Напоминание

"Удивительный мир природы..."


Автор: Ханевичева Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ села Большая Рязань д/с "Солнышко"
Населённый пункт: село Большая Рязань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Удивительный мир природы..."
Дата публикации: 24.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ознакомление детей с природой родного края»

На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или на экскурсиях вне сада

я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и

рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его

мышление, творчество, уметь мыслить логически и т.д. Меня это очень заинтересовало и

увлекло.

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами

разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться,

задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у

крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно

помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для

иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность

безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять.

Выявлять закономерности, делать выводы. «Зови меня варваром в педагогике, но я вынес

из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое

огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал

великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной

логикой для детей. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и

понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками,

легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли в последствии

становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

Систематические целенаправленные наблюдения явлении живой и неживой природы

способствует планомерному формированию сознании ребёнка основ мировоззрения.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с

природой, В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир

так, что они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был

«путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы

каждый шаг ребёнка рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг

познания облагораживал сердце и закалял волю».

И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего сельского сада по ознакомлению

детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и

воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не

нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.

Через экологическое воспитание я старалась добиться трех взаимосвязанных задач:

расширить знания своих коллег; дать экологические знания детям; пропаганда

экологических знаний среди родителей.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который

проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что

многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с

природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют

под ногами асфальт, дышат выхлопными азами автомобилей, видят искусственные цветы

в дома и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми

двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё

одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких

животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел

по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого

общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу

комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность

вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору , побегать босиком по траве, обнять дерево,

самостоятельно открыть тайны природы. И добиться результатов в сельской местности, с

моей точки зрения гораздо легче, чем коллегам в городских садах: с одной стороны,

близость естественных природных объектов, а с другой тем, что и жизнь, и трудовая

деятельность людей на прямую связана с природными ресурсами.

Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только

на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Важно и

то, что они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным

трудом, и на только знают из их разговоров , но и видят как выхаживают домашних

животных, как выращивают хлеб и овощи на полях и огородах и т.д.

В свое работе я опираюсь на «Программу воспитания о обучения в детском саду» под

редакций Васильевой и программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Предлагаемые

программы ориентированы на постоянные и систематическое взаимодействие детей с

живой природой. В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены

растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность . Ребенок

должен почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы

– тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от

ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок

познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в

течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные

позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых,

общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка

(сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-

вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры

растений и животных детского сада. «Юный эколог» - программа биоцентрического

направления, ведущая идея которого состоит в том, чтобы признать: человека не « царь

природы», а её часть. Поэтому он должен жить в согласие с ней и по тем же законам, что и

сама природа. Эти законы надо изучать, их познания можно начать с дошкольного

возраста на наглядном представленном материале «зеленой зоной» учреждения.

Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой

следующие задачи:

1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его

деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для

этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу(выращивает урожай зерна,

овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и

ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать

бережное и заботливое отношение к природе.

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке,

все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и

эстетически прекрасного целого.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе

условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок

вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры,

чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где

дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь

настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы,

альбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).

На каждом листе альбома изображена иллюстрация рассматриваемого объекта и краткая

характеристика, а так же интересная информация о нём; альбомы для раскрашивания,

природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях для

изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для

наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы, на другой- части

суток. Есть у нас ещё дерево, с помощью него дети учат птиц, которые на неё

«прилетают», а так же наблюдают на ней сезонные изменения.

Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся

непрерывно с сентября по август . Программный материал старалась распределить

согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны

условиях. Если мы рассматриваем лягушку, то лучше наблюдения проводить весной; если

даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого,

знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой

природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами,

насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать

живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом

обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и

их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером

конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и

определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся)

сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и

погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре

осуществляется детьми под непосредственным мои контролем, вначале показываю,

обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с

календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.

Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его

непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность

на протяжение всего учебного года. Для наблюдений мы в уголке природы имеет

аквариум с рыбками, черепаху, хомячка, кролика и попугайчика. Дети наблюдают за

поведением животных, учатся заботиться и ухаживать за питомцами, делают выводы, что

животным необходимо создавать условия для жизни вне воле. Наблюдение в уголке

природы ведутся также за комнатными растениями на основе сравнения различных

сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети

узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними.

Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и

тепло. Работу веду в паре с детьми, но приоритет оставляю за собой, что выражается в

формуле: «я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». Поддерживаю в каждом

ребенке желание что-то сделать самому.

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у

нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими

родителями. Кормушки развешиваются на участке и в лесу. С детьми заготавливаем корм

из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность

уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время;

показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек

подкармливая птиц зимой спасает их от гибель; сформировать представление о различиях

в жизни птиц в неволе и на воле и приспособленности птиц к полету.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой,

воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его

возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся

определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность

познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.

На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с

культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые

навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание

жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой

частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и

экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою

деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его

труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на

территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые

«экологические тропинки». Они выполняют познавательную, развивающую,

эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа

экологических тропинок: а)на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и.т.д)

условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как

можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов,

их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как

дикорастущих, так и культурных растений( деревьев кустарников, трав, мхи, грибы,

старые пни, муравейники, гнезда птиц и .тд.) экологическая тропинка позволяет более

продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и

одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем

много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры,

театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные

занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной,

театральной деятельности, в подвижных играх. Мы с детьми посещали различные

природные ландшафты : лес, поле, луг, реку, овраги и холмы. Проводили связи между

звеньями в большой цепи, которая называется природа.

Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано на

примере самых простых и хорошо знакомых детей объектов ( в том числе «цветы-

бабочки»: если рвать без разбору все цветы, то бабочкам станет нечем питаться и они

погибнут; поэтому в лес мы ходим, как в гости к добрым друзьям- общаться с его

обитателями и любоваться, наслаждаясь красотой природы.) В процессе наблюдения за

птицами , насекомыми, в лесу и в поле дети начинают понимать, что:

1) дикая природа приспособлена к самостоятельной (без вмешательства человека). Жизни

( ласточки летают очень быстро, за ними трудно угнаться хищным птицам, они прямо в

воздухе ловят насекомых, которыми питаются и .т.д)

2) задача человека – не разрушать этот целостный и гармоничный мир грубым

воздействием на жизнь его обитателей: по мере сил и возможностей оберегать их,

подкармливать птиц, охранять муравейники, разводить леса и т.д.

3) человек в наше время в процессе активной хозяйственной деятельности часто

негативно воздействует на среду обитания всего живого, в том числе и свою ( загрязняет

атмосферу, засоряет водоемы, вырубает леса и т.д.)

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической

грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение

последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла

соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень

помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают

участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний

период на территории дет.сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке

«ситцевая фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи,

животные, цветы, птицы. Большую помощь мои родители оказывают при содержание

живого уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде ,

оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники

и прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде

обитания, приобщая их к природоохранной деятельности ( подкормка птиц, высаживание

растений, уход обитателями уголка природы и.тд.), проводя праздники, утренники, игры

экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась

способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного

отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют

знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с

удовольствием участвуют в проведении опытов. Игр, наблюдений. В природоохранной

деятельности человека, участвуют в месте со взрослыми самостоятельно в доступных

природоохранных мероприятиях.

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени,

к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то

можно будет считать задачей выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут,

будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.



В раздел образования