Напоминание

развитие творчества в детском саду


Авторы: Лебедева Елена Валерьевна, Вернигорова Нина Викторовна
Должность: Воспитатель ДОУ, воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ № 69
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Развитие творческого потенциала одаренного ребенка в изобразительной деятельности
Тема: развитие творчества в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческого потенциала одаренного ребенка в

изобразительной деятельности»

Лебедева Елена Валерьевна – воспитатель высшей квалификационной

категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад” № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида»;

Вернигорова Нина Викторовна – воспитатель высшей квалификационной

категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад” № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида».

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из

земли

и требующий

к себе

огромного

внимания.

Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал

обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более

актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в

неординарной

творческой

личности.

Неопределенность

современной

окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его

умения, способности нестандартного поведения.

Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой

психики,

по-прежнему

во

многом

остающееся

для

нас

загадочным.

Специалисты

называют

одарённостью

генетически

обусловленный

компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и

результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо

помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное

психолого-педагогическое

руководство)

природному

дару

ребёнка

трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать

успешной творческой личностью.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,

в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей

такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и

мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше

понимают отношения и связи.

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый

интенсивный период его развития - 2–5 лет. В этом возрасте закладывается

фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление

способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам

деятельности. Дело родителей, педагогов — поддержать эти стремления

ребенка.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка,

сопровождающийся

также

значительной

познавательной

активностью.

Способности

всегда

проявляются

в деятельности,

следовательно,

и одаренность

может

проявляться

и развиваться

только

в конкретной

деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем

больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему

хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего

это относится к специальным способностям, например, изобразительным.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и

талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования

системы образования.

Художественная одаренность ребенка, посещающего нашу группу,

обнаружилась еще в младшем возрасте. Девочка проявляла себя успешно

в изобразительной деятельности:

с большим удовольствием рисовала,

лепила, конструировала. Уровень изобразительных навыков был достаточно

высок: рисунки содержали мелкие детали, штриховка в одном направлении,

без выхода за контур. Мы замечали у нее такие особенности изобразительной

деятельности, как богатство первоначального замысла, продуманность

последовательности выполняемых действий, создание предварительного

образа того, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок.

Помимо развернутости и продуманности замысла

отличать ее работы

отличает высокая степень оригинальности.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование

специальных методов и способов преподнесения заданий, различных

педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно

искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и

основными

являются

методы

творческого

характера

(проблемные,

поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с

методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие

высокий

познавательно-мотивирующий

потенциал

и

соответствующие

уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

Цель нашей работы – поддержание и развитие творческого потенциала

одаренности в художественных видах деятельности.

Для достижения данной цели реализовывали следующие задачи:

- отобрать и внедрить в практику работы с одаренным ребенком

передовые педагогические технологии;

- определить формы и методы работы с одаренным ребенком;

- включить

в систему работы по развитию способностей к

изодеятельности специалистов ДОО, социальных партнеров (художественная

школа, музей, ДЮЦ), родителей одаренного ребенка.

Для развития способностей ребенка мы отобрали такие формы работы

как, творческая мастерская, разноуровневый подход к детям на занятиях по

изодеятельности,

экскурсии в музеи, участие в конкурсах и выставках

детского творчества.

Значительную роль в развитии способностей играют опережающее

развитие и нетрадиционный взгляд на мир. В основу работы были положены

такие принципы, как принцип индивидуального подхода, учет интересов и

возможностей ребенка, принцип наглядности, зона ближайшего развития,

принцип последовательности и систематичности.

В содержание работы постоянно включались дидактические игры и

упражнения, направленные не только на формирование изобразительных

навыков, но и на развитие фантазии, воображения, творческих способностей,

такие как «Что на что похоже?», «Дорисуй картинку», «Преобрази фигуру» и

др. Также целесообразно использовать совместное с педагогом рисование. В

таком сотворчестве педагог может рисовать основу, а ребенок «оживлять»

рисунок, дорисовывая детали. Одним из наглядных методов использовали

рассматривание иллюстраций и картин знаменитых художников, предлагали

пальчиком обвести изображения объектов, которые вызывали интерес

ребенка. При рассматривании картин ребенок постигает секреты мастерства,

пытается перенести их в свое творчество. Необходимо также научить ребенка

внимательно рассматривать натуральные предметы, отмечать их характерные

особенности, совершенствуя такие мыслительные операции, как анализ и

синтез. Например, на прогулке рассмотреть цветок под лупой, а в свободной

деятельности

предложить

ребенку

разнообразные

изобразительные

материалы, чтоб он мог отобразить свои впечатления в любой технике.

На занятиях по изодеятельности такой ребенок справляется быстрее

остальных детей, потому важно дать задание с усложнением, чтоб интерес

его не ослаб. Например, рисуя животного, просим изобразить его в

обстановке естественного обитания.

Особое значение уделялось работе с родителями. В четыре года по

рекомендации воспитателей мама отвела дочь в художественную школу, где

педагоги тоже отметили наличие у девочки способностей к рисованию. По

сей день с большим удовольствием наша воспитанница посещает занятия в

художественной школе, участвует во всех конкурсах и выставках по

изобразительному искусству.

Персональные

выставки

в

детском

саду

один

из

эффективных

мотивирующих методов. Сверстники с интересом рассматривают работы,

рассказывают о своих впечатлениях юной художнице, что, несомненно,

является стимулом для творчества. Секретами изобразительного творчества

девочка делиться с подругами в свободной деятельности.

Способности воспитанницы проявляются и в декоративно – прикладном

искусстве. Работы с народными росписями отличаются оригинальностью и

аккуратностью. Для поддержания творческого интереса к традиционным

художественным промыслам педагогами ДОО реализовывается проект по

изготовлению лоскутных кукол «Кукла на ладошке».

Работа

по

развитию

творческих

способностей

будет

продолжена

и,

возможно, одаренный ребенок в будущем станет талантливым художником.

Литература

1. Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать - М.:

Просвещение. - 1998.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение.

- 1991.

3. Гильбух, Ю.3. Внимание - одарённые дети /Педагогика и психология. - М.: Знание. -

1991.

4. Психология одарённости детей и подростков. /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса,

Т.М. Марюгина - М. - 2000.

5. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, А.В.

Брушлинского и др. - М.: 2003.

6. Развиваем детскую одарённость. //МПГУ, ЮЗАО метод. центр, М., 2001.

7. Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. - М.: Академия развития.

- 2002.



В раздел образования