Напоминание

"Возможности освоения детьми третьего года жизни художественным конструированием"


Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности освоения детьми третьего года жизни художественным конструированием"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возможности освоения детьми третьего года жизни художественным

конструированием

На третьем году жизни дети становятся самостоятельней. Продолжает

развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребёнка

и

взрослого;

совершенствуются

восприятие,

речь,

начальные

формы

произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие

предметной

деятельности

связано

с

усвоением

культурных

способов действия с различными предметами. Развиваются действия

соотносящие и орудийные.

Умение

выполнять

орудийные

действия

развивает

произвольность,

преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе

предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только

объекта подражания, но и образца, регулирующую собственную активность

ребенка.

Овладение предметной деятельностью создаёт предпосылки умственного

развития ребёнка. Основу этого развития составляет активное появление

таких психических процессов, как восприятие, память и мыслительные

действия.

Восприятие ребёнка в этом периоде доминирует над остальными

функциями.

Ребёнок

сравнивает

свойства

предметов

при

помощи

ориентированных

действий

и

переходит

к

зрительной

ориентировке,

накапливая запас представлений об этих свойствах предмета (цвет, форма,

величина),

развивается зрительное восприятие. Важная характеристика

восприятия этого периода - его аффективная окрашенность.

В процесс активного восприятия включается память в форме узнавания.

Память становиться как бы продолжением и развитием восприятия .

Мышление в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер. Оно

основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребёнком. Этот

вид мышления называется наглядно - действенным. В раннем возрасте у

ребёнка возникают мыслительные действия, выполняемые в уме, без

внешней опоры (наглядно-образное мышление). В этих ситуациях ребёнок

использует связи между предметами в новых ситуациях - важная ступень в

развитии детского мышления. Также на умственное развитие влияет

формирование

обобщений,

которые

ребёнок

использует

в

речи,

где

обобщение имеют форму образов и используют в процессе наглядно -

образного мышления.

Формирование знаковой функции сознания также влияет на развитие

мышления, т.к. эта функция дает возможность использовать один объект в

качестве заместителя другого.

Доминирующее восприятие в этом периоде аффективно окрашено. Ребёнок

эмоционально реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Желания

ребёнка неустойчивы и быстро преходящие. Он не может их контролировать

и сдерживать. Все желания обладают одинаковой силой, т.к. в раннем детстве

отсутствуют соподчиненность мотивов.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребёнка с

взрослыми и сверстниками. В общении с близкими преобладают мотивы

сотрудничества. Ребёнок ждёт от взрослого непосредственного участия во

всех своих делах, в решениях любых задач. В этой совместной деятельности

ребёнок выражает чувство симпатии, также умеет выразить чувство

неудовольствия и может предложить при этом выход из неприятной

ситуации.

Общение с другими детьми в раннем возрасте только появляется и не

становиться полноценным. Дети наблюдают друг за другом, интересуются

друг другом, обмениваются игрушками.

Развитие

эмоциональной

сферы

также

связано

с

появлением

самосознания. Малыш в два года узнает себя в зеркале, называет себя по

имени. К трем годам появляется местоимение «Я» и первичная самооценка -

«Я хороший». Это чисто эмоциональное образование и не содержит реальных

компонентов.

С года до трех лет у ребёнка быстро пополняется словарный запас и к трем

годам ребёнок знает около 1500 слов. В период с двух до трёх лет начинает

формироваться грамматическая сторона речи, он учится согласовывать слова.

Ребёнок начинает понимать смысл слов, что и определяет развитие

семантической функции речи. Его понимание предметов становится более

точным, правильным он дифференцирует слова, понимает обобщённое

значение.

Игры - занятия со строительным материалом не только интересны

и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания

ребенка. Игровая форма занятий способствует развитию его опознавательного

интереса, помогает уберечь от

излишнего дидактизма и утомления,

активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций

(сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.) проводить такие занятия следует

регулярно .

Между тем, назвать действия детей первого года – трех лет

самостоятельными зачастую оказывается возможным лишь по внешнему

признаку – они выполняются без непосредственного участия взрослого.

В раннем детстве возможности достижения такого этапа развития того

или иного вида деятельности представляются ограниченными, поскольку

преднамеренность и произвольность поведения у ребенка едва начинают

формироваться, а сознательный контроль еще отсутствует.

Возрастные возможности малышей, определяющие самостоятельную

деятельность, вступают в противоречие как с требованиями к организации

занятий погруппам, так и с объективными условиями работы в целом.

На этом фоне благоприятную основу для развития элементарных

умений

ребенка

организовать

и

осуществить

деятельность

без

непосредственной помощи взрослого представляют действия с игрушками и

материалами, сконструированными на основе принципа авто дидактики.

Такие предметы, побуждая малышей совершать ряд однотипных или

взаимообратных движений, в некоторой степени направляют и контролируют

их действия.

У детей второго года жизни начинают складываться представления о

функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах,

которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть

постройки.

Малыши

овладевают

элементарными

действиями

со

строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и

игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В этом время

идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы

решения

практических

задач,

развивается

практическое

экспериментирование.

Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные

действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которая требует

собственной активной речи. А на основе речи начинаются развиваться

обобщение и символическая функция мышления.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры.

Инициатором в этих играх остается взрослый. Детей продолжают знакомить

со свойствами и возможностями деталей, развивают у них представление о

цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малышей учат

создавать изображения по образцу, данному воспитателем. Учат использовать

слово для общения и обозначения предметов. У детей продолжают

развиваться память и другие познавательные процессы.

Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов,

многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и

исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получатся

результат. И чем больше малыш совершает пробующих действий, тем

быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без

постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые

приемы для достижения результата.

К концу третьего года у ребенка начинает развиваться воображение как

процесс

внутреннего

плана

мышления

-

экспериментирования

и

фантазирования в уме. Однако воображение не станет ярким, богатым,

образным, направленным, если взрослые во время не станут его развивать.

На достижение целей формирования интереса к эстетической стороне

окружающей

действительности,

удовлетворение

потребности

детей

в

самовыражении через решение следующих задач:

- развивать продуктивную деятельность;

-

процессе игры с настольным и напольным строительным материалом

продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная

призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм

на плоскости;

- развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу,

поддерживать желание строить что-то самостоятельно;

- способствовать пониманию пространственных соотношений;

- предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные

масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);

- по окончании игры приучать убирать игрушки на место;

- знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами;

-

предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики,

машины;

- поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время

способствовать

строительным

играм

с

использованием

природного

материала (песок, вода, желуди, камешки ) Однако специально созданные

условия могут дать детям возможность играть с песком и в другие временные

сезоны.

Возможности овладения художественно - продуктивной деятельностью

детьми третьего года жизни связанны прежде с особенностями развития

психических процессов.

Основной

их

характеристикой

в

это

период

детства

является

непроизвольный

характер,

доминирование

эмоций

и

чувств,

яркое

проявление интереса к разным видам деятельности, в том числе и

конструированию.

На третьем году жизни дети осваивают способы обследования

предметов и способы создания конструкций; познают конструктивные

свойства деталей и материалов и, тем самым расширяют область своих

творческих проявлений.



В раздел образования