Напоминание

Доверие к педагогу, как фактор его воспитательного влияния


Автор: Цораева Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ ВТЭТ
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: Доверие к педагогу, как фактор его воспитательного влияния
Дата публикации: 16.07.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Цораева С.В.

Доверие к педагогу, как фактор его воспитательного влияния

Доверие между людьми является условием их успешного взаимодействия в

любых сферах. Социальное влияние как базовый механизм воспитания также

невозможно без доверия к педагогу, образ которого как носителя нравственности

и культуры исторически сформирован в общественном сознании. Именно такой

образ

соответствует

пониманию

воспитания

как

процесса

живого,

непосредственного общения педагога и воспитанников, в основе которого лежат

реальные

отношения,

процессы

и

явления,

как

естественные

события

окружающей воспитанника действительности, способные вызвать осмысление

культурных и жизненных смыслов, ценностей.

Сегодня для отечественного образования актуальна проблема снижения

доверия к педагогу. Это подтверждается многочисленными административными

требованими и процедурами контроля системы образования. Сегодня можно

говорить о тенденции недоверия к образованию, в целом, и к отдельному педагогу

на уровне государственного управления. Опасность этой тенденции – в снижении

возможности социального влияния педагога на ребенка или детский коллектив, в

затруднении

формирования

детско-взрослой

общности

образовательной

организации.

Цель данной статьи – анализ условий и последствий доверия и недоверия к

педагогу в практике отечественной системы образования. Мы полагаем, что

доверие к педагогу со стороны учеников может быть обусловлено не только

индивидуальными

особенностями

сторон

педагогического

взаимодействия,

характером их общения и отношениями. Доверие или недоверие к конкретному

преподавателю отражает общее восприятие ребенком, родителями, обществом как

техникума, так и системы образования в целом.

Отдельный интерес представляет собой феномен доверия к педагогу со

стороны общества и отдельного воспитанника, как фактор, обуславливающий

возможность

и

эффективность

воспитательного

влияния

педагога

на

воспитанника. Исходя из этого, проблема доверия к педагогу рассматривается

нами

в

трех

ракурсах

психолого-педагогическом,

организационно-

административном и социальном.

Воспитание является многоаспектным явлением, три основные грани

которого – воспитание, как процесс (развернутое во времени взаимодействие

педагогов-кураторов,

воспитателей

и

воспитанников),

воспитание,

как

деятельность (активность, направленная на познание мира и преобразование

самого человека) и воспитание, как общение (установление и развитие контакта

между людьми).

Каждый из этих аспектов может быть реализован только при условии

позитивной эмоциональной связи между педагогом и воспитанником, при

условии их взаимного доверия.

Отношения доверия между педагогом и воспитанником являются основой

гуманистических воспитательных

концепций: необходимость равноправных

отношений педагога и детей в содействующем взаимодействии; воспитательный

потенциал соуправляемого коллектива воспитанников, доверие к которому

педагога основано на осознанной ответственности; дружеская атмосфера и

доверие между педагогом и обучаемым, как условие его личностного развития;

без взаимного доверия невозможно представить воспитательную систему школы.

Одной из исходных аксиом теории социального воспитания является то, что

человек воспринимает мир избирательно, в соответствии с характером и

направленностью своей активности, порождаемой как его потребностями, так и

особенностями среды (природной и социокультурной), в которых содержатся

возможности удовлетворения этих потребностей.

Доверие

воспитанника

к

педагогу

одно

из

проявлений

такой

избирательности, и оно обусловлено как субъективными обстоятельствами, так и

объективными условиями воспитания, выстроенными педагогом.

Социальное влияние в процессе воспитания происходит в условиях

образовательной

организации,

где

действует

система

управления

педагогическими процессами.

Существуют три уровня управления ученическим коллективом – социально-

педагогический, организационно-педагогический, психолого-педагогический.

На

социально-педагогическом

уровне

управление

студенческими

коллективами

осуществляется

через

педагогические

коллективы

учебно-

воспитательных учреждений, а также через средства массовой коммуникации

(телевидение, радио, молодежную прессу, интернет, соцсети).

На

организационно-педагогическом

уровне

управление

обучаемым

коллективом

выполняет

функции

превращения

совокупности

первичных

объединений обучаемых в единый коллектив техникума, включение его в систему

внешних связей и отношений, создание в нем условий, благоприятных для

развития самостоятельной творческой деятельности.

На психолого-педагогическом уровне управления первичным коллективом

обучаемых, педагог и куратор выступают не только в роли обучающего, он

корректирует

отношения,

складывающиеся

в

среде

обучающихся

для

индивидуального развития каждого из них.

Проблема доверия между педагогом и воспитанником сегодня чаще

рассматривается только на психолого-педагогическом уровне, без учета общего

социального контекста. Вместе с тем, исследователи видят значимый вектор

изменения теории воспитания в его полисубъектности: цели и ценностные

приоритеты в сфере воспитания определяют не только традиционные субъекты

(семья,

школа,

колледж),

но

и

различные

общественные,

культурные,

религиозные организации, детские общественные объединения, молодежные

субкультурные общности и т. д.. Это позволяет рассматривать проблему доверия

к педагогу в широком социально-культурном аспекте и изучать воздействие

различных социальных субъектов на детско-взрослые общности, формирующиеся

в процессе воспитания.

Управление

взаимоотношениями

в

детско-взрослой

общности

рассматривается, как задача взрослого. Но возникновение доверия в этой

общности зависит не только от педагога. Необходимо формирование особого

воспитывающего микроклимата в рамках отдельной группы, как самостоятельной

ячейки социального пространства, а педагог-куратор в нем – основная активная

сила.

Однако невозможно представить детско-взрослую общность полностью

изолированной от внешней среды. Референтность педагога (соответствие его

личности и поведения, с одной стороны, и мотивационно-ценностной сферы

студентов, с другой) для воспитанников и их родителей является приоритетным

условием его воспитательного влияния и основой межличностных отношений в

рамках взаимодействия с обучаемым. Референция обусловливает своеобразную

поляризацию личности подростка – обостренную чувствительность к одним

видом воздействия и невосприимчивость к другим, что определяет эффективность

воспитательного влияния: общение, взаимодействие, устойчивые отношения со

значимыми взрослыми приводят к личностному изменению воспитанника.

Построение продуктивных отношений в детско-взрослой общности, как функция

куратора, зависит от его профессионализма и коммуникативной культуры.

При

этом

сегодня

наше

общество

испытывает

серьезный

дефицит

гуманистической реальности в сфере политики, морали, экономики, искусства,

права, – этот феномен в научной литературе получил название “гуманитарный

кризис”; такой кризис не мог не коснуться сферы образования, что, в первую

очередь, подтверждается расхождением между декларируемыми гуманными

целями образовательных реформ и их практической реализацией.

Снижение

доверия

к

педагогу

в

общественном

сознании

является

результатом расхождения гуманных целей модернизации образования и его

повседневной

практикой.

Усиление

контроля

на

всех

уровнях

системы

образования, возможность аудио- и видеофиксации каждого шага педагога, став

обыденностью сегодняшнего дня, имеют следствием тотальную настороженность,

недоверие

обучаемых

и

родителей

по

отношению

к

образовательным

организациям и педагогам.

Проблема бюрократизации образования и вытекающего из него

систематического

и

всестороннего

контроля

педагогов

рассматривается

специалистами

не

только,

как

один

из

факторов

усложнения

жизни

образовательной организации, но и как проявление недоверия к образованию и

педагогу со стороны властных структур.

В отечественном образовании параллельно осуществляются различные

формы

мониторинговых

мероприятий:

аттестация

и

аккредитация,

самообследование, самооценка и рейтингование, общественная экспертиза.

Надзорные

функции

исполняют

многочисленные

структуры

управления

образованием на региональном и федеральном уровне.

Каждое из контрольных мероприятий имеет обоснование, проводится ради

совершенствования качества образовательных процессов и, в конечном итоге,

ради защиты интересов детей. Однако специалистами обосновано, что сами по

себе контрольные мероприятия не улучшают качества образования, которое

зависит от обеспечения условий для образовательной деятельности. Сам по себе

мониторинг не повышает качества образования, а только помогает его отследить.

Для повышения качества образования, как правило, необходимы нововведения,

организация разработки и освоения новшеств, то есть инновационный процесс.

В Государственной программе «Развитие образования» на 2018– 2025

годы

1

целью № 1 указано качество образования. Но под ним понимается только

«сохранение лидирующих позиций России в международных рейтингах». То есть

сохранится тренд «мониторингового управления» на основе индикаторов, далеко

не всегда отражающих суть образовательных процессов.

Для оценки учебных достижений, научных результатов образовательных

организаций

разработаны

многочисленные

индикаторы.

Но

воспитание

невозможно

без

доверия

к

педагогу

со

стороны

ребенка

и

родителя.

Воспитательный потенциал системы образования, в свою очередь, нуждается в

поддержке доверием со стороны административных органов и всего общества.

Взаимное доверие педагога и воспитанника – это основа самого

существования

детско-взрослой

общности.

Она

возникает

при

взаимном

выполнении обязательств, обещаний, при совместном преодолении ошибок, после

которого возникает уверенность и открытость общения. Отсутствие доверия к

педагогу со стороны воспитанника сводит к минимуму все его попытки влияния

на ребенка, его семью, группу. Последствием недоверия между субъектами

педагогической деятельности является не только снижение учебной мотивации,

но и тревожность, страхи ребят, их замкнутость и сдержанность в формах

самореализации.

Свои ошибки ребенок ощущает, как слабость и не ждет поддержки со

стороны педагога. Его поощрение не воспринимается, как искренняя поддержка, в

нем подозревается скрытый подвох или манипулирование. Наиболее опасное

последствие такой ситуации в том, что недоверие к одному конкретному педагогу

распространяется на систему образования в целом, на «мир взрослых»,

разочарование ребенка подрывает его веру в себя и в других людей.

Описанные

выше

административные

условия

недоверия

к

педагогу

дополняются масштабными

информационными кампаниями, формирующими

общественное мнение об учительстве – от пропаганды борьбы с коррупцией в

образовании до сюжетов об агрессивных и неадекватных педагогах. Как результат

– в массовом сознании уходит на задний план образ педагога-просветителя,

педагога-подвижника и носителя культуры. Как косвенное последствие этого

можно рассматривать негативизм молодежи по отношению к системе образования

и социуму в целом. Ведь, по сути, юношеский негативизм, как и юношеский

максимализм, – весьма распространенное явление.

Стоит назвать ряд условий формирования доверия к педагогу в детско-

взрослой общности:

1) наличие непосредственного личного контакта педагога и воспитанников,

само их общение;

2) активность контактов педагога и воспитанников;

1

Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 г.

3) деятельностный характер контактов в детско-взрослой общности, при

котором в совместной деятельности проявляется личность педагога;

4) совпадение «слова и дела» педагога;

5) моральные качества педагога;

6) соответствие педагога этическому образцу и ценностной ориентации

воспитанников (как коллектива, так и каждого в отдельности);

7) коммуникативные навыки педагога (от навыков самопрезентации,

внешнего вида и речевых навыков до способности формировать и поддерживать

собственный авторитет);

8) социальную успешность педагога;

9) проявление доверия и уважения к педагогу со стороны родителей, коллег,

руководителей образовательной организации;

10) общественное мнение о педагоге, о педагогической профессии и ее

значении в социальной среде, в которой находятся воспитанники.

Данный

перечень

условий,

определяющих

доверие

со

стороны

воспитанников, может быть дополнен для каждого конкретного педагога, исходя

из уникальных обстоятельств его деятельности и личности.

Проблема доверия к педагогу многоаспектна. Во всех ракурсах этой

проблемы основой могут и должны быть только вопросы авторитета педагога,

куратора, характера его взаимодействия с воспитанниками, его моральные и

этические качества и профессионализм.



В раздел образования