Автор: Савинова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБООУ Болгарская санаторная школа интернат
Населённый пункт: Спасский район, г. Болгар
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии на самоподготовке в санаторной школе
Раздел: дополнительное образование
Доклад
воспитателя Савиновой Е.Ю.
на тему: « Педагогические технологии, используемые во время
самоподготовки».
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса
Самоподготовка является одним из ведущих видов познавательной
деятельности, применяемой в условиях школы-интерната.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса, где
школьники самостоятельно выполняют домашние задания под
внимательным контролем и руководством воспитателя в строго отведенное
время.
Целью самоподготовки является прививание воспитанникам
навыков самообразовательной работы. При этом обязательно учитывается
возраст школьников, самообразовательные возможности, эффективность
закрепления всех знаний, которые получены были на уроках, и упражнений в
практическом применении.
Задачи перед самоподготовкой:
-Расширение границ основной учебной деятельности.
-Углубление содержания всех учебных предметов.
-Получение всех доступных для самостоятельного усвоения детьми
знаний, умений, навыков.
-Закрепление, а также повторение материала, изученного на уроках.
-Упражнения для наиболее прочного усвоения.
-Развитие заинтересованности к изучению.
-Приобретение учащимися навыков для самостоятельной работы.
В школе - интернате самоподготовка становится второй из основных форм
обучения. Она аналогична уроку, как копия. Между тем самоподготовка еще
несет активное воспитательное начало: мотивы обучения детей, их воля,
терпимость, аккуратность, также умение самостоятельно заниматься
умственным трудом и контролировать себя. Функции воспитываются, так как
их нельзя выучить или же запомнить со слов учителя или воспитателя.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень
готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого
результата, поэтому стоит внедрять в свою практику инновационные
технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых
компетенций и успешности в современном обществе.
Технологии дифференцированного обучения
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по
учебным возможностям — это сложная задача. И решить её невозможно без
дифференцированного подхода к обучению. Дополнительные задания на
самоподготовке я строю с учетом индивидуальных возможностей и
способностей учащегося, использую трехуровневые задания. Появляется
возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять
внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,
слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается
уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты
заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять
задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными;
возрастает степень их психологического комфорта .
Технология критического мышления
Технология критического мышления развивает коммуникативные
компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит
мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной
технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать
информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Использую на самоподготовке и во внеурочной деятельности некоторые
приемы развития критического мышления:
• приём «Чтение с остановками»;
• приём «Чтения Улиткой, и по кругу»;
• приём «Волшебный квадрат»;
• интеллектуальная разминка;
Применение их позволяет получить очень хороший результат, поскольку
используются разные источники информации, задействованы различные
виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации
позволяет лучше запоминать изученный материал.
Игровые технологии
Игровые формы обучения – эффективная организация взаимодействия
педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у
учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не
замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже
самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Оценка воспитателя отличается от той, что применяется учителем в класс
на уроках. Она не сопровождается анализом ошибок, а выражает одобрение
или осуждение тех или иных поступков учащихся во время самоподготовки.
Воспитатель может использовать не только краткое словесное выражение,
но также жесты и даже мимику, чтобы не создавать излишнего шума и не
отвлекать других детей от работы.
Как правило, самоподготовка завершается общим выводом воспитателя о
результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных
задач. Он отмечает тех детей, кто старался и работал с интересом и
увлеченно, кто потрудился сам и помогал товарищам.
Если каждый день воспитанник добивается хоть малой крупицы знаний
собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и
еще воспитывается нравственно, так как осознает свой труд.