Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ БРЯНЩИНЫ (из опыта работы)


Авторы: Храмченкова Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Храмченкова
Должность: МБДОУ детский сад №7
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ БРЯНЩИНЫ (из опыта работы)
Дата публикации: 12.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г.БРЯНСКА

241035, г. Брянск, б-р 50 лет Октября, д.34 Тел.(4832)56-23-21, 56-29-97

_________________________________________________________________________________

Храмченкова Н.Н.

Старший воспитатель

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ БРЯНЩИНЫ

(из опыта работы)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества

является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного

воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования

человека здорового физически, духовно, нравственно богатого, творческого, думающего.

Основанием

новой

Концепции

образования

является

федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), в основу

которого заложен системно-деятельностный подход.

В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования, среди них

«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Поэтому

нравственно-патриотическое

воспитание

является

важнейшим

направлением образовательной работы дошкольного учреждения.

Исходя из этого, педагогический коллектив детского сада №7 «Колокольчик» г.

Брянска определил

следующие направления краеведческой работы: деятельность с

детьми, деятельность с педагогами, взаимодействие с родителями, сотрудничество с

социальными партнерами и создание предметно-развивающей среды.

В целях объединения усилий детского сада, семьи, общественности, других

учреждений,

расположенных

на

территории

города

Брянска,

в

нравственно

-

патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, а также определения единых

подходов в воспитании дошкольников через реализацию образовательных областей ФГОС

ДО, педагоги разработали комплексно - целевую программу «Родная Брянщина моя».

Целью

программы

является

формирование

нравственно-патриотического

отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через

познание историко-национальных и природных особенностей родного края.

Программа предполагает следующее:

1.

Интеграцию

краеведческих

знаний

во

все

компоненты

воспитательно

-

образовательного процесса.

2.

Введение краеведческого содержания с учётом принципа постепенного перехода от

более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому –

культурно-историческим фактам).

3.

Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного

края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать,

чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном

(творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка,

рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4.

Использование

в

образовательном

процессе

современных

педагогических

технологий

.

5.

Широкое применение и взаимосвязь методов

ознакомления дошкольников с

социальной

действительностью;

методов,

направленных

на

повышение

познавательно-эмоциональной активности детей и способствующих установлению

связи между разными видами их деятельности; методов обучения и развития

творчества.

6.

Применение

наиболее

актуальных

форм

организации

краеведческой

деятельности

с детьми: конкурсы, выставки, игры,

викторины, экскурсии,

праздники и развлечения, создание альбомов, концерты и музыкальные гостиные,

познавательно-интеллектуальные,

физкультурно-музыкальные

и спортивно

театрализованные досуги, фестивали, решение проблемных ситуаций, творческие

вечера и литературные гостиные, проекты.

7.

Применение

инновационных

форм

работы

с

педагогами,

повышающих

педагогическое

мастерство,

их

профессиональную

компетентность

и

способствующие проявлению творческого потенциала.

8.

Создание в ДОУ предметно-развивающей среды,

насыщенной

материалом

краеведческого содержания.

9.

Внедрение нетрадиционных форм в работу с родителями, стимулирующих

повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.

10. Сотрудничество и взаимодействие с социальными партнерами, помогающими

дошкольному учреждению решать образовательные задачи.

С целью реализации программы «Родная Брянщина моя», с 2012 по 2015г. в

дошкольном учреждении был проведен комплекс мероприятий.

Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и

качества образовательного процесса и подготовки педагогических кадров.

Педагогические советы и семинары - практикумы на тему патриотического

воспитания проходили в нетрадиционной форме «круглого стола», «деловой игры»,

«краеведческого марафона» и др.

Педагоги углубленно изучали особенности, формы и методы повышения

познавательной активности детей, делились опытом, в результате чего были разработаны

познавательные адаптированные рассказы для детей: «История города Брянска и его

районов»,

«История народных промыслов Брянщины», «Символика родного края»,

«Достопримечательности

родного

города»,

«История

Брянской

архитектуры»,

«Промышленность Брянского края», «Прославленные люди Брянщины». Рассказы

содержали проблемные вопросы и ситуации, лаконично, последовательно, просто и

понятно отражали исторические события, а также сопровождались показом фотографий,

иллюстраций и слайдов.

Открытые просмотры и мастер-классы интегрированных занятий, викторин и

литературно-музыкальных

гостиных

на

тему:

«Магазин

Мглинской

игрушки»,

«Чародейкою зимою околдован лес стоит», «В гостях у Брянского старичка - лесовичка»,

«Брянск – архитектурный», «Свенская ярмарка», «Знаменитые музыканты Брянского

края», «Памяти героев посвящается..» и др. - позволили педагогам повысить уровень

практической

подготовки

и

совершенствовать

свои

знания

по

ознакомлению

дошкольников с родным краем. На этих занятиях дети лепили игрушки и украшали

рушники по мотивам Брянских народных промыслов, создавали коллективный коллаж

«Брянск в будущем», путешествовали по Брянску, придумывали рассказы о родном

городе, «рисовали» музыку в исполнении Т. П. Николаевой, выполняли творческое

задание "Я - архитектор".

Педагоги

создавали

условия,

способствующие

наиболее

глубокому

и

полноценному восприятию материала дошкольниками

по социально-нравственному

воспитанию, используя различные игры: дидактические, игры "поездки и путешествия" (в

прошлое, по реке времени, и т.д.), игры – этюды, игры-импровизации, которые не только

повышали познавательную активность детей, но и создавали эмоционально-творческую

атмосферу.

Наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование

личности ребенка является экскурсия. Она как живая, непосредственная форма общения

развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Посещение художественного музея и музея братьев Ткачевых, парка-музея имени

А. К. Толсто

́

го, мемориального музея дважды Героя Советского Союза П.М. Камозина,

самого крупного в России музея партизанской славы – мемориального комплекса

"Партизанская поляна", позволили детям полюбоваться удивительно самобытным

декоративно-парковым ансамблем, где поселились герои сказок, воплощенные в дереве

руками народных умельцев; расширить представления о героях Великой Отечественной

войны; дали возможность ощутить детям величие народного подвига и почувствовать

гордость за наш народ-победитель.

Содержание экскурсий служило основанием для последующей деятельности

детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Показателем успешно проведенной

экскурсии

считается

возникновение

по

инициативе

детей

сюжетно-ролевых

и

театрализованных игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное

отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникли игры:

«Партизанский отряд», «Летчики», «Там, вдали за рекой…»,

«

Путешествие по Брянску»,

«Легенды и предания Брянска» и др.

При организации совместной деятельности существенную роль в реализации

системно-деятельностного подхода

играет проектная деятельность. А чтобы процесс

воспитания любви к малой родине был двусторонним, необходима поддержка со стороны

родителей. Поэтому в детском саду совместно с родителями мы организовывали

социологические опросы, тренинги, конференции, дни открытых дверей, экскурсии,

праздники и развлечения, литературно – музыкальные гостиные, были созданы и

реализованы следующие проекты: «Наши Защитники Отечества», «Почему так улицу

назвали»,

«Достопримечательности родного города», «Брянск – трудовой», «Герои -

земляки» и др. Результатом проектов стало создание в детском саду информационных

проспектов: «Маршрутом выходного дня», «Помнить прошлое ради будущего», стенгазет

«Наши экскурсии», фотовыставки «Люби и знай, свой Брянский край», краеведческих

уголков и уголков памяти «Согреты памятью сердца…», мини-музея «Брянский край».

В мини-музее «Брянский край» собраны предметы русского народного быта,

одежда наших предков, поделки народных мастеров, литература, различный наглядно-

демонстрационный материал об истории и государственной символике, архитектуре и

музеях, промышленности и знаменитых людях Брянского края, которые используются

педагогами в работе с детьми.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры

краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в

творческих конкурсах: «День Победы», «Город, в котором я живу», «Люблю тебя, мой

край родной!». Конкурсные работы - это всплеск детского творчества и безграничной

фантазии, отражающие частичку любимого уголка родного города.

Использование

системно-деятельностного подхода в процессе приобщении

дошкольников к культурно-историческому наследию Брянщины, в качестве средства

реализации ФГОС, способствовало формированию у детей желания и привычки думать,

повышению у них уровня познавательного интереса и воспитанности основ патриотизма в

целом, профессионального мастерства педагогов и активности родителей по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

Литература

1.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.:

ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2.

Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из

опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.:

Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.

3.

Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: практическое пособие

для воспитателей и методистов ДОУ / Н.Г. Комратова. - ТЦ Сфера, 2007. - 76 с.

4.

Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-120с.

5.

Матова В.Н. Краеведение в детском саду. ФГОС/ В.Н.Матова. - Издательство:

Детство-Пресс, 2014 г.



В раздел образования