Напоминание

Открытый урок "Царит гармония оркестра"


Автор: Крутякова Светлана Сергеевна
Должность: МБОУ СОШ р.п.Ровное
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п.Ровное
Населённый пункт: р.п.Ровное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок "Царит гармония оркестра"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа «Музыка начальная школа» Е.Д.Критской,Г. П.Сергеевой, Т.С.

Шмагиной. Раздел "В концертном зале".

Тема урока: "Царит гармония оркестра".

Цель урока:

закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о

роли дирижера в нём

в активной творческой деятельности (музыкально-пластическом движении,

имитации инструментального музицирования, свободном дирижировании).

Задачи:

углубить знания о симфоническом оркестре;

познакомить с видами оркестров;

объяснить понятие новых терминов: орхестра, гармония, оркестровая яма,

партитура;

развивать умение слушания и слышания;

воспитывать интерес и любовь к творчеству русских композиторов.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации к изучению предмета, формирование умений и навыков

творческих способностей.

Средства обучения:

Видеоматериалы, презентация,раздаточный материал.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Применяемые технологии:

Информационно - коммуникационные, игровые.

Формы работы:

.Коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,

дирижирование под музыку).

Литература:

1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое

пособие. Москва «Просвещение»2004год

2.Т.В.Надолинская «Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе».

Москва «Владос» 2003

Ход урока:

1.Организационный момент.

На 1 слайде- Музыка-искусство человеческого общения. М.П. Мусоргский

Музыкальное приветствие:

Учитель: - Здравствуйте, ребята, встретились мы снова.

Дети: - Слушать музыку и петь мы уже готовы.

Звучит «Бетховен-Концерт для фортепиано с оркестром. (слушаем фрагмент

где играет только фортепиано)

- Ребята, сейчас вновь прозвучит муз. произведение Бетховен-Концерт для

фортепиано с оркестром но будьте внимательны, постарайтесь услышать, какие

произойдут изменения? Слайд (2)

- Оно прозвучало в том же исполнении, как вначале урока?

Что изменилось, что добавилось.

- Что же такое оркестр?

- Верно. В оркестре используется звучание многих инструментов.

2. Постановка цели и задач урока:

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Коллектив музыкантов, что вместе играют

И музыку вместе они исполняют

Бывает он струнный и духовой

Эстрадный народный и всякий другой

(ОРКЕСТР)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель читает фрагмент стихотворения В. Солоухина «Оркестр»

... Аллегро переходит в престо,

Сплочен и слитен хор металла,

И властно над безмолвьем зала

Царит гармония оркестра.

-Какая цель стоит перед нами на сегодняшнем уроке? (закрепить пополнить и

закрепить знания об оркестре)

Учитель:Молодцы! Вы правильно всё проговорили, я хочу уточнить:сегодняшний

урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре.

Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра»(Слайд №4)

-Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (ГАРМОНИЯ)

- Кто из вас знает, что означает это слово?.......

-Давайте обратимся к словарю, чтобы точно узнать значение этого слова.

(СЛОВАРЬ)

- В оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат,

образовывается полное созвучие, то есть гармония.

-А вам интересно узнать, когда появился первый оркестр, какие инструменты входят

в состав оркестра, какие бывают виды оркестров и многое другое о нём?

- Вот сегодня мы обо всём этом и узнаем. Откройте тетради и запишите тему

сегодняшнего урока

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание

симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам,

где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте

вспомним….

- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в

симфоническом оркестре?»(Слайд №5)

- Верно: в оркестре симфонического оркестра 4 группы.»

-

Фундаментом оркестра служит струнная группа

Какие инструменты входят в эту группу? (Слайд№6)

-Это группа медных духовых

Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его

динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и

ритмической опорой.

(Слайд№7)

-Какие инструменты входят в эту группу?

-Это группа деревянных духовых

Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию.

Они обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

(Слайд№8,9)

-Назовите инструменты этой группы.

-Это группа ударных.

Основная функция ударных инструментов — ритмическая. Кроме того,

они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру различными

эффектами.

(Слайд№10)

-Перечислите инструменты данной группы.

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Иногда

композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

Задание из Lerning Apps , где нужно распределить инструменты по группам.

Упражнение -Симфонический оркестр, где нужно распределить инструменты по

группам. (оТДЕЛЬНО)

Слайд 11

- Предлагаю вам поработать в группах : «Музыкальнаую импровизацию в

исполнении симфонического оркестра»:

- Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил каждому из вас

возможность превратиться в любой инструмент симфонического оркестра.

(ставлю на парты название групп симфонического оркестра)

-Передайте жестами «звучание» этого инструмента. Кроме этого-

ваша задача – услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить.

«Ромео и Джульета» Танец рыцарей С.С. Прокофьев

(Дети импровизируют под музыку.)

-Отлично!!! Вы справились со своей задачей

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

-Скажите, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

-Что мы хотели узнать? (Ответы)

- Как вы думаете. От какого слова произошло слово «оркестр»?

Слайд 12

-Слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. Орхестрой

называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор.Лишь 200

лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством

инструментов и их разнообразием. СЛАЙД №13,14

-Давайте посмотрим внимательно,музыканты оркестра располагаются на сцене по

определённой схеме? СЛАЙД №

15

-Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)

-Ребята, а где находится оркестр во время концертов?

-Находиться оркестр может на сцене во время концертов, или в специальной

оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета…

СЛАЙД №16

Ну вот: Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться…

-Что значит разыгрываться? (ВИДЕО) слайд 17

- Отгадайте загадку? Загадка:

СЛАЙД №

18

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …ДИРИЖЕР

слайд20

Учитель: - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет

управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит

слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

-Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром

без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем

музыкантам мира. Движением рук и мимикойдирижёр подсказывает музыкантам,

как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.

Оркестр – это инструмент, а

дирижер на нем играет.

Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется

единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце.

- Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого

музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ(это такой сборник нот, где расписаны все

партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. (

СЛАЙД №

21

партитура)

– Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.

(

СЛАЙД №

22)

Вероника Дударова (1916-2009)-(её имя занесено в Книгу рекордов

Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами)

(

СЛАЙД №

23)

Владимир Спиваков(всемирно известный скрипач и дирижер,

руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

(

СЛАЙД №

24)

Юрий Башмет( известен не только как солист-альтист, но и как

руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

- Дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и мимикой.

У. - Как вы думаете, а без дирижера оркестр сможет играть?

5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА: Игра «

Дирижер

».

- Давайте мы сейчас побудем в роли дирижера и продирижируем оркестру. Но

необходимо точно показать движением рук и мимикой характер произведения,

динамику и темп.

Звучит финал симфонии №4 П.И.Чайковского СЛАЙД№25-портрет Чайковского

-Молодцы. Очень хорошо играл оркестр под ваше дирижирование.

-С каким видом оркестра мы с вами часто сталкиваемся на наших уроках?

(СИМФОНИЧЕСКИЙ)…………..

Для симфонического оркестра создана огромная

литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный

участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также ораторий, кантат и т. п.

Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав.

Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические

возможности, и каждый хорош по-своему!

Слайд 26

- Давайте попробуем определить по изображению и по звучанию и другие виды

оркестра. Внимание на экран.

СЛАЙД № 27--

народный,

СЛАЙД № 28---

духовой,

СЛАЙД № 29--

джазовый,

СЛАЙД № 30-

симфонический

-Запишите в тетрадях виды оркестров.

Ребята, когда нужна человеку оркестровая музыка?

А нужна ли такая музыка на войне?

Бывают военные оркестры?

Какой вид оркестра больше подходит к военному?

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных

инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой

состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными).

Однако, в трудные дни для Родины, во время Великой Отечественной войны,

музыканты народных, духовых, джазовых, симфонических оркестров совершали

подвиг во имя Родины. Они не только воевали в одном строю с бойцами.

Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным

маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её

полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода. И тогда комдив приказал

поставить во главе колонны духовой оркестр, чтобы приободрить своих бойцов. Не

обращая внимания на ночь, мороз и пургу, музыканты играли строевые марши,

задавая темп идущей пехоте. Благодаря этому скромному, но важному музыкальному

подвигу дивизия прибыла на место в срок.

Оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал

Сталинград. Так искусство воевало в одном строю, плечом к плечу, рядом со всем

народом!

Выступать приходилось в любых погодных условиях: и в зной, и в мороз, когда от

холода сводило пальцы.

Музыканты сопровождали советские войска на всём их пути

от Москвы до Берлина: играли перед отправкой на фронт на сборном пункте; перед

боем, который для многих бойцов был последним; в театрах освобождённых городов,

знаменуя этим победный триумф. Играли до последнего у самой передовой, во время

воя сирены или когда мимо начинали свистеть пули. Играли даже для одного

единственного бойца, уходившего на задание.

Итак, мы сегодня познакомились с оркестром и выяснили, что он еще и совершал

подвиги.

6. Вокальная работа

: слайд 31

-Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный

инструмент - это голос человека. Им сейчас и займёмся. Сегодня мы продолжаем

разучивать песню о России. Но сначала проделаем упражнения.

Дыхательные упражнения.

Распевка ДА ДЭ ДИ ДО ДУ

Поем песню «О России»

7. Рефлексия:

-Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться.И еще мы будем

узнавать о подвигах во время войны. А это значит, что мы будем ещё и ещё

наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…

-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Как звучала тема нашего урока?

-Кто доволен своей работой? Почему?

-Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Ваша задача-выбрать правильный вариант

ответа и записать его буквой.

Тестирование учащихся.

1.

Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.

А) Деревянная духовая

Б) Ударная

В) Струнная

Слайд №…

2.

Какой инструмент называют «царицей музыки»

А) Гитара

Б) Труба

В) Скрипка

Слайд №….

3.

Какой инструмент не входит не в одну группу:

А) Контрабас

Б) Рояль

В) Тромбон

Слайд №…..

4.

Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц

А) труба

Б) флейта

В) треугольник

Слайд №…

5.

Как называют человека, который руководит оркестром.

А) директор

Б) музыкант

В) дирижер

Слайд №…. (Правильные ответы.) Слайд № 30

- А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки.

ВСЕ ответы правильные – 5,

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3,

три ошибки – 2.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень

внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».

(анализ работ)

- Мы сегодня очень хорошо работали, дружно, активно, значит, и у нас на уроке

присутствовала гармония.

8 . Домашнее задание:

- Я раздаю вам карточки. Найти на рисунке изображения отдельных групп

инструментов симфонического оркестра и раскрасить их

9. Итог урока:

– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания

нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Я хочу подарить вам в

память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных

инструментов», приклейте их в тетрадь.

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»



В раздел образования