
как фактор самоутверждения личности. В связи с этим у подростков нередко возникает
чувство внутреннего протеста против происходящих изменений - как во внешности, так и в
психическом состоянии (например: высокий рост, излишний вес, юношеские угри, и т.п.)
2. «Любовные переживания» (например: первая влюбленность, ответное, безответное
чувство,
конкуренция
среди
сверстников,
запрет
родителей
дружить
с
конкретным
подростком, публичное высмеивание чувств).
3.
Проявление
психологической
андрогинии.
Наличие
у
девочек
и
мальчиков
подростков психологических качеств, присущих противоположному полу и др..
На
основании
анализа
литературных
источников
по
проблеме
конфликта
были
сделаны следующие выводы:
6
1.
Существуют
гендерные
различия
в
проявлении
конфликтного
поведения.
Установлено, что мальчики более склонны в конфликтам, могут проявлять в них
активную прямую физическую агрессию, то есть если конфликтуют мальчики, то это
часто сопровождается драками.
Отстояв свою точку зрения, они не жалеют и не
переживают о содеянном. Конфликты девочек часто сопровождаются проявлением
вербальной агрессии.
2.
Отмечается, что в условиях традиционного обучения среди учащихся-подростков
наиболее распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-
трех «лидеров», мальчиков или девочек и их группировок, за первенство в классе.
Только в 5% случаев возникающих конфликтов среди девочек причиной становится
понравившийся мальчик.
3.
Конфликтное
поведение
подростков
с
демонстрацией
превосходства,
цинизма,
жестокости,
безжалостности
по
отношению
к
друг
другу
связано
с
дефектами
социализации личности и требует психолого-педагогической коррекции. Установлено,
что
конфликтные
мальчики
и
девочки
воспитывались,
как
правило,
родителями,
применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура).
Эмпирическое исследование конфликтов между мальчиками и девочками
подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения и
традиционного (смешанного) обучения
Анкетирование
(анкета
приложение
№1)
15
педагогов,
работающих
в
общеобразовательной
школе,
показало,
что
в
смешанных
классах
часто
происходят
конфликты
между
девочками
и
мальчиками.
За
один
год
обучения
было
не
менее
8
конфликтных ситуаций, которые пришлось разбирать с приглашением родителей. Девочки-
подростки в смешанных классах вступают в конфликты наравне с мальчиками, не боятся с
ними конфликтовать, часто выступают инициаторами конфликта. Отчасти это связано с тем,
что
рост
девочек
больше,
они
не
чувствуют
себя
слабыми.
Также
они
не
стесняются
мальчиков, общаются с ними «на равных». В то же время следует отметить, что девочки
быстро мирятся с мальчиками, умеют договариваться с ними.
Также
было
проведено
анкетирование
15
педагогов,
работающих
в
классах
с
раздельно-параллельным обучением. По мнению 15 (100%) педагогов гимназии, в условиях
раздельно-параллельного обучения у мальчиков конфликтность выше, чем у девочек. У них
ярче выражена склонность к прямой агрессии (драки, стычки, «приставание» к девочкам). У
девочек прямая активная физическая агрессия практически не проявляется, они стараются
уклониться от возможных конфликтов с мальчиками, предпочитая меньше с ними общаться.
7
Несмотря на то, что количество открытых конфликтов между девочками и мальчиками
меньше,
чем
в
обычной
школе,
педагоги
указывают
на
то,
что
иногда
наблюдается
молчаливое противостояние между детьми, «скрытые» конфликты. Некоторые мальчики
считают зазорным общаться с девочками, а девочки предпочитают обходить мальчиков
стороной. За один год обучения было не менее 12 случаев, когда родители высказывали
беспокойство по поводу того, что девочки не хотят общаться с мальчиками.
Анкетирование подростков (анкета приложение №2) показало, что 50% мальчиков,
23,5% девочек, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, не хотели бы
обучаться в смешанных классах. Они практически не общаются с детьми противоположного
пола. Около 20% мальчиков указали, что те, кто дружит с девочками - похожи на девчонок,
слабые, их нужно наказывать. 18% девочек указали, что те, кто дружит с мальчиками, - как
правило, плохо учится, с ними не стоит связываться и лучше держаться в стороне.
В начале общих занятий эти дети, как правило, демонстрируют отчужденность или
пренебрежительное отношение к детям противоположного пола. Такое отношение проходит,
когда
дети
готовятся
к
балу,
вместе
едут
на
туристический
слет,
т.е.
проводят
более
длительное время вместе.
Данные
результаты
подтвердили
результаты социометрии (приложение № 3, 4, 5)
Только 3 мальчика, обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения, отметили,
что их друзья - девочки, они хотели бы сидеть с ними за одной партой и т.д. И 4 девочки
указали, что они дружат с мальчиками.
В условиях традиционного обучения ситуация другая. Анкетирование и социометрия
(приложение №4) показали, что 100% детей дружат с детьми противоположного пола и не
хотели бы учиться раздельно с ними.
Методика К.Томаса позволила выявить стратегии поведения в конфликтах подростков
при раздельно-параллельном и традиционном обучении (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования методики К.Томаса «Диагностика предрасположенности
личности к конфликтному поведению» (адаптация Н.В.Гришиной)
Типы поведения
в конфликтах
Раздельно-параллельное
обучение
Традиционное обучение
(смешанный класс)
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Соревнование
(конкуренция)
35% (7 ч.)
-
20% (5 ч.)
8,7% (2 ч.)
Сотрудничество
15% (3ч.)
29,5%(5 ч.)
32% (8 ч.)
39,1% (9ч.)
Компромисс
25% (5 ч.)
47% (8 ч.)
28% (7 ч.)
26,1% (6 ч.)
Избегание
10% (2 ч.)
17,6% (3 ч)
8% (2 ч.)
17,4% (4 ч.)
Приспособление
15% (3ч.)
5,9% (1ч)
12% (3 ч.)
8,7% (2 ч.)
8
Из табл. 1 видно, что в конфликтах большинство, 7 (35%) мальчиков подросткового
возраста,
обучающихся
по
программе
раздельно-параллельного
обучения,
склонны
демонстрировать
такую
стратегию
поведения
как
соперничество
(соревнование,
конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Они проявляют
активность в классе мальчиков, стремятся к лидерству, не заинтересованы в сотрудничестве с
другими и достигают цели, используя свои волевые качества, стараются в первую очередь
удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других.
В
рамках
традиционного
обучения
мальчиков
с
такой
стратегией
поведения
в
конфликте меньше - 20%, большинство из них склонны к стилю сотрудничества (32%) и
компромисса (28%).
Большинство
девочек (47%), обучающихся в условиях раздельно-параллельного
обучения предпочитают в конфликте компромисс, когда обе стороны немного уступают в
своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путём
торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более
поверхностном уровне - один уступает в чём-то, другой тоже, в результате появляется
возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых
интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом
причины конфликта не затрагиваются. Идёт не поиск их устранения, а нахождение решения,
удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
В смешанных классах большинство
девочек (39,1%) склонны к такой стратегии
поведения
в
конфликте
как сотрудничество.
Они
активно
участвуют
в
разрешении
конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с другим
человеком. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный
стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Проведенное
исследование
показало,
что
в
классах
с
раздельно-параллельным
обучением большинство детей испытывают затруднения в выборе конструктивной стратегии
поведения в конфликте.
Тест коммуникативных умений Л.Михельсона (адаптация Ю.З.Гильбуха) применялся
нами
для
определения
уровня
коммуникативной
компетентности
и
каче ства
сформированности основных коммуникативных умений (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение результатов исследования теста коммуникативных умений
Л.Михельсона подростков при раздельно-параллельном и традиционном обучении
Типы
реагирования
Раздельно-параллельное
обучение
Традиционное (смешанное)
обучение
мальчики
девочки
мальчики
девочки
9
зависимый
25 % (5 ч.)
65% (11 ч.)
20 % (5 ч.)
26,1% ( 6 ч.)
компетентный
(уверенный,
партнерский стиль)
40 % (8 ч.)
35% (6 ч.)
60 % (15 ч.)
65,2 % (15 ч.)
агрессивный
35 % (7 ч.)
-
20 % (5 ч.)
8,7% (2 ч.)
Из табл. 2 видно, что при раздельно-параллельном обучении количество мальчиков с
агрессивным типом реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия выше (35%),
чем при традиционном обучении (20%). У девочек агрессивный тип реагирования при
раздельно-параллельном обучении не выявлен, при традиционном обучении он обнаружен у
8,7% девочек.
Компетентный
тип
реагирования
выявлен
у
большинства
девочек
(65,2%)
и
мальчиков (60%), обучающихся в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Зависимый
тип
реагирования
в
большей
степени
проявился
у
девочек
(65%),
обучающихся в рамках раздельно-параллельного обучения.
С помощью методики Л.Михельсона нами также было проанализировано, насколько
подростки
умеют
правильно
реагировать
на
задевающее,
провоцирующее
поведение
со
стороны
собеседника
противоположного
пола.
Были
выявлены
статистически
значимые
различия
(по
критерию
Манна-Уитни)
в
показателях
девочек.
Большинство
девочек,
обучающихся в условиях раздельно-параллельного обучения теряются, когда собеседник-
мальчик начинает вести себя агрессивно, вызывающе. Девочки, обучающиеся в смешанных
классах, готовы постоять за себя.
Рекомендации по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками
подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения
Профилактика конфликтов - это их предупреждение.
Разработок по профилактике конфликтов между мальчиками и девочками подростками
при
раздельно-параллельном
обучении
небольшое
количество,
широко
описана
профилактика подростков при традиционном (смешанном) обучении
Предупредить
конфликт
гораздо
легче,
чем
конструктивно
разрешить
его.
Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и
времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет
любой конструктивно разрешенный конфликт .
Деятельность
по
предупреждению
конфликтов
между
мальчиками
и
девочками-
подростками при раздельно-параллельном обучении могут осуществлять сами ученики и
учителя, руководители школы, школьный психолог.
Несколько правил, которым можно научить девочек и мальчиков-подростков:
10
- уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся
с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение;
- следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных
предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было
исправить;
- старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете
или чувствуете;
- спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам
или
чувствам?
Если
не
соответствует,
то
ваши
интересы
могут
о с т ат ь с я
неудовлетворенными;
- не оставляйте неясностей, разъясняйте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены,
что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы
сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с
первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете
достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с
самого начала;
- научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с
сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно;
слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать
человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не
уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте
головой, смотрите в глаза).
Этим правилам бесконфликтного поведения можно научиться на
психологических
тренингах, при решении ситуационных задач.
Организуя раздельно-параллельное обучение, важно помнить, что совместные уроки и
внеклассные мероприятия, на которых девочки и мальчики присутствуют вместе, необходимо
использовать в воспитательных целях. Важно прививать мальчикам желание заботиться о
девочках (пропускать их перед входом в класс, брать на себя самую тяжелую работу при
дежурстве в классе и школе и др.). К примеру, в гимназии «Эврика» г.-к. Анапа эта работа
ведется:
каждый
год
мальчики
и
девочки
готовятся
к
балу
и
танцуют
вместе,
вместе
путешествуют,
отправляются
в
турпоходы,
вместе
участвуют
в
воспитательных
мероприятиях и др.
Девочкам
прививается
поведение,
свойственное
девочке.
Поощряется
забота
о
животных, растениях, прививается культура ношения женской одежды, культура поведения
11
за
столом
и
др.
Девочка
—
нежная,
заботливая,
будущая
мать,
не
должна
драться,
использовать в речи нехорошие слова.
Именно в этом состоит суть раздельно-параллельного обучения: учиться не раздельно.
Только на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, а в остальном
(уроки эстетического цикла, внеклассные и внешкольные мероприятия, факультативы) живут
как
один
класс.
Вместе
танцуют
и
поют,
готовятся
к
мероприятиям,
участвуют
в
соревнованиях,
выезжают
на
экскурсии
и
на
природу,
общаются
на
переменах.
Эти
мероприятия необходимо тщательно планировать.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что раздельно-параллельное
обучение
может
способствовать
увеличению
частоты
возникновения
конфликтов
между
мальчиками
и
девочками
подросткового
возраста,
то
есть
в
условиях
раздельно-
параллельного обучения конфликты между мальчиками и девочками подросткового возраста
могут возникать чаще, чем в рамках традиционного обучения (в смешанных классах).
Педагогу, преподающему в классах с
раздельно-параллельным обучением, важно
помнить,
что
на
него
дополнительно
ложится
ряд
воспитательных
задач,
связанных
с
построением межличностных отношений между мальчиками и девочками. Важно понимать
и чувствовать идею раздельно-параллельного обучения, правильно расставляя акценты при
планировании
воспитательных
мероприятий.
Воспитательные
моменты
должны
присутствовать на каждом совместном занятии и мероприятии. Дети разного пола должны
быть
вместе,
но
выполнять
разные
функции.
Такая
работа
станет
профилактикой
конфликтного поведения подростков.
12
Библиографический список
1.Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/ А.Я. Анцупов.- М:
Владос, 2003.- с.38,40,41
2.Баныкина,
С.В.
Конфликты
в
современной
школе:
изучение
и
управление
/
С.В.
Баныкина, Е.И. Степанов. - М.: КомКнига, 2006.
3.Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой
среде)/ А.Б. Белинская.- М.: Прометей, 2000. - 212 с.
4.Бодалев,
А.А.
Особенности
межличностного
общения
как
фактора
возможного
возникновения конфликтов/ А.А. Бодалев // Конфликты в школьном возрасте: пути их
преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26
5.Гришина, Н.В.Психология конфликта / Н.В.Гришина.- СПб.: Питер, 2008.-544с.
6.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. М., 1981.
7.Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности/
Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994.
8.Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) методика Дж. Морено
«Социометрия»,
тест
коммуникативных
умений
Л.Михельсона
(адаптация
Ю.З.Гильбуха) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина.- М.: ВЛАДОС, 2007
-249с.
13
Приложение 1
Анкета для педагогов
1. Как вы считаете в каких классах чаще происходят конфликты между мальчиками и
девочками? Почему?
а) в смешанных классах (традиционное обучение);
б) в классах, обучающихся по программам раздельно-параллельного обучения.
2. Какие причины конфликтов, по Вашему наблюдению, наиболее часто встречаются
между мальчиками и девочками ?
3.
Кто
в
большинстве
случаев
является
зачинщиком
конфликтов:
девочки
или
мальчики?
4. Обращались ли к Вам родители детей с жалобами на конфликты ребенка с детьми
противоположного пола? Сколько было таких обращений за учебный год?
5. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя девочки по отношению к мальчикам? Как
они ведут себя в конфликтах?
6. Как, по Вашему наблюдению, ведут себя мальчики по отношению к девочкам? Как
они ведут себя в конфликтах?
14
Приложение 2
Анкета для подростков, обучающихся по программе
раздельно-параллельного обучения
1. Хотел(а) бы ты обучаться в смешанном классе? Почему?
2. Как часто ты общаешься с мальчиками (девочками) во время учебного дня (на
переменах, совместных мероприятиях, занятиях)?
часто;
редко, время от времени;
практически не общаюсь;
не общаюсь вообще.
Почему? Обоснуй свой ответ.
3. Общаешься ли ты с мальчиками (девочками ) после занятий в школе?
часто;
редко, время от времени;
практически не общаюсь;
не общаюсь вообще.
Почему? Обоснуй свой ответ.
4. Хотел(а) бы ты больше общаться/дружить с мальчиками (девочками) ?
- да;
- нет.
Если на вопрос ты ответил(а) - «нет», то напиши причину по которой не хочешь общаться /
дружить?
5. Вступал (а) ли ты когда-нибудь в конфликты с мальчиками (девочками)?
- да;
- нет.
6. Если на предыдущий вопрос ты ответил (а) «да», то скажи, из-за чего возникали
конфликты, как долго они продолжались и кто был инициатором примирения.
7. Как часто возникают конфликты между девочками и мальчиками в ваших классах,
кто чаще является их зачинщиком, из-за чего они возникают?
8. Что бы ты предложил (а), чтобы конфликтов между девочками и мальчиками стало
меньше?
13
15
2
5
1
4
6
8
9
12
14
11
10
7
16
17
3
15
Социограмма – мишень№1 взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста Приложение 3
при раздельно-параллельном обучении 37 человек (17 девочек и 20 мальчиков)
33
22
24
25
28
29
37
36
30
23
20
18
35
34
32
31
27
26
21
19
10
8
7
3
1
12
6
4
2
11
5
9
16
Социограмма - мишень №2 Приложение 4
взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста
при традиционном обучении (смешанный класс) 26 человек (12 девочек и 14 мальчиков)
-Мальчики
-Девочки
-Взаимный выбор
-Выбор
13
18
19
20
24
15
16
21
22
23
14
17
25
26
2
1
10
9
4
8
7
3
6
5
17
Социограмма - мишень №3 Приложение 5
взаимовыборов между мальчиками и девочками подросткового возраста
при традиционном обучении (смешанный класс) 22 человека (10 девочек и 12 мальчиков)
-Мальчики
-Девочки
-Взаимный выбор
-Выбор
13
18
19
20
15
16
21
22
11
14
17
12
18
Приложение 6
Результаты проведения методики К.Томаса
с подростками раздельно-параллельного обучения приведены в виде диаграммы.
соревнование
сотрудничество
компромисс
избегание
приспособление
35%
15%
25%
10%
29,50%
17,60%
Мальчики
Столбец3
Результаты проведения методики К.Томаса
с подростками традиционного обучения приведены в виде диаграммы
соревнование
сотрудничество
компромисс
избегание
приспособление
20%
32%
28%
8%
26,10%
17,40%
8,70%
Мальчики
Столбец3
Приложение 7
19
Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л.Михельсона
с подростками при раздельно-параллельном обучении в виде диаграммы.
Зависимый
Компетентный
Агрессивный
25%
40%
35%
Мальчики
Столбец1
Результаты проведения Теста коммуникативных умений Л.Михельсона с подростками
при традиционном (смешанном) обучении в виде диаграммы
Зависимый
Компетентный
Агрессивный
20%
60%
20%
Мальчики
Столбец1