Напоминание

«Вода и ее свойства»


Автор: Иванченко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР № 18
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарский край
Наименование материала: Конспект совместной деятельности педагога с детьми в группе компенсирующей направленности
Тема: «Вода и ее свойства»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 18 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в группе

компенсирующей направленности на тему:

«Вода и ее свойства»

Воспитатель Иванченко Елена Николаевна

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.

Сформировать представление о том, что вода не имеет вкуса и запаха.

Познакомить

с

разнообразными

свойствами

воды.

Сформировать

представления детей о том, что воду необходимо беречь, как один из

главных факторов жизни на Земле.

2.

Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в

окружающей среде.

3.

Формировать умения и навыки планировать и обдумывать свои действия,

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять

результат своих действий;

4.

Учить отвечать полным предложением

5.

Формировать навыки точного выбора слова при формулировании мысли

и правильного его употребления.

6.

Вызывать радость открытий, полученных в результате опытов.

Предварительная

работа.

Рассматривание

энциклопедий,

чтение

художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением

водопадов, водоемов, водохранилищ и т.д.

Словарная работа. Водохранилище, ресурс

ХОД.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите, какие у вас приветливые

лица и хорошее настроение. Я предлагаю каждому из вас произнести вслух,

какое настроение сейчас у вас.

Дети. Веселое, бодрое, игривое, хорошее, отличное, положительное.

Воспитатель. Я очень рада, что у вас такое замечательное настроение. Сегодня

я хочу вам предложить познакомиться с водой. Скажите, зачем на земле нужна

вода?

Дети. Вода – это источник жизни, воду пьют, при помощи воды люди стирают

или готовят пищу, в водоемах люди купаются в жару, водой люди поливают

растения.

Воспитатель. Вы столько много сказали, я предлагаю из всего сказанного

сделать вывод. Без воды не было бы на земле жизни. Давайте вспомним, какие

существуют пословицы и поговорки о воде.

Дети. Вода – всему госпожа; вода – камень точит; всяк несет уста, где вода

чиста; покуда есть хлеб, да вода - все не беда; хлеб вскормит – вода вспоит;

чистая вода для хвори беда; вода все кроет, а берег - роет.

Воспитатель. Скажите, ребята, а какая цветом вода, как вы думаете? (чаще

всего дети говорят белая). Давайте мы это проверим. У вас на столах стоят

стаканы с молоком и водой. Каким цветом молоко? (ответ детей – белое).

Опустите в молоко чайную ложку. Ее не видно, молоко действительно белое. А

теперь опустите ложку в стакан с водой. Что произошло? Мы видим ложку,

значит вода – прозрачная. Сделайте свой первый вывод о воде.

Дети. Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель. Интересно, а имеет ли вода вкус? (ответы детей). Давайте это

проверим. Выпейте немного воды из стакана. Какая она? (ответ) давайте

добавим в воду немного лимонного сока. Что стало с водой? (ответ детей). Все

правильно, вода не имеет вкуса. Давайте сделаем свой второй вывод.

Дети. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру. Я называю предмет, а вы

называете его свойства. Сахар – сладкий, вода – жидкая, лед – холодный, лимон

– кислый, камень - твердый, вата – мягкая и т.д. Ребята, как вы думаете вода,

имеет форму? (ответ детей). Я предлагаю это выяснить. Возьмите стакан с

водой и налейте немного на стол. Что произошло?

Дети. Вода потекла куда захотела.

Воспитатель. Теперь налейте воду в пустой сосуд. Что произошло?

Дети. Вода приняла форму сосуда.

Воспитатель. Давайте сделаем следующий вывод о воде.

Дети. Вода не имеет формы и принимает форму любого сосуда.

Воспитатель. Кто помнит первые выводы о воде?

Дети. Вода не имеет цвета и запаха, вода не имеет формы.

Воспитатель. Вода потекла куда захотела, значит вода- жидкость. Как вы

думаете, вода может находиться в другом состоянии? (ответ детей).

Вода, снег, лед, пар – что связывает все эти вещи? (ответ детей). Это все – вода.

Я предлагаю сейчас узнать, сможет ли вода превратиться в пар. Для этого мне

необходимо воду нагреть, но я придумала кое-что другое. У меня есть термос, а

в нем кипяток. Посмотрите, я открываю термос и подношу к нему стекло

горизонтально отверстию. Что происходит?

Дети. Пар поднимается вверх на стекло.

Воспитатель. На стекле пар остывает и превращается в капли воды, а когда он

станет холодным и тяжелым, то прольется дождем на стол. Так происходит и в

природе. Солнышко нагревает воду в водоемах и пар поднимается вверх,

собирается в тучи и когда там остынет, то прольется на землю дождем. Но вода

не только может быть жидкой или парообразной. Вода может быть твердой.

Когда вода бывает твердой?

Дети. Вода бывает твердой, когда застывает и превращается в лед или снег.

Воспитатель. Все верно. Давайте поиграем и изготовим настоящие ледяные

бусы. Возьмите формы для льда и налейте в них воду. Гораздо красивее будут

выглядеть бусы, если они будут цветными. Поэтому, возьмите краски и

окрасьте воду в разные цвета. Что теперь нам необходимо сделать, чтобы вода

превратилась в лед?

Дети. Заморозить ее в морозильной камере.

Воспитатель. Пока наши бусы замерзают я предлагаю вам поиграть. Мы будем

придумывать однокоренные слова, к слову вода.

Дети. Водоем, водяной, водолей, водокачка, водохлёб, водопад, подводный.

Воспитатель. Молодцы, а какое слово связывает все эти слова и является

однокоренным?

Дети. Вода.

Воспитатель. Вы хорошо поработали. Пришло время проверить наши бусы.

(воспитатель приносит замороженные бусы и отдельно кусочки льда). Вот, что

произошло с водой при низкой температуре. Она превратилась в лед. Ребята, а

как узнать, что лед – вода?

Дети. Растопить лед.

Воспитатель. Молодцы, а, чтобы лед растаял быстрее – положите его на

ладошку. (дети кладут лед на ладошку и наблюдают за происходящим) Лед

опять превратился в воду, кто объяснит, почему на ладони лед растаял быстрее?

Дети. Ладошка теплая, а лед от тепла тает быстрее.

Воспитатель. Нам пришло время сделать следующие выводы о воде и ее

свойствах.

Дети. Вода не имеет вкуса, цвета, запаха и формы, вода - жидкость, может

быть твердой и газообразной.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру

«Карусель». (дети играют в игру).

Сегодня я предлагаю вам выявить еще одно свойство воды. Вода может

растворять некоторые вещества и наоборот, некоторые предметы загрязняют

воду. Давайте проверим? Возьмите ложечки и насыпьте в один стакан с водой

немного сахара, в другой соль, в третий песок, в четвёртый положите кусочки

полиэтиленового пакета. Давайте опишем, что происходит в каждом стакане.

Дети. Соль и сахар растворились, песок осел на дно стакана, но не растворился,

кусочки полиэтилена плавают на поверхности воды и тоже не растворились.

Воспитатель. Теперь вы узнали о воде много интересного и можем сделать

вывод. Вода не имеет цвета и запаха, она является жидкостью, может принять

форму любого сосуда, вода может быть в твердом или газообразном состоянии,

вода может растворять некоторые материалы, а некоторые вещи могут ее

загрязнять. Так давайте сделаем свой главный вывод. Всем людям необходимо

беречь воду, так как без воды нет жизни на Земле. А теперь я приглашаю всех

ребят и всех гостей на чаепитие.

В конце НОД воспитатель может спросить у детей, какие трудности ребята

испытывали и что им понравилось больше всего.



В раздел образования