Автор: Мария Александровна Устюжанина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Обская начальная общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Обь, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение мотивации учащихся с использованием электронных ресурсов на уроках"
Дата публикации: 26.07.2021
Раздел: начальное образование
Повышение мотивации учащихся с использованием
электронных ресурсов на уроках
Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования,
предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет.
Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный
компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в
методику
преподавания.
Чтобы
урок
был
интересен
ученикам,
учителю
приходится осваивать новые методы подачи материала.
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные
технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век
информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям
знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать
самостоятельно.
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных
информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном
(образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде
и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ). Компьютерные технологии все больше и больше входят в
нашу жизнь. И, наверное, это хорошо, так как ЭОР позволяют осуществлять
дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения
знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных
форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки,
конкурсы, соревнования и т. д.), создают условия для продуктивной творческой
деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть
ЭОР.
Применение
электронных образовательных ресурсов должно оказать
существенное
влияние
на
изменение
деятельности
учителя,
его
профессионально-личностное
развитие,
инициировать
распространение
нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся,
основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в
основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения
предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной
творческой и исследовательской деятельности учащихся
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой
которого
является
системно-деятельностный
подход,
согласно
которому
"развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования".
Таким образом, само время диктует использовать в практике учителя ЭОР с
целью повышения мотивации обучающихся, повышения качества образования,
развития самостоятельной творческой и исследовательской
деятельности
учащихся. Поэтому выбор моей проблемной темы «Использование ЭОР на
уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к
предмету» не случаен.
При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется
учитывать:
•
уровень
технического
оснащения
образовательного
учреждения
(от
нескольких компьютеров в школе - в кабинете директора, библиотеке и т.п. до
наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного
компьютера
у
каждого
ученика,
включая
оснащение
проекционным
оборудованием,
интерактивными
досками
и
т.п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного
учреждения
(в
том
числе
обусловливающей
использование
ИКТ
в
административном
обеспечении
образовательного
процесса);
•
наличие
или
отсутствие
качественного
подключения
к
Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения
(педагогов и администраторов);
• наличие компьютеров дома у учащихся.
В
зависимости
от
различных
вариантов
сочетания
вышеназванных
характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного
процесса с использованием ЭОР.
Модель
1.
Использование
ЭОР
при
подготовке
к
уроку.
Эта модель достаточно универсальна, так как может использоваться как при
наличии небольшого числа компьютеров в школе (в административной части, в
библиотеке, в учительской), на начальном этапе развития информационной среды
школы, так и при развитой информационной среде ОУ и высоком уровне
технического оснащения. Она в небольшой степени зависит от уровня ИКТ-
компетентности педагога, потому что он может выбрать удобный для себя режим
работы, уровень используемых программных продуктов и ЭОР. Минимальные
требования к техническому оснащению этой модели таковы: операционная
система, в том числе мультимедиа проигрыватель, почтовый клиент, браузер,
файловый
менеджер;
антивирусная
программа;
интегрированное
офисное
приложение,
включающее
текстовый
редактор,
программу
разработки
презентаций и электронные таблицы; звуковой редактор; простой редактор Web-
страниц. Желательны, хоть и не обязательны, программа-архиватор, растровый и
векторный графические редакторы; для продвинутого уровня необходимы
система управления базами данных; геоинформационная система; система
автоматизированного проектирования; виртуальные компьютерные лаборатории;
программа-переводчик; система оптического распознавания текста; система
программирования; (входит в состав операционных систем или др.); программа
интерактивного общения.
Очевидно, что при использовании этой модели учителем интерактивная
составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ зависит от
уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться
конкретный урок). Тексты учебника, диапозитивы и слайды, транспаранты и
плакаты,
интерактивные
правила,
таблицы,
демонстрационные
карточки,
изобразительный
и
иллюстративный
материал,
звукозаписи,
кино-,
теле-,
видеофрагменты и целые видеоуроки, упражнения и задания, тренажеры и
практикумы, тестовые системы - все эти средства обучения представлены сегодня
в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть с успехом
использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. Если в
школе используется автоматизированная комплексная информационная система,
то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана,
разместить их в своем виртуальном кабинете в нужном порядке, продумать, какие
элементы
урока будут
ими
оснащены (представление нового материала,
самостоятельная работа, закрепление, контроль и т.п.).
Когда модель используется учащимся, то степень ее интерактивности и
самостоятельности регулируется только полученным заданием, которое может
варьироваться от подбора иллюстративного материала по теме до выполнения
проекта.
Из возможного перечня ЭОРов наибольшей востребованностью здесь будут
отличаться наборы ЭОР к конкретным учебникам, а также предметные и
тематические
коллекции
ЭОР
-
они
являются
полезным
ресурсом
для
формирования разнообразного раздаточного материала, создания собственных
заданий, подборки примеров к объяснению, дополнения системы классных и
домашних работ, выступая в роли учебных пособий, которые, с одной стороны,
дополняют
традиционную
систему
средств
обучения,
расширяют
инструментальную
основу
обучения
и
возможности
учителя,
позволяют
варьировать классические модели уроков, внося разнообразие в учебный процесс.
Например, гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации,
интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты,
фрагменты учебных словарей, справочников и учебников могут найти свое
применение для подготовки печатного раздаточного материала, включающего
таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для
формирования комплекта материалов для работы в классе и домашних заданий.
Если планируется урок в кабинете, оснащенном компьютером на рабочем месте
учителя и интерактивной доской или проектором, можно говорить о подготовке
выступления с опорой на мультимедиа презентацию.
Особую
роль
в
подготовительной
работе
учителя-лингвиста
играют
электронные учебные словари и справочники. Они служат рабочим материалом,
своеобразной базой данных для подбора примеров к уроку, составления
собственных заданий и упражнений, подготовки разных видов раздаточного
материала и т.д.; основой для организации самостоятельной словарной работы
учащихся на уроке (подбор примеров, перегруппировка единиц, дополнение
словаря и т.п.) и поисковой деятельности (сбор необходимого языкового
материала, его анализ и синтез, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.).
Модель
2.
Использование
ЭОР
на
уроке
в
ситуации
"один-пять
компьютеров в рабочей зоне класса"
Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуального
подхода в работе с учащимися. Такое оснащение вкупе с соответствующим
программным обеспечением набором ЭОРов позволяет работать со слабыми
учащимися в плане отработки определенных технических или предметных
навыков,
и
с
сильными
учащимися,
например,
в
плане
организации
индивидуального исследования различных учебных моделей или создания
мультимедиа сочинения.
Кроме того, данная модель позволяет организовать групповую работу для
выполнения определенных исследовательских и проектных заданий, а также для
игровых форм урока (например, группа "аналитиков" проверяет достоверность
представленной информации или обеспечивает информационную поддержку для
выступающих в дискуссии товарищей, и т.д.) - в этом случае компьютер
приходится на каждого участника группы. Работа может быть организована в
малых группах по модели "один компьютер на группу". При этом учитель
отбирает необходимые для проведения урока ЭОРы в зависимости от учебной
задачи и ориентирует учащихся на проведение совместных исследований,
разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.
В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:
• наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в
таблицах, интерактивных схемах;
•
работать
с
гипертекстовыми
определениями
и
правилами;
•
наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;
•
искать
решение
задач,
сопровождающих
интерактивные
тексты;
•
моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;
• коллективно выполнять электронные задания и тесты;
• вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со
справочниками;
•
готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и
разнообразный иллюстративный материал.
Перечисленные виды работы могут проводиться как изолированно, так и в
различных сочетаниях. По окончании работы ее результаты (в виде текстов,
презентаций, планов, тезисов, или устных выступлений, докладов, сообщений)
выносятся на обсуждение и коллективную оценку.
В техническом и программном обеспечении данной модели желательны,
прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции
информационных источников; для продвинутого уровня важны и наиболее ценны
для
достижения
компетентностных
результатов
образования
среды
для
моделирования и проектирования.
При наличии интерактивной доски или экрана и проекционного оборудования
возможности эффективного использования модели существенно расширяются - в
зависимости от учебной задачи, она может быть использована как в виде
дополнения фронтальной работы с классом, представления и обсуждения
индивидуальных результатов.
Наборы ЭОР к учебным пособиям и курсам, а также ЭОРы из тематических и
предметных коллекций могут послужить предметом коллективного обсуждения,
опорой для фронтального опроса учащихся, индивидуального опроса у доски или
с места.