Напоминание

"Повышение мотивации учащихся с использованием электронных ресурсов на уроках"


Автор: Мария Александровна Устюжанина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Обская начальная общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Обь, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение мотивации учащихся с использованием электронных ресурсов на уроках"
Дата публикации: 26.07.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Повышение мотивации учащихся с использованием

электронных ресурсов на уроках

Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования,

предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет.

Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный

компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в

методику

преподавания.

Чтобы

урок

был

интересен

ученикам,

учителю

приходится осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные

технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век

информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям

знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать

самостоятельно.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных

информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном

(образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде

и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ). Компьютерные технологии все больше и больше входят в

нашу жизнь. И, наверное, это хорошо, так как ЭОР позволяют осуществлять

дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения

знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных

форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки,

конкурсы, соревнования и т. д.), создают условия для продуктивной творческой

деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть

ЭОР.

Применение

электронных образовательных ресурсов должно оказать

существенное

влияние

на

изменение

деятельности

учителя,

его

профессионально-личностное

развитие,

инициировать

распространение

нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся,

основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в

основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения

предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной

творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой

которого

является

системно-деятельностный

подход,

согласно

которому

"развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных

действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат

образования".

Таким образом, само время диктует использовать в практике учителя ЭОР с

целью повышения мотивации обучающихся, повышения качества образования,

развития самостоятельной творческой и исследовательской

деятельности

учащихся. Поэтому выбор моей проблемной темы «Использование ЭОР на

уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к

предмету» не случаен.

При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется

учитывать:

уровень

технического

оснащения

образовательного

учреждения

(от

нескольких компьютеров в школе - в кабинете директора, библиотеке и т.п. до

наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного

компьютера

у

каждого

ученика,

включая

оснащение

проекционным

оборудованием,

интерактивными

досками

и

т.п.);

• состояние и степень развитости информационной среды образовательного

учреждения

том

числе

обусловливающей

использование

ИКТ

в

административном

обеспечении

образовательного

процесса);

наличие

или

отсутствие

качественного

подключения

к

Интернет;

• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения

(педагогов и администраторов);

• наличие компьютеров дома у учащихся.

В

зависимости

от

различных

вариантов

сочетания

вышеназванных

характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного

процесса с использованием ЭОР.

Модель

1.

Использование

ЭОР

при

подготовке

к

уроку.

Эта модель достаточно универсальна, так как может использоваться как при

наличии небольшого числа компьютеров в школе (в административной части, в

библиотеке, в учительской), на начальном этапе развития информационной среды

школы, так и при развитой информационной среде ОУ и высоком уровне

технического оснащения. Она в небольшой степени зависит от уровня ИКТ-

компетентности педагога, потому что он может выбрать удобный для себя режим

работы, уровень используемых программных продуктов и ЭОР. Минимальные

требования к техническому оснащению этой модели таковы: операционная

система, в том числе мультимедиа проигрыватель, почтовый клиент, браузер,

файловый

менеджер;

антивирусная

программа;

интегрированное

офисное

приложение,

включающее

текстовый

редактор,

программу

разработки

презентаций и электронные таблицы; звуковой редактор; простой редактор Web-

страниц. Желательны, хоть и не обязательны, программа-архиватор, растровый и

векторный графические редакторы; для продвинутого уровня необходимы

система управления базами данных; геоинформационная система; система

автоматизированного проектирования; виртуальные компьютерные лаборатории;

программа-переводчик; система оптического распознавания текста; система

программирования; (входит в состав операционных систем или др.); программа

интерактивного общения.

Очевидно, что при использовании этой модели учителем интерактивная

составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ зависит от

уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться

конкретный урок). Тексты учебника, диапозитивы и слайды, транспаранты и

плакаты,

интерактивные

правила,

таблицы,

демонстрационные

карточки,

изобразительный

и

иллюстративный

материал,

звукозаписи,

кино-,

теле-,

видеофрагменты и целые видеоуроки, упражнения и задания, тренажеры и

практикумы, тестовые системы - все эти средства обучения представлены сегодня

в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть с успехом

использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. Если в

школе используется автоматизированная комплексная информационная система,

то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана,

разместить их в своем виртуальном кабинете в нужном порядке, продумать, какие

элементы

урока будут

ими

оснащены (представление нового материала,

самостоятельная работа, закрепление, контроль и т.п.).

Когда модель используется учащимся, то степень ее интерактивности и

самостоятельности регулируется только полученным заданием, которое может

варьироваться от подбора иллюстративного материала по теме до выполнения

проекта.

Из возможного перечня ЭОРов наибольшей востребованностью здесь будут

отличаться наборы ЭОР к конкретным учебникам, а также предметные и

тематические

коллекции

ЭОР

-

они

являются

полезным

ресурсом

для

формирования разнообразного раздаточного материала, создания собственных

заданий, подборки примеров к объяснению, дополнения системы классных и

домашних работ, выступая в роли учебных пособий, которые, с одной стороны,

дополняют

традиционную

систему

средств

обучения,

расширяют

инструментальную

основу

обучения

и

возможности

учителя,

позволяют

варьировать классические модели уроков, внося разнообразие в учебный процесс.

Например, гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации,

интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты,

фрагменты учебных словарей, справочников и учебников могут найти свое

применение для подготовки печатного раздаточного материала, включающего

таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для

формирования комплекта материалов для работы в классе и домашних заданий.

Если планируется урок в кабинете, оснащенном компьютером на рабочем месте

учителя и интерактивной доской или проектором, можно говорить о подготовке

выступления с опорой на мультимедиа презентацию.

Особую

роль

в

подготовительной

работе

учителя-лингвиста

играют

электронные учебные словари и справочники. Они служат рабочим материалом,

своеобразной базой данных для подбора примеров к уроку, составления

собственных заданий и упражнений, подготовки разных видов раздаточного

материала и т.д.; основой для организации самостоятельной словарной работы

учащихся на уроке (подбор примеров, перегруппировка единиц, дополнение

словаря и т.п.) и поисковой деятельности (сбор необходимого языкового

материала, его анализ и синтез, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.).

Модель

2.

Использование

ЭОР

на

уроке

в

ситуации

"один-пять

компьютеров в рабочей зоне класса"

Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуального

подхода в работе с учащимися. Такое оснащение вкупе с соответствующим

программным обеспечением набором ЭОРов позволяет работать со слабыми

учащимися в плане отработки определенных технических или предметных

навыков,

и

с

сильными

учащимися,

например,

в

плане

организации

индивидуального исследования различных учебных моделей или создания

мультимедиа сочинения.

Кроме того, данная модель позволяет организовать групповую работу для

выполнения определенных исследовательских и проектных заданий, а также для

игровых форм урока (например, группа "аналитиков" проверяет достоверность

представленной информации или обеспечивает информационную поддержку для

выступающих в дискуссии товарищей, и т.д.) - в этом случае компьютер

приходится на каждого участника группы. Работа может быть организована в

малых группах по модели "один компьютер на группу". При этом учитель

отбирает необходимые для проведения урока ЭОРы в зависимости от учебной

задачи и ориентирует учащихся на проведение совместных исследований,

разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.

В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:

• наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в

таблицах, интерактивных схемах;

работать

с

гипертекстовыми

определениями

и

правилами;

наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;

искать

решение

задач,

сопровождающих

интерактивные

тексты;

моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;

• коллективно выполнять электронные задания и тесты;

• вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со

справочниками;

готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и

разнообразный иллюстративный материал.

Перечисленные виды работы могут проводиться как изолированно, так и в

различных сочетаниях. По окончании работы ее результаты (в виде текстов,

презентаций, планов, тезисов, или устных выступлений, докладов, сообщений)

выносятся на обсуждение и коллективную оценку.

В техническом и программном обеспечении данной модели желательны,

прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции

информационных источников; для продвинутого уровня важны и наиболее ценны

для

достижения

компетентностных

результатов

образования

среды

для

моделирования и проектирования.

При наличии интерактивной доски или экрана и проекционного оборудования

возможности эффективного использования модели существенно расширяются - в

зависимости от учебной задачи, она может быть использована как в виде

дополнения фронтальной работы с классом, представления и обсуждения

индивидуальных результатов.

Наборы ЭОР к учебным пособиям и курсам, а также ЭОРы из тематических и

предметных коллекций могут послужить предметом коллективного обсуждения,

опорой для фронтального опроса учащихся, индивидуального опроса у доски или

с места.



В раздел образования