Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности освоения детьми третьего года жизни художественным конструированием"
Дата публикации: 12.07.2021
Раздел: дошкольное образование
Возможности освоения детьми третьего года жизни художественным
конструированием
На третьем году жизни дети становятся самостоятельней. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребёнка
и
взрослого;
совершенствуются
восприятие,
речь,
начальные
формы
произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие
предметной
деятельности
связано
с
усвоением
культурных
способов действия с различными предметами. Развиваются действия
соотносящие и орудийные.
Умение
выполнять
орудийные
действия
развивает
произвольность,
преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе
предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
объекта подражания, но и образца, регулирующую собственную активность
ребенка.
Овладение предметной деятельностью создаёт предпосылки умственного
развития ребёнка. Основу этого развития составляет активное появление
таких психических процессов, как восприятие, память и мыслительные
действия.
Восприятие ребёнка в этом периоде доминирует над остальными
функциями.
Ребёнок
сравнивает
свойства
предметов
при
помощи
ориентированных
действий
и
переходит
к
зрительной
ориентировке,
накапливая запас представлений об этих свойствах предмета (цвет, форма,
величина),
развивается зрительное восприятие. Важная характеристика
восприятия этого периода - его аффективная окрашенность.
В процесс активного восприятия включается память в форме узнавания.
Память становиться как бы продолжением и развитием восприятия .
Мышление в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер. Оно
основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребёнком. Этот
вид мышления называется наглядно - действенным. В раннем возрасте у
ребёнка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без
внешней опоры (наглядно-образное мышление). В этих ситуациях ребёнок
использует связи между предметами в новых ситуациях - важная ступень в
развитии детского мышления. Также на умственное развитие влияет
формирование
обобщений,
которые
ребёнок
использует
в
речи,
где
обобщение имеют форму образов и используют в процессе наглядно -
образного мышления.
Формирование знаковой функции сознания также влияет на развитие
мышления, т.к. эта функция дает возможность использовать один объект в
качестве заместителя другого.
Доминирующее восприятие в этом периоде аффективно окрашено. Ребёнок
эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Желания
ребёнка неустойчивы и быстро преходящие. Он не может их контролировать
и сдерживать. Все желания обладают одинаковой силой, т.к. в раннем детстве
отсутствуют соподчиненность мотивов.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребёнка с
взрослыми и сверстниками. В общении с близкими преобладают мотивы
сотрудничества. Ребёнок ждёт от взрослого непосредственного участия во
всех своих делах, в решениях любых задач. В этой совместной деятельности
ребёнок выражает чувство симпатии, также умеет выразить чувство
неудовольствия и может предложить при этом выход из неприятной
ситуации.
Общение с другими детьми в раннем возрасте только появляется и не
становиться полноценным. Дети наблюдают друг за другом, интересуются
друг другом, обмениваются игрушками.
Развитие
эмоциональной
сферы
также
связано
с
появлением
самосознания. Малыш в два года узнает себя в зеркале, называет себя по
имени. К трем годам появляется местоимение «Я» и первичная самооценка -
«Я хороший». Это чисто эмоциональное образование и не содержит реальных
компонентов.
С года до трех лет у ребёнка быстро пополняется словарный запас и к трем
годам ребёнок знает около 1500 слов. В период с двух до трёх лет начинает
формироваться грамматическая сторона речи, он учится согласовывать слова.
Ребёнок начинает понимать смысл слов, что и определяет развитие
семантической функции речи. Его понимание предметов становится более
точным, правильным он дифференцирует слова, понимает обобщённое
значение.
Игры - занятия со строительным материалом не только интересны
и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания
ребенка. Игровая форма занятий способствует развитию его опознавательного
интереса, помогает уберечь от
излишнего дидактизма и утомления,
активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций
(сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.) проводить такие занятия следует
регулярно .
Между тем, назвать действия детей первого года – трех лет
самостоятельными зачастую оказывается возможным лишь по внешнему
признаку – они выполняются без непосредственного участия взрослого.
В раннем детстве возможности достижения такого этапа развития того
или иного вида деятельности представляются ограниченными, поскольку
преднамеренность и произвольность поведения у ребенка едва начинают
формироваться, а сознательный контроль еще отсутствует.
Возрастные возможности малышей, определяющие самостоятельную
деятельность, вступают в противоречие как с требованиями к организации
занятий погруппам, так и с объективными условиями работы в целом.
На этом фоне благоприятную основу для развития элементарных
умений
ребенка
организовать
и
осуществить
деятельность
без
непосредственной помощи взрослого представляют действия с игрушками и
материалами, сконструированными на основе принципа авто дидактики.
Такие предметы, побуждая малышей совершать ряд однотипных или
взаимообратных движений, в некоторой степени направляют и контролируют
их действия.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о
функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах,
которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть
постройки.
Малыши
овладевают
элементарными
действиями
со
строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и
игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В этом время
идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы
решения
практических
задач,
развивается
практическое
экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные
действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которая требует
собственной активной речи. А на основе речи начинаются развиваться
обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры.
Инициатором в этих играх остается взрослый. Детей продолжают знакомить
со свойствами и возможностями деталей, развивают у них представление о
цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малышей учат
создавать изображения по образцу, данному воспитателем. Учат использовать
слово для общения и обозначения предметов. У детей продолжают
развиваться память и другие познавательные процессы.
Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов,
многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и
исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получатся
результат. И чем больше малыш совершает пробующих действий, тем
быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без
постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые
приемы для достижения результата.
К концу третьего года у ребенка начинает развиваться воображение как
процесс
внутреннего
плана
мышления
-
экспериментирования
и
фантазирования в уме. Однако воображение не станет ярким, богатым,
образным, направленным, если взрослые во время не станут его развивать.
На достижение целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности
детей
в
самовыражении через решение следующих задач:
- развивать продуктивную деятельность;
-
процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная
призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм
на плоскости;
- развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживать желание строить что-то самостоятельно;
- способствовать пониманию пространственных соотношений;
- предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);
- по окончании игры приучать убирать игрушки на место;
- знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;
-
предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики,
машины;
- поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время
способствовать
строительным
играм
с
использованием
природного
материала (песок, вода, желуди, камешки ) Однако специально созданные
условия могут дать детям возможность играть с песком и в другие временные
сезоны.
Возможности овладения художественно - продуктивной деятельностью
детьми третьего года жизни связанны прежде с особенностями развития
психических процессов.
Основной
их
характеристикой
в
это
период
детства
является
непроизвольный
характер,
доминирование
эмоций
и
чувств,
яркое
проявление интереса к разным видам деятельности, в том числе и
конструированию.
На третьем году жизни дети осваивают способы обследования
предметов и способы создания конструкций; познают конструктивные
свойства деталей и материалов и, тем самым расширяют область своих
творческих проявлений.