Автор: Ханевичева Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ села Большая Рязань д/с "Солнышко"
Населённый пункт: село Большая Рязань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Удивительный мир природы..."
Дата публикации: 24.07.2021
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление детей с природой родного края»
На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или на экскурсиях вне сада
я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и
рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его
мышление, творчество, уметь мыслить логически и т.д. Меня это очень заинтересовало и
увлекло.
Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами
разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться,
задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у
крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно
помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для
иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность
безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять.
Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес
из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое
огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал
великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной
логикой для детей. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и
понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками,
легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии
становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.
Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы
способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с
природой, В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир
так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был
«путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы
каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг
познания облагораживал сердце и закалял волю».
И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего сельского сада по ознакомлению
детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и
воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не
нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач:
расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда
экологических знаний среди родителей.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который
проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что
многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с
природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют
под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы
в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми
двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё
одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких
животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел
по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого
общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу
комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность
вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору , побегать босиком по траве, обнять дерево,
самостоятельно открыть тайны природы. И добиться результатов в сельской местности, с
моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах: с одной стороны,
близость естественных природных объектов, а с другой тем, что и жизнь, и трудовая
деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами.
Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только
на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и
то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным
трудом, и на только знают из их разговоров , но и видят как выхаживают домашних
животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т.д.
В свое работе я опираюсь на «Программу воспитания о обучения в детском саду» под
редакций Васильевой и программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Предлагаемые
программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с
живой природой. В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены
растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность . Ребенок
должен почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы
– тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от
ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок
познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в
течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные
позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых,
общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка
(сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-
вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры
растений и животных детского сада. «Юный эколог» - программа биоцентрического
направления, ведущая идея которого состоит в том, чтобы признать: человека не « царь
природы», а её часть. Поэтому он должен жить в согласие с ней и по тем же законам, что и
сама природа. Эти законы надо изучать, их познания можно начать с дошкольного
возраста на наглядном представленном материале «зеленой зоной» учреждения.
Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой
следующие задачи:
1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его
деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для
этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
3) Показать, как человек использует культурную природу(выращивает урожай зерна,
овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и
ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать
бережное и заботливое отношение к природе.
5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке,
все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и
эстетически прекрасного целого.
Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе
условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок
вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры,
чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где
дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь
настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы,
альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).
На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая
характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания,
природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях для
изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для
наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы, на другой- части
суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё
«прилетают», а так же наблюдают на ней сезонные изменения.
Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся
непрерывно с сентября по август . Программный материал старалась распределить
согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны
условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если
даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого,
знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой
природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами,
насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать
живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом
обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и
их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером
конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.
Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и
определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся)
сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и
погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре
осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю,
обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с
календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.
Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его
непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность
на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет
аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за
поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что
животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке
природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных
сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети
узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними.
Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и
тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в
формуле: «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». Поддерживаю в каждом
ребенке желание что-то сделать самому.
Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у
нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими
родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм
из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность
уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время;
показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек
подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях
в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.
Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой,
воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его
возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся
определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность
познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с
культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые
навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание
жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой
частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и
экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою
деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его
труд принесет пользу людям, сохранит животных.
Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на
территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые
«экологические тропинки». Они выполняют познавательную, развивающую,
эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа
экологических тропинок: а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и.т.д)
условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как
можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов,
их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как
дикорастущих, так и культурных растений( деревьев кустарников, трав, мхи, грибы,
старые пни, муравейники, гнезда птиц и .тд.) экологическая тропинка позволяет более
продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и
одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем
много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры,
театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные
занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной,
театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные
природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между
звеньями в большой цепи, которая называется природа.
Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на
примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов ( в том числе «цветы-
бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они
погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его
обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы.) В процессе наблюдения за
птицами , насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что:
1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека). Жизни
( ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в
воздухе ловят насекомых, которыми питаются и .т.д)
2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым
воздействием на жизнь его обитателей: по мере сил и возможностей оберегать их,
подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т.д.
3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто
негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою ( загрязняет
атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т.д.)
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической
грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение
последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла
соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень
помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают
участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний
период на территории дет.сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке
«ситцевая фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи,
животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание
живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде ,
оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники
и прогулки.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде
обитания, приобщая их к природоохранной деятельности ( подкормка птиц, высаживание
растений, уход обитателями уголка природы и.тд.), проводя праздники, утренники, игры
экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась
способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного
отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют
знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с
удовольствием участвуют в проведении опытов. Игр, наблюдений. В природоохранной
деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных
природоохранных мероприятиях.
Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени,
к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то
можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут,
будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.