Автор: Калина Галина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование УУД на уроках истории при работе с историческими источниками
Раздел: среднее образование
Я думаю, многие коллеги со мной согласятся, что педагогический процесс
надо рассматривать как процесс совместного творчества педагогов и
школьников.
Урок -по-прежнему считается основной формой работы в современной
школе.
Но вместе с тем в наше время педагогу приходиться работать в условиях
-Когда резкого снижен уровень чтения, особенно классической
художественной литературы;
-с сознанием ребёнка плотно работает Интернет и компьютерная индустрия
Современному школьнику сложно разобраться в огромном потоке
информации, сделать правильные выводы .
Поэтому сегодня на первое место выходит аналитическая работа с
источниками.
Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:
1.Сформировать более полные и прочные знания по истории
2. Конкретизировать и углубить исторические знания ,
3. Проиллюстрировать изучаемые вопросы,
4.Обеспечить доказательность теоретических положений, идей;
5. Развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные
выводы и обобщения;
6.
Формировать
оценочную
деятельность
учащихся,
их
познавательные
возможности.
Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке
принято делить на :
1. письменные;2. устные;3. вещественные;4. этнографические;5.
лингвистические;6. кино - фотодокументы;
Однако среди всего многообразия исторических источников особое значение
имеет работа с историческими документами. Хотелось бы кратко рассказать
о некоторых методах и формах работы с историческими документами в
урочной и внеурочной деятельности из опыта работы.
Модель «Обмен знаниями» или «Подтверди гипотезу»
Данная модель предполагает самостоятельную познавательную деятельность
учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной
работы.
1.Определение проблемы
Преподаватель вместе с учащимися выделяет несколько равнозначных
проблем в рамках темы урока. Например на уроке «Соборное Уложение
1649г» определяются проблемы
закрепощение крестьян,
неопределенных прав и обязанностей сословий.
Ослабление (дезорганизация) органов власти
Отсутствие порядка в законодательстве
2.выдвигаются
гипотезы
каким
образом
данные
проблемы
решались
Соборным Уложением
3.Для
подтверждения
гипотез
каждая
группа
учеников
получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание
(алгоритм работы группы).
«Суд о крестьянах»
1. Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?(по
тексту)
2. Какова степень зависимости крестьян по документу?(по тексту)
3.Что такое крепостное право? Вспомните какие вы знаете исторические
факты закрепощения кркстьян?
«Суд о горожанах»
1.
Как изменилось положение посадских людей?(подтвердите
выдержками из текста)
«Суд о поместьях и вотчинах»
1.
Вспомните чем отличались поместье и вотчина?
2.Какие изменения происходят в земельных владениях бояр и дворян?
«Суд о царской власти»
1.Какие преступления попадают в ранг государственных?
2.Каковы наказания за государственные преступления?
3.Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.
3. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по
источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
4. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с
результатами своей работы.
Основной методической трудностью становится организация взаимодействия
групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой
группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предваритель-
ных заданий: заполнение обобщающей или сравнительном таблицы; использование
«рабочего листа»; проблемный вопрос, ответить на который можно, только
внимательно выслушав все группы.
*****см карточку Рабочая схема
*** см таблицу с открытого урока «Русская Правда»
Рассматриваемые
вопросы в
Русской Правде
Опорные
статьи
Вывод
1. Как защищалась жизнь
человека?
ст.ст. 1, 5
2. Находились ли под
защитой государства богатые
категории населения?
ст.ст. 1, 25
3. Защищалась ли частная
собственность?
ст.ст. 6, 7, 10, 11
4. Находились ли под
защитой жилище человека?
ст.ст. 13, 31
5. Как совершался судебный
процесс?
ст. 29
Часто используется модель «Логических заданий»
Первый блок - выяснение причин, времени и условий создания источника, а
так же непонятных слов, которые встречаются в тексте. Учителя
ориентируют учеников, приводя определения основополагающих терминов и
формируя вопросы относительно причин появления источника.
Второй блок - включает вопросы, направленные на нахождение нужного
материала, на ее глубокое усвоение (а не простое запоминание).
Третий блок - обобщающие и практические задания. Обобщающие задания
требуют от учащихся сведения разбросанных толкований по одному
важному положению в единое целое, они подводят его к какой-то общей
идее, к истинной причине, к концепции и т.п.
Учащимся можно предложить Варианты анализа в зависимости от типа
документа . В прошлом году с учащимися 7ых классов мы сгруппировали
исторические источники по видам и типологию вопросов и заданий к нему.
Вопросы так же и формировали самостоятельно учащиеся.Варианты
исторических источников из учебника под.редакцией А.В Торкунова авторы
Н.М Арсентьев, А.А Данилов ,И.В Курукин, А.Я Токарева. И прилагаемая к
нему христоматия в электронном виде.
Вид документа
Типология вопросов и заданий к нему
Документы
государственного
характера:
грамоты, указы,
приказы, законы,
речи
государственных
деятелей,
протоколы
государственных
мероприятий и
т.д.
СУДЕБНИК 1550 г.
Указ об урочных
летах
Соборное
Уложение
«Жалованная
грамота»
Алексея
Михайловича
гетману Богдану
Хмельницкому и
войску
Запорожскому
«Книга
Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите
исторические условия его создания.)
Кто является автором документа? Что вам известно об этом
человеке, его жизни и деятельности?
Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в
тексте документа.
Интересы каких слоев, групп, классов общества
отражают статьи этого документа или весь он в целом?
Чем отличается этот документ или его отдельные
положения от подобного, существовавшего ранее или
аналогичного в других странах?
К каким результатам, изменениям в государстве и
обществе привело или могло привести введение этого
документа?
Придумайте конкретную историю, раскрывающую
действие этого документа: судебное дело, выступление
оппозиции и т.п.
толкований»
протопопа
Аввакума
«УЛОЖЕНИЕ О
СЛУЖБЕ»
СТОГЛАВ
Документы ме-
ждународного ха-
рактера: договоры,
соглашения, про-
токолы, деловая
переписка и т.д.
«Большая
челобитная» И.С
Пересветов
ПОСЛАНИЕ
ИВАНА ГРОЗНОГО
АНГЛИЙСКОЙ
КОРОЛЕВЕ
ЕЛИЗАВЕТЕ I
ПОСЛАНИЕ
ИВАНА ГРОЗНОГО
ВАСИЛИЮ
ГРЯЗНОМУ
ПЕРЕПИСКА ИВАНА
ГРОЗНОГО И
АНДРЕЯ
КУРБСКОГО
Покажите на карте государства, составившие этот
документ.
Охарактеризуйте исторические условия его создания.
Назовите основные положения документа. Оцените их
выгодность и ущербность для каждой из сторон и других
стран, международной ситуации в целом.
Объясните, в чем и почему этот документ составлен на
таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам
других государств, на паритетных началах).
Какие изменения в политическом, экономическом,
территориальном плане произошли или предполагались
по этому документу?
Какой характер носил этот документ: открытый или
секретный — и почему?
Дайте обобщающую оценочную характеристику этому
документу.
Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ
мог быть составлен с другим раскладом сил
Документы, свя-
занные с поли-
тической
борьбой:
программы, воз-
звания, речи поли-
тиков, проклама-
ции, декларации и
т.п.
Выступление
Кузьмы Минина
Челобитная
русских купцов
Алексею
Михайловичу
«Прелестная
грамота»
Степана Разина
Челобитная
С.Дежнева
Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
Каковы исторические условия создания документа? Где и
когда он появился?
К чему призывает и что осуждает автор документа?
Интересы какого слоя населения он выражает?
Как политические призывы автора соотносятся с его
социальным положением и истинными интересами?
Каковы последствия: реальные или прогнозируемые,
осуществления идей этого документа?
Дайте историческую оценку документу
Документы
ис-
торического характера:
хроники,
анналы,
летописи,
исторические
со-
чинения
Повесть
о
взятии
Пскова
История
провинции
Ливония
летописец
Б.Руссов
Александро-Невская
летопись
Летописец Русский
ПОВЕСТЬ ОБ
АЗОВСКОМ
ОСАДНОМ
СИДЕНИИ
ДОНСКИХ
КАЗАКОВ
И. Масса об убийстве
царевича Дмитрия в
Угличе
ЛИЦЕВОЙ
ЛЕТОПИСНЫЙ
СВОД
ПОВЕСТЬ О
КАЗАНСКОМ
ЦАРСТВЕ
1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные
в документе события.
3. Определите время, в которое происходили
описываемые события, если оно не указано в документе или
дано в иной (нехристианской) системе летосчисления.
4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет
значение исторических событий?
5.
По документу определите отношение автора к
излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером
данного документа, обстоятельствами его создания?
6.
В чем позиция автора совпадает / не совпадает с
современной точкой зрения на происходившее? Чем это
совпадение / несовпадение можно объяснить?
7.
Оцените значимость этого документа в
поставлении с аналогичными историческими сочинениями
этого периода или посвященными этим же историческим
событиям
Документы
лич-
ностного характе-
ра: мемуары, днев-
ники,
письма,
свидетельства
очевидцев
Дневник
Х.Колумба
Записки
о
Московии
историк
С.Герберштейн
Письма Василия
III
Елене
Глинской
«Московская
хроника»
очевидец Смуты
К.Буссов
«Третье
путешествие»
голландца
Я.Стрейса
«Описание
путешествия
в
1. Кто автор документа? Каково его социальное
положение? должность? занятия? Причастность к описываемым
событиям?
2.Что увидел автор документа? Как он относится к
описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения
текстом источника.
3.Чем вы объясните именно такое отношение автора к
событиям? К его участникам?
4.В чем совпадают или чем отличаются свидетельства
этого автора от других источников по данному историческому
факту?
5.Доверяете ли вы свидетельствам автора этого
документа? Почему?
6.Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора
документа?
Московию
и
Персию»
А.Олеарий
КАЛЯЗИНСКАЯ
ЧЕЛОБИТНАЯ
Документы
ли-
тературного жан-
ра как историчес-
кие
памятники
своей эпохи: про-
за, поэзия, драма,
эпос, мифы, песни,
сатира, крылатые
выражения и пр.
Драма
«Царь
Борис»писатель
А.К Толстой
Народная песня
о
Степане
Разине
1. Покажите на карте район мира, где происходит
действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей
и т.п. определите примерное время действия или написания
произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное
изведение было создано в эпоху...
3. Какие образы исторических героев, событий создает
автор? Что представляется вам в этом портрете явно
преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы
думаете, с какой целью автор сделал это?
4. Как автор литературного произведения объясняет
поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и
аргументами?
5.
К какому общественному слою, группе населения
принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и
беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к
этому не стремился?
6. В каких других литературных произведениях вы
встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его
распространенность?
Модель «Систематизации знаний»
Во внеурочной деятельности так же важно при исследовании документов
соотнесение идей и положений источников с событиями,
преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. использование
исторического опыта России в целом.
Так например можно рассмотреть и сравнить зарождение суда присяжных
во времена Ивана Грозного(Судебник 1550г);
развитие этой формы суда до уровня европейской с 60
х
годов XIX века при
Александре II(«Основные положения преобразования судебной части в
России»1862г);
ликвидация суда присяжных в советское время(22 ноября (5 декабря) 1917 г.
Декретом Совнаркома «О суде» N 1)
,
;
состояние вопроса о возрождении суда присяжных в 90
х
годах XX века.( 13
ноября 1989 г. - с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза
ССР и республик о судоустройстве,Конституции РФ 1993г, 20 августа 2004 г.
принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов
общей юрисдикции в Российской Федерации»
Или полезно проанализировать опыт реформирования армии
Иваном IV(Уложение о службе,
Петром I(Указы Петра о распределении и содержании войска,О раскладке
войска на губернии),
Александром II(Устав о воинской повинности 1874г),
Конечно, задания не легкие для учащихся. Но именно применение теории к
практике и теории на практике (жизненная цель) является конечной целью
изучения исторических источников.
Учащиеся знакомятся с историческим опытом передающийся из поколение в
поколение и понимают что каждое поколение не «изобретет велосипед», а
совершенствует то, что было придумано предшественниками. И все новое
это хорошо забытое старое.
И самая популярная «Игровая» модель исследования источников часто
применяется во внеурочной деятельности для учащихся среднего звена.
1.Например Манифест
Александра II
«О Всемилостивейшем даровании
крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» можно
проанализировать представителям разных эпох,или разных социальных слоев
крестьянства,
дворянства,
буржуазии,
или
представителям
различных
общественных организаций. Такой вариант работы способствует более
широкой интерпретации документа
2.Для учащихся 5-6 классов можно провести игру «Путешествие в страну
исторических
источников»
с
использованием
народных
поговорок,загадок,мифов,сказок.
3.В 5ых классах мы с ребятами проводили фотоконкурс «Остановись
мгновение!» составляли маршрутную карту с фотографиями сохранившихся
архитектурных памятников города
4.игровое задание «Говорящая картина»
Картины всегда безмолвны. Но на
некоторых картинах нарисовано, как люди разговаривают, поэтому у многих
зрителей возникает желание узнать, о чем говорят нарисованные герои.
Попробуйте «озвучить» некоторые картиныКак и любой другой источник,
картина дает нам авторское, то есть субъективное видение исторического
события. После анализа картины можно поставить вопрос о степени
произвольности авторской трактовки изображаемого, относительности
исторического свидетельства и т.п., то вместо анализа картинки вы получите
анализ исторических ошибок автора.
5.Игровое задание «Переведи с русского на русский»
. Переведите текст на
язык, понятный жителям XXI века.
6.Интересная игра «Говорящие монеты».Расскажите историю по банкнотам.
7.История для юных филателистов. «История в марках».Можно придумать
задания в формате ЕГЭ об эпохе которую отражает марка и найти
взаимосвязь с другими историческими событиями этой эпохи.
В настоящее время все чаще особый интерес представляют нетрадиционные
источники исторической информации.
Карикатура, основанная на юморе и иронии, является полноценным
источником, с помощью которого возможно понять историческую ситуацию
и настроения людей. При работе с ней на уроках истории у учеников
создается эмоциональный образ изучаемой эпохи, появляется повод для
размышления о том или ином историческом периоде.
Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества
учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры,
самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание
собственных карикатур учащимися).
1.
Представители каких социальных слоев изображены?.
2.
Какова главная идея карикатуры?
3.
Что высмеивает данная карикатура и почему?
4.
Выразите своё отношение к главной идее данной карикатуры.
5.
С какой целью была создана эта карикатура?
1.Какие политические события из истории России нашли отражение в
карикатуре? Назовите даты, когда они произошли.
2.Кто высмеивается на данном изображении и почему?
3.К каким приемам прибегают карикатуристы, чтобы подчеркнуть
личностные индивидуальные черты Наполеона?
4.Присутствуют ли в карикатурах элементы положительной оценки
Наполеона? Если нет, то почему?
5.Представители каких социальных слоев изображены на карикатурах?
Какова их роль в данном политическом событии?
Подтвердите историческими фактами.
6.Придумайте и нарисуйте карикатуру периода правления Александра I.
Использование исторических источников в обучении истории позволяет
учителю не «навязывать» ученику общепринятые исторические стандарты, а
помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым
выводам.
Выводы , полученные в результате работы с историческим источником
становятся более убедительными, конкретизированными.
При помощи исторических источников создаются яркие образы и картины
прошлого, создаётся ощущение духа эпохи.