Авторы: Лебедева Елена Валерьевна, Вернигорова Нина Викторовна
Должность: Воспитатель ДОУ, воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ № 69
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Развитие творческого потенциала одаренного ребенка в изобразительной деятельности
Тема: развитие творчества в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческого потенциала одаренного ребенка в
изобразительной деятельности»
Лебедева Елена Валерьевна – воспитатель высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад” № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида»;
Вернигорова Нина Викторовна – воспитатель высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад” № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида».
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из
земли
и требующий
к себе
огромного
внимания.
Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал
обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в
неординарной
творческой
личности.
Неопределенность
современной
окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его
умения, способности нестандартного поведения.
Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой
психики,
по-прежнему
во
многом
остающееся
для
нас
загадочным.
Специалисты
называют
одарённостью
генетически
обусловленный
компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и
результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо
помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное
психолого-педагогическое
руководство)
природному
дару
ребёнка
трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать
успешной творческой личностью.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,
в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей
такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и
мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше
понимают отношения и связи.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый
интенсивный период его развития - 2–5 лет. В этом возрасте закладывается
фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление
способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам
деятельности. Дело родителей, педагогов — поддержать эти стремления
ребенка.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка,
сопровождающийся
также
значительной
познавательной
активностью.
Способности
всегда
проявляются
в деятельности,
следовательно,
и одаренность
может
проявляться
и развиваться
только
в конкретной
деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем
больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему
хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего
это относится к специальным способностям, например, изобразительным.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и
талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования
системы образования.
Художественная одаренность ребенка, посещающего нашу группу,
обнаружилась еще в младшем возрасте. Девочка проявляла себя успешно
в изобразительной деятельности:
с большим удовольствием рисовала,
лепила, конструировала. Уровень изобразительных навыков был достаточно
высок: рисунки содержали мелкие детали, штриховка в одном направлении,
без выхода за контур. Мы замечали у нее такие особенности изобразительной
деятельности, как богатство первоначального замысла, продуманность
последовательности выполняемых действий, создание предварительного
образа того, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок.
Помимо развернутости и продуманности замысла
отличать ее работы
отличает высокая степень оригинальности.
Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование
специальных методов и способов преподнесения заданий, различных
педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно
искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и
основными
являются
методы
творческого
характера
(проблемные,
поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с
методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие
высокий
познавательно-мотивирующий
потенциал
и
соответствующие
уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.
Цель нашей работы – поддержание и развитие творческого потенциала
одаренности в художественных видах деятельности.
Для достижения данной цели реализовывали следующие задачи:
- отобрать и внедрить в практику работы с одаренным ребенком
передовые педагогические технологии;
- определить формы и методы работы с одаренным ребенком;
- включить
в систему работы по развитию способностей к
изодеятельности специалистов ДОО, социальных партнеров (художественная
школа, музей, ДЮЦ), родителей одаренного ребенка.
Для развития способностей ребенка мы отобрали такие формы работы
как, творческая мастерская, разноуровневый подход к детям на занятиях по
изодеятельности,
экскурсии в музеи, участие в конкурсах и выставках
детского творчества.
Значительную роль в развитии способностей играют опережающее
развитие и нетрадиционный взгляд на мир. В основу работы были положены
такие принципы, как принцип индивидуального подхода, учет интересов и
возможностей ребенка, принцип наглядности, зона ближайшего развития,
принцип последовательности и систематичности.
В содержание работы постоянно включались дидактические игры и
упражнения, направленные не только на формирование изобразительных
навыков, но и на развитие фантазии, воображения, творческих способностей,
такие как «Что на что похоже?», «Дорисуй картинку», «Преобрази фигуру» и
др. Также целесообразно использовать совместное с педагогом рисование. В
таком сотворчестве педагог может рисовать основу, а ребенок «оживлять»
рисунок, дорисовывая детали. Одним из наглядных методов использовали
рассматривание иллюстраций и картин знаменитых художников, предлагали
пальчиком обвести изображения объектов, которые вызывали интерес
ребенка. При рассматривании картин ребенок постигает секреты мастерства,
пытается перенести их в свое творчество. Необходимо также научить ребенка
внимательно рассматривать натуральные предметы, отмечать их характерные
особенности, совершенствуя такие мыслительные операции, как анализ и
синтез. Например, на прогулке рассмотреть цветок под лупой, а в свободной
деятельности
предложить
ребенку
разнообразные
изобразительные
материалы, чтоб он мог отобразить свои впечатления в любой технике.
На занятиях по изодеятельности такой ребенок справляется быстрее
остальных детей, потому важно дать задание с усложнением, чтоб интерес
его не ослаб. Например, рисуя животного, просим изобразить его в
обстановке естественного обитания.
Особое значение уделялось работе с родителями. В четыре года по
рекомендации воспитателей мама отвела дочь в художественную школу, где
педагоги тоже отметили наличие у девочки способностей к рисованию. По
сей день с большим удовольствием наша воспитанница посещает занятия в
художественной школе, участвует во всех конкурсах и выставках по
изобразительному искусству.
Персональные
выставки
в
детском
саду
–
один
из
эффективных
мотивирующих методов. Сверстники с интересом рассматривают работы,
рассказывают о своих впечатлениях юной художнице, что, несомненно,
является стимулом для творчества. Секретами изобразительного творчества
девочка делиться с подругами в свободной деятельности.
Способности воспитанницы проявляются и в декоративно – прикладном
искусстве. Работы с народными росписями отличаются оригинальностью и
аккуратностью. Для поддержания творческого интереса к традиционным
художественным промыслам педагогами ДОО реализовывается проект по
изготовлению лоскутных кукол «Кукла на ладошке».
Работа
по
развитию
творческих
способностей
будет
продолжена
и,
возможно, одаренный ребенок в будущем станет талантливым художником.
Литература
1. Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать - М.:
Просвещение. - 1998.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение.
- 1991.
3. Гильбух, Ю.3. Внимание - одарённые дети /Педагогика и психология. - М.: Знание. -
1991.
4. Психология одарённости детей и подростков. /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса,
Т.М. Марюгина - М. - 2000.
5. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, А.В.
Брушлинского и др. - М.: 2003.
6. Развиваем детскую одарённость. //МПГУ, ЮЗАО метод. центр, М., 2001.
7. Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. - М.: Академия развития.
- 2002.