Напоминание

" Разноуровневые задания по русскому языку"


Автор: Семенова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ п. Сорум, Белоярского района
Населённый пункт: п. Сорум
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Разноуровневые задания по русскому языку"
Раздел: начальное образование





Назад




1

"Разноуровневые задания по русскому языку"

Дидактический материал

(начальная школа)

Задания

составлены

на

репродуктивном,

конструктивном

и

творческом

уровнях.

Уровни сформированности системы качеств знаний:

Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого

и

зафиксированного

в

памяти

знания,

когда

обучающийся

умеет

распознавать

учебную

информацию,

описывать

ее,

давать

готовое

определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять

задания в соответствии с предложенным образцом.

Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование

имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный

способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов

задач,

признаки

фактов,

понятий,

теорий,

законов

позволяют

ученику

использовать свои знания в измененной ситуации.

Третий

уровень

-

творческий.

Уровень

усвоения

нового

учебного

материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения

задач по практическому применению знаний

на основе самостоятельного

поиска,

предвидения,

прогнозирования

результатов

решений,

способов

деятельности.

Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и

имеет свои.

На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде

карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень –

желтый, 3 уровень – зеленый.

Такие

задания

помогают

выявлять

уровень

сформированности

системы

качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся.

Тема: «Текст».

Уровень 1.

Задание. Спиши текст. Определи тип текста, запиши.

Ёжик.

2

Раз папа принес ѐжика. Ёж скрутился клубком. Дети поставили ему

блюдце с молоком. Ёжик начал есть.

Утром ѐж пропал. Дети заглянули под стол, под шкаф. Нет ѐжика.

Пошѐл дождь. Бабушка хотела надеть сапожки. А там ѐжик сидит.

По С. Уразову

Уровень 2.

Задание. Составь предложения из слов, запиши получившийся текст и

озаглавь его. Вставь пропущенные буквы там, где это необходимо.

1)

подошли, к, мы, болоту, скоро

2)

поросло, ре..ким, оно, с..сняком

3)

ко..чках, румянилась, на, клюква, м..ховых

4)

поднялась, уток, диких, с, стая, шумом

5)

прол..тели, и, утки, за, ни..ко, д..ревьями, над, з..млей, скрылись

6)

набрали, корзину, целую, мы, клюквы, и, болота, с, ушли

Уровень 3.

Задание. Составь и запиши небольшой текст на тему «Кого можно назвать

воспитанным человеком?». Определи тип текста, запиши.

Тема: «Предложение».

Уровень 1.

Задание1. Найди среди этих записей предложения и спиши их.

На почте. Ребята пошли в спортзал. Вчера была хорошая погода. Где моя

тетрадь? Большой дом. Ученики сажают деревья. Жѐлтые листья. В магазине.

Задание 2. Спиши отрывки из произведений А.С. Пушкина. Подчеркни

обращения.

1)

Ты, царица,всех милее,

Всех румяней и белее.

3

2)

Зачем ты, Балда, к нам залез?

3)

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель…

4)

Бог с тобою, золотая рыбка!

Задание 3. Подчеркни в каждом предложении главные члены.

1)

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

2)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

3)

Я бегу у самого откоса

И смешную песенку пою.

Эхо звонко и разноголосо

Повторяет песенку мою.

А.С. Пушкин

И. Суриков

Е.Благинина

Задание 4. Выбери нераспространѐнные предложения и спиши их.

У Любы кот Дружок. Посинел пруд. Наступила весна. Юра жил в

большой и дружной семье. Дятлы звонко стучат по стволу. Побелели поля.

Задание 5. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы там, где это

необходимо, и раскрой скобки. Подчеркни главные и второстепенные члены

в каждом предложении.

1) З..лѐный лу.. блестит (под) луч..ми яркого солнца. 2) Закруж..лись (в)

воздухе пуш..стые сн..ж..нки. 3) На голых ветках орешника пок..зались

цв..ты. 4) Мы ч..сто бегали (на) реч..ку ловить ры..ку.

Задание 6. Выбери сложные предложения и спиши их.

1)

Сверкнула молния, и грянул гром.

2)

Витя заболел и не пошѐл в школу.

3)

Наступила осень, с огородов убирают урожай.

4)

За стеклом стоят в порядке склянки, банки и горшки.

5)

Солнце поднялось, но его закрыли облака.

Уровень 2.

Задание 1. Спиши предложения. Поставь в конце каждого предложения

нужный знак препинания. Подчеркни обращения.

4

1)

Кто горку песком посыпал Ты не видел,Котька

2)

Помоги мне, мамочка, пожалуйста

3)

Ребята, завтра будет субботник

4)

Девочка, как ты здесь оказалась

5)

Катя,иди скорее сюда

Задание 2. Составь и запиши по три повествовательных, вопросительных и

побудительных предложения на тему «Осенний лес».

Задание 3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.

Подчеркни главные члены предложения в первых шести предложениях.

На р..ке.

(За) ..кном бормочет дож..ь. Я вых..жу (под) наш.. сосны. Они

ст..ной ст..ят (у) р..ки (К,к)иржач. З..мля пахнет к..рой и ш..шками. Я

спускаюсь

(к)

р..ке

и

осторожно

сажусь

(в)

ло..ку.Ло..ка

тихо

зак..чалась. Закрываю глаза и слушаю разг..вор д..ждя и р..ки. Но вот

дож..ь ст..хает. Взошло солнце. Лес объят рыж..м огнѐм. В р..ке

играют осл..пительные зайчики.

Задание 4. Составь предложения так, чтобы слова располагались в такой

последовательности: второстепенный член, дополняющий сказуемое;

сказуемое; второстепенный член, дополняющий подлежащее; подлежащее.

1)

березка, стоит, одинокая, у дороги

2)

ручей, в низине, журчит, проворный

3)

подкрадывается, хитрая, к мышке, кошка

4)

во дворе, ребята, знакомые, гуляют

Задание 5. Дополни предложения:1) подлежащими; 2) сказуемыми; 3)

второстепенными членами.

1)

На полке стоят

.

По дороге едут

.

2)

На уроке математики мы

.

В цирке животные

.

3)

Мы убрали с грядок

.

Пушистый снег лежал

.

Задание 6. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.

Подчеркни главные члены предложения в сложных предложениях.

Друзья.

Л..сник (И, и)лья (П,п)етрович чистил просеку в ел..нике. Он увидел

у..кую лис..ю нору, в ней был л..сенок. Л..сник взял зв..р..ка и принѐс д..мой.

По дв..ру н..сился щенок (Б,б)улька. Л..сѐнок и щенок стали ж..ть вместе.

Малыш.. подруж..лись и ч..сто играли. Л..сѐнок прятался, а Булька искал

друга. Ранним утром друз..я

убе..гали (в) лес, но вечером возвращались

д..мой.

Уровень 3.

5

Задание 1. Составь и запиши текст на тему «Как хорошо летом на реке!».

Используй разные по цели высказывания предложения.

Слова для справок: жаркое лето, река, песок, купались, загорали, плескались.

Задание 2. Составь и запиши небольшой диалог на любую тему. Используй

как можно больше обращений, подчеркни их.

Задание 3. Допиши предложения. Подчеркни в них главные члены.

1)

Ранним утром … .

2)

На школьном дворе … .

3)

На берѐзке появились … .

4)

В нашей библиотеке … .

5)

В субботу … .

6)

Мои друзья … .

Задание 4. Раздели текст на предложения, запиши его и озаглавь. Поставь

в конце каждого предложения нужный знак препинания. Вставь

пропущенные буквы и раскрой скобки. В первых трѐх предложениях

подчеркни главные члены.

Из родников и ключей в..да т..чѐт (в) руч..и (из) руч..ѐв она б..жит (в)

реки большие реки т..кут (в) м..ря куда девается в..да (из) моря почему

она (не)

б..жит через край в..да (из) моря поднимается туманом

(из)

тумана делаются тучи (из) туч в..да падает (на) землю.

По Л.Толстому

Задание 5. Спиши текст. Добавь подходящие по смыслу слова. Вставь

пропущенные

буквы

там,

где

это

необходимо.

В

выделенных

предложениях подчеркни главные и второстепенные члены.

Б..ж..т через л..сную п..лянку

. Ос..нью у ежей мало

. Скрылись юркие

. В кру..ки св..лись сколь..кие

. Трудно нахо..дить и жуч..ков.

В ..осенние дни готовит хл..потливый ёж..к

на зиму.

Ноч..ю и днѐм т..скает он в нору мя..кий

и душ..стые

листоч..ки.

Придѐт

. Накроет его нору

сугро.. . Под пуш..стым

т..пло ему.

Слова для справок: ящерки, ѐж..к, з..ма, одеялом, змейки, осен..ю,

ж..лище, глубокий, мох.

Задание 6. Продолжи предложения так, чтобы они стали сложными.

Подчеркни в них главные члены.

1)

Буря утихла, и … .

2)

За окном шумел дождь, но … .

3)

Учитель вошѐл в класс, и … .

4)

За окном уже светало, а … .

6

5)

Кошка прыгнула на стул, и … .

Тема: «Словосочетание».

Уровень 1.

Задание 1. Выпиши словосочетания.

Красивая бабочка, набухли почки, красные и синие, вышел на крыльцо,

цветы завяли, счастливая улыбка, в траве, думать о хорошем, мама и папа,

яркая звезда, кузнечики стрекочут, подойти близко, около дома, городская

библиотека, бегаю и прыгаю, писать стихи.

Задание 2. Выпиши все словосочетания из предложений. Обозначь в каждом

из них главное слово и поставь вопрос от главного слова к зависимому.

Образец: день (какой?) пасмурный.

1)

На тѐмном небе показались первые звѐзды.

2)

Осенью перелѐтные птицы покидают наши края.

3)

Замечательный кисель получается из кислой клюквы.

4)

На краю озимого поля стояла высокая берѐзка.

5)

Утром дедушка срезал огромный букет осенних цветов.

Уровень 2.

Задание 1. Составь из слов словосочетания и запиши их. При необходимости

можно добавить предлоги.

Пушистый, белка; писать , блокнот; гулять, площадка; распахнутый, окно;

позвонить, бабушка; бежать, стадион; приближаться, конец; нарядный,

платье; насмешить, друг; рассказать, концерт; громкий, музыка.

Задание 2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы там, где это

необходимо. Во втором и в третьем предложениях подчеркни главные члены

и выпиши из них четыре любых словосочетания.

В..сна. Последние клоч..я снега л..жат только под могучими соснами. На

голой з..мле пок..зались первые цв..ты. Это мать-и-мачеха. Ноч..ю цв..ток

спит. Вот из-за леса встало солнышко. Цв..ток медленно поднял г..ловку,

расправил л..сточ..ки. Верхняя ч..сть их х..лодная, а нижняя – тѐплая.

Уровень 3.

Задание 1. Выбери из данных записей словосочетания, составь с каждым из

них по одному предложению и запиши их.

7

Летняя жара, на дереве, подписал открытку, воробей нахохлился, работали

дружно, поздней осенью, открыл и закрыл, у зайца, голодный волк,

спряталась в кустах, пели и танцевали, сигналят машины.

Задание 2. Составь и запиши четыре-пять предложений на тему «Братья

наши меньшие». Подчеркни в каждом из них грамматическую основу и

выпиши из них все словосочетания.

Тема: «Части речи».

Уровень 1.

Задание 1. Спиши предложения. Укажи над каждым словом, какой частью

речи оно является.

1)

Надвинулась синяя туча, капли дождя застучали по крыше.

2)

Капли росы сверкают в лучах утреннего солнца.

3)

Поэтесса Агния Барто писала замечательные стихи для детей.

4)

В холодную погоду лесные звери лижут иней на траве.

5)

Рысѐнок перевалился через корень и свалился в глубокую яму.

6)

Ребята пробирались по узкой дорожке между стенами высокой ржи.

Задание 2. Выпиши числительные.

Число, пять, считать, третий, двойка, сто, одинаковые, десятый,

объединить, восемь, пятерня, одиннадцать, вторник, первый, тясячный,

много, лишний, двадцать два.

Уровень 2.

Задание 1. Заполни таблицу примерами. Запиши не менее четырех слов в

каждую колонку. Составь и запиши предложение с любым из этих слов.

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Местоимение

Предлог

Задание 2. Составь из слов пословицы и запиши их. Подчеркни

числительные.

1)

изба, без, рубится, углов, не, четырѐх

2)

отмерь, раз, семь, один, раз, отрежь

3)

старый, двух, друг, новых, лучше

4)

не имей, а, сто, друзей, имей, рублей, сто

Уровень 3.

8

Задание 1. Раздели текст на предложения и запиши его. В двух последних

предложениях укажи части речи.

Осень.

Конец октября серый и холодный все дни стоит ненастная погода плотные

тучи прячут солнце редкие солнечные лучи с трудом пробьют их толщу с

утра до вечера моросит мелкий дождь трава полегла деревья в голых осенних

садах озябли и дрожали от холода крыши домов почернели местные пастухи

перестали гонять стада на окрестные пастбища до весны замолчали веселые

пастушьи рожки.

Задание 2.Составь и запиши четыре-пять предложений с числительными.

Числительные подчеркни.

Тема: «Корень слова».

Уровень 1.

Задание 1. К каждому слову подбери однокоренное слово,запиши. Выдели в

словах корень.

Кормила-

, маленький-

, верхушка -

, переход -

.

Задание 2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели в словах корень.

М..л..дой, г..ревать, в..рѐный, закр..чать, выстрелить, пропл..сали,

пост..рожить, ст..ричок, загр..знение.

Задание 3. Спиши. Выдели в словах корни, подчеркни соединительные

гласные.

Газопровод, оруженосец, водовоз, атомоход, новостройка, водохранилище,

лесопилка, мышеловка.

Задание 4. Из данных слов составь сложные слова и запиши их. Выдели в

словах корни, подчеркни соединительные гласные.

Вода, падать; лѐд, колоть; рыба, ловить; земля, мерить; гром, отводить;

пешком, ходить; нефть, провод.

Уровень 2.

Задание 1. Найди «лишнее» слово в каждой строке, запиши его и подбери к

нему два-три однокоренных слова.

1)

Медь, медный, медовик, медяк.

2)

Покос, косой, косцы, косилка.

3)

Нежный, нежность, снежинка, нежиться.

9

Задание 2. Спиши. Подбери к каждому слову однокоренное слово с

чередующимся согласным звуком. Выдели в словах корень.

Дорого, писать, пирог, мороз, нога, резать, песок.

Задание 3. Соедини части слов из левого и правого столбиков и запиши

новые слова. Выдели в словах корни, подчеркни соединительные гласные.

земле

лаз

паро

сос

пыле

парк

водо

ройка

лесо

ход

Задание 4. Составь из букв слова и запиши их в алфавитном порядке.

Выдели в словах корни, подчеркни соединительные гласные.

варсамо

хопедше

цеводпти

секосно

млекопзе

свалсамо

Уровень 3.

Задание 1. Раздели текст на предложения и запиши его. Вставь пропущенные

буквы. Найди в тексте однокоренные слова, выдели в них корень.

На высокой ск..ле паслись олени в т..ни л..жал маленький ол..нѐнок орѐл

высм..трел ол..нѐнка и бросился на него мать услышала шум громадной

птицы ол..ниха встала на задние ноги около д..тѐныша передними копытами

она старалась ударить орла орѐл отступил он пол..тел к св..ему гн..зду.

По М. Пришвину

Задание 2. Составь из слов предложения и запиши получившийся текст.

Вставь пропущенные буквы. К выделенным словам подбери однокоренные

слова, запиши, выдели в них корень.

1)

однажды, л..су, я, по, шѐл

2)

заметил, сн..гу, ш..шек, под, кучу, на, осиной

3)

на, растут, не, с..сновые, осине, ш..шки

4)

их,, же, кто, сюда, нат..скал

5)

л..тит, вдру.., дятел

6)

с..сновую, клюве, ш..шку, н..сѐт, в

7)

прил..тел, уселся, и, осину, на

10

8)

ш..шку, кре..ким, в, щель, сунул, клювом

Задание 3. Запиши предложения в такой последовательности, чтобы

получился текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни сложные слова.

На помощь рыб..ловам были отправлены верт..лѐты.

Рыб..ловы сидели на реке.

Недавно в кин..театре мы посмотрели фильм о спасении рыбаков.

Вдруг начался сильный снег..пад.

Снег..пад не прекращался два дня.

Задание 4. Составь небольшой связный текст о средствах передвижения и

запиши его. Используй сложные слова.

Тема: «Имя существительное».

Уровень 1.

Задание 1. Спиши стихотворение. Подчеркни существительные.

Опять дожди, опять туманы.

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес.

С. Аксаков

Задание 2. Запиши слова в четыре столбика.

Доброта, заморозки, космонавт, любовь, честность, гроза, трудолюбие,

ненависть,

учитель,

снегопад,

отзывчивость,

доктор,

страх,

продавец,

радость, листопад.

Профессия

Качество

человека

Чувство

Явление

природы

Задание 3. Запиши сначала одушевлѐнные существительные, а с новой

строки - неодушевлѐнные.

Цветок, рабочий, здание, облако, лошадь, комар, сентябрь, собака, шляпа,

пеликан.

Задание 4. Выпиши из текста имена собственные.

11

Корова Мурка родила телѐнка. Шарик предложил назвать его Бобиком.

Кот Матроскин захохотал. Быку не собачья кличка нужна, а серьезное имя.

Дядя

Фѐдор

придумал

имя

Гаврюша.

Шарику

и

Матроскину

понравилось. Хорошее имя. Редкое.

По Э.Успенскому

Задание 5. Спиши. Выбери в каждом случае правильный вариант написания.

Подчеркни имена собственные.

(Г,

г)ород

(О,о)рѐл,

(А,а)лександр

(С,с)ергеевич

(П,п)ушкин,

(С,с)обака

(Ш,ш)арик,

материк

(Е,е)вразия,

(У,у)ральские

(Г,г)оры,

(О,о)зеро

(Б,б)айкал,(Д,д)евочка

(С,с)вета,

(Р,р)ека

(В,в)олга,

(К,к)омпозитор

(Ч,ч)айковский,

(Д,д)еревня

(Л,л)есная,

(У,у)лица

(Г,г)орького.

Уровень 2.

Задание 1. Спиши словосочетания. Поставь вопрос от главного слова к

зависимому. Запиши, какой частью речи являются зависимые слова.

Образец: пойти ( с кем?) с другом.

1)

Поздравил с праздником, получил письмо, подарок другу, свет в окне,

банка варенья, собирала цветы, рассказ о дружбе, занимаюсь рисованием,

позвонить товарищу, не знать горя.

2)

Сдавать экзамены, букет цветов, вазочка с конфетами, живут в Москве, не

найти ответа, обрадовалась гостям, посадил репку, гордиться детьми,

сказка о животных, нравиться людям.

Задание 2. Спиши. В каждой строке запиши ещѐ одно существительное с

таким же значением.

1)

Война, праздник, собрание.

2)

Треск, звон, грохот.

3)

Брат, бабушка, мама.

4)

Самолѐт, трамвай, автобус.

5)

Телевизор, пылесос, фен.

6)

Гордость, страх, восторг.

Задание 3. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Подчеркни «лишнее» слово.

Поставь в словах ударение.

1)

Может плавать целый день

В ледяной воде ….

2)

В овечках знает толк

Свирепый, жадный ….

12

3)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый ….

4)

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный …

5)

Распустился ландыш в мае –

В самый праздник , в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается…

С. Маршак

6)

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя хвост большой.

Кто же это? Кто такой?

Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это … .

Задание 4.Запиши по три слова каждой группы.

1)

Названия городов.

2)

Имена людей.

3)

Названия деревень.

4)

Названия стран.

5)

Названия рек.

6)

Фамилии писателей.

7)

Клички животных.

Задание 5. Спиши предложения. Выбери в каждом случае правильный

вариант написания. Подчеркни имена собственные.

1)

Наш (Ш,ш)арик поймал воздушный (Ш,ш)арик.

2)

Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.

3)

Улетел (О,о)рѐл за город (О,о)рѐл.

4)

Слава (А,а)рбузов купил пять (А,а)рбузов.

5)

Домик для (С,с)кворцов сделал (Г, г)риша (С,с)кворцов.

6)

Наша (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.

7)

Хороши (Г,г)руши в корзине у (Г,г)руши.

Уровень 3.

13

Задание 1. Спиши текст. Добавь подходящие по смыслу существительные,

подчеркни их как члены предложения.

Весенние гости.

растопило остатки снега. С крыш падали последние . По

дорожкам и тропинкам побежали

.

солнца весело играли с

воробьями в лужах. Потянулись из тѐплых краѐв на родину перелѐтные

.

встречают весенних гостей. Прилетели

- вестники

весны.

повесили на берѐзку скворечник.

Слова для справок: ручьи, ребята, солнце, лучи, школьники, грачи,

сосульки, птицы.

Задание 2. Вспомни по три существительных ,имеющих следующие

значения. Составь и запиши с каждым из них по одному предложению.

1)

Название человека по роду занятий.

2)

Погодное явление.

3)

Населѐнный пункт.

Задание 3. Раздели текст на предложения и запиши его. Вставь пропущенные

буквы и раскрой скобки. Подчеркни одушевлѐнные существительные.

На реке.

Наша дервня Ул..яновка ст..ит (на) б..р..гу р..ки (в) р..ке пос..лились

б..бры ж..тели деревни старались не тревожить их вход в хатку (у) б..бров

был (под) в..дой летом зв..рьки зап..сали (на) зиму

осиновые ветки они

прятали их (под) упавшими (в) воду ств..лами д..р..вьев з..мой б..брам не

надо х..дить далеко (за) кормом корм рядом.

Задание 4. Соедини слова из левого и правого столбиков и запиши

словосочетания правильно.

роман

Мурзилка

журнал

Война и мир

басня

Семнадцать мгновений весны

картина

Ворона и Лисица

фильм

Утро в сосновом лесу

Задание 5. Составь из слов предложения, запиши получившийся текст и

озаглавь его. Вставь пропущенные буквы или выбери правильный вариант

написания. Подчеркни имена собственные.

1)

ст..ит, на, школа, пустыре, новая

2)

р..бята, р..ботали, в, школ..ном, на, су…оту, дв..ре

3)

привѐз, (И,и)л..я, учитель, (П,п)етрович, ли..ки

4)

и, Вася, рыли, Гриша, ямки, л..патами

14

5)

..пускали,к..рнями, Света, в, д..рев..я, и, Полина, землю

6)

р..дами, встали , ли..ки, ровными

7)

годы, пройдут

8)

школы, у, а..ея, зашумит

Тема: «Парные согласные на конце слова».

Уровень 1.

Задание1 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …,

гвоз(д, т)ь - …, ѐр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …. .

Уровень 2.

Задание1 . Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите

проверочные.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …,

ѐр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Уровень 3.

Задание1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите

проверочные.Разделите слова на 2 группы.

Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …,

ѐр… -…, вежли… - …, хоро… -….

Уровень 1.

Задание 2.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка,

здра?ствуйте, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 2.

Задание 2.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на

группы. Запишите в 3 столбика.

Ры(б, п)ки, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо(д, т)ка,

здра?ствуйте, ла(п, )ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка.

Уровень 3.

Задание 2.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на

группы. Запишите в 3 столбика.

Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка,

здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.

15

Тема: «Парные согласные в середине слова».

Уровень 1.

Задание 1.Распредели слова на группы.

Гла(д,т)кий, сто(к,г), ука(з,с)ка, ко(с,з)ьба, пиро(г,к), завя(с,з)ка, но(ш,ж),

хо(д,т), карапу(з,с), вперѐ(т,д), приба(ф,в)ка.

Уровень 2.

Задание 1.Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…,

вперѐ…, приба…ка.

Уровень 3.

Задание 1.Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный

столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…,

вперѐ…, приба…ка.

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Уровень 1.

Задание 1.Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне

слова.

Ездить, езда, поезда, поездка, наездник.

Звѐздный, звезда, звѐздочка.

Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.

Честь, честный.

Вести, известить, известный.

Уровень 2.

Задание 1.Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь

орфограмму.

Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;

Звезда, звѐздочка – звѐз…ный.

Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть.

Честь – чес…ный.

Вести, известить – извес…ный.

16

Уровень 3.

Задание 1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные

слова.

Поез…ка - …, наез…ник - …, звѐз…ный -…, свис…нуть - …, чес…ное - …,

извес…ный -… .

Тема: «Слова, в которых нет непроизносимого согласного» .

Уровень 1.

Задание 1.Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной.

Напиши проверочные.

Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.

Уровень 2.

Задание 1.Прочитай. Запиши, вставьте пропущенные согласные.

Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй,

прекрас(…)ный, пас(…)бища.

Уровень 3.

Задание 1.Распредели слова в 2 столбика. Запиши.

Лес(…)ница, вкус(…)ный, опас(…)ный, искус(…)ный, здра(…)ствуй,

прекрас(…)ный, пас(…)бища.

Уровень 1.

Задание 2.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .

Уровень 2.

Задание 2.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник - …, учас…ник - …, завис…ник - …, трос…ник - … .

Уровень 3.

Задание 2.Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова.

Запишите.

Весть - …, двор - …, лѐд - …, участвовать - …, зависть -…, работа - …,

трость - …, шутка - … .

Подчеркните в словах непроизносимую согласную.

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Уровень 1.

17

Задание 1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные

слова.

Д(о,а)лѐкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сѐнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда,

в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жѐлый.

Уровень 2.

Задание 1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные

слова.

Д…лѐкий, л…скал, др…жал, л…сѐнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да,

т…мнота, ст…нал, т…жѐлый.

Уровень 3.

Задание 1.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные

слова.

Д…лѐкий, л…скал, др…жал, л…сѐнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да,

т…мнота, ст…нал, т…жѐлый.

Придумай предложение со словами из этой группы.

Тема: «Правописание предлогов и приставок»

Уровень 1.

Задание 1.В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с

предлогами.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал,

(за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лѐт, (по)полю, (от)винтил,

(от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой,

(у)летел, (у) лѐтчика.

Уровень 2.

Задание 1.Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите

корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал,

(за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лѐт, (по)полю, (от)винтил,

(от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой,

(у)летел, (у) лѐтчика.

Уровень 3.

Задание 1.Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите

корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал,

(за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лѐт, (по)полю, (от)винтил,

18

(от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой,

(у)летел, (у) лѐтчика.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.

Тема: «Состав слова».

Уровень 1.

Задание 1.Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник-

однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 2.

Задание 1.Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- , -

ов-, -н- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 3.

Задание 1.Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов

однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 1.

Задание 2.Разберите слова по составу.

Пляска, торг, огуречный, жѐлтый, аккуратный, корзинка, перебежка,

пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

Уровень 2.

Задание 2.Распределите слова в каждую графу таблицы.

Пляска, торг, огуречный, жѐлтый, аккуратный, корзинка, перебежка,

пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

Корень.

Корень, суффикс.

Корень, суффикс, окончание.

Корень, окончание.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Уровень 3.

Задание 2.Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.

19

Корень.

Корень, суффикс.

Корень, суффикс, окончание.

Корень, окончание.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Тема: «Части речи».

Уровень 1.

Задание 1.Выпишите слова в таком порядке - существительные,

прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная,

терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный,

серебро, надеяться, иллюстрировать.

Уровень 2.

Задание 1.Выпишите слова в таком порядке - существительные,

прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная,

терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный,

серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Уровень 3.

Задание 1.Выпишите слова по частям речи.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная,

терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный,

серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Тема: «Род имен существительных».

Уровень 1.

Задание 1.Запиши имена существительные в три столбика: слова женского

рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черѐмуха,

совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 2.

Задание 1.Запиши имена существительные по родам.

20

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черѐмуха,

совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 3.

Задание 1.Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черѐмуха,

совесть, сочинение, синица, правило.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Тема: «Число имен существительных»

Уровень 1.

Задание 1.Образуйте из данных слов слова во множественном числе по

образцу: полено – поленья.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день

- …, колос - …, брат - … .

Уровень 2.

Задание 1.Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день

- …, колос - …, брат - … .

Уровень 3.

Задание 1.Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день

- …, колос - …, брат - … .

Допишите два своих слова.

Тема: «Окончание и основа».

Уровень 1.

Задание. Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.

Уровень 2.

Задание.Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.

Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.

Чудесная встреча - …, старый дедушка - …, широкое море - …, чайная чашка

- … .

Уровень 3.

Задание. Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова,

выделите в них основу и окончание.

Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.

Тема: «Корень. Однокоренные слова».

21

Уровень 1.

Задание. Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик - …, лѐтчик - …, связист - …, пианист - … .

Уровень 2.

Задание. Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите

корень.

Сахар - …, гусь - …, утка - …, суп - …, хлеб - …, тигр - … .

Образец: мыло – мыльница, аист – аистѐнок.

Уровень 3.

Задание. Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке:

предмет, признак предмета, действие предмета.

Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелѐный, белый,

говорливый

Тема: «Двойные согласные в корне».

Уровень 1.

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту

сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в

те…нис.

Уровень 2.

Задание. Запишите ответы , используя слова с удвоенными согласными.

Дорога с твѐрдым покрытием.

Укротитель хищных животных.

Состояние взаимной вражды.

Искусственный водоѐм, сооружѐнный для плавания.

Спортивный бег.

Помещение, в котором проводятся денежные операции.

Лечебная повязка из марли.

Уровень 3.

Задание. Спишите, исправив ошибки.

Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья

стоят зилѐные, жѐлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня

рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени

без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

Тема: «Приставки».

Уровень 1.

Задание. Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припѐк,

закат, прикорм, срез.

22

Уровень 2.

Задание. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки.

Выделите приставки.

Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными

силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным

(за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

Уровень 3.

Задание. Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите

приставки.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво

(писать).

Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное

задание обязательно (писать).

Тема: «Суффиксы».

Уровень 1.

Задание. Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.

Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.

Уровень 2.

Задание. Разберите слова по составу.

Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, Женечка.

Уровень 3.

Задание. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным

суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек.

Любящий мечтать. Детѐныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на

пианино. Берѐзовая роща. Жадная девочка.



В раздел образования