Напоминание

"Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"


Автор: Козина Анастасия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Дата публикации: 08.07.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с

дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального

обучения

дети

не

могут

овладеть

таким

сложным

видом

речевой

деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как

психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная

речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов,

статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.

П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В.

Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова

и др.).

Каждый

ребёнок

должен

научиться

содержательно,

грамматически

правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время

речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность

мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение

осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,

логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание,

можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня

овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых

учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы,

самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия

требуют достаточного уровня развития связной речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство,

при котором нарушены все основные компоненты речевой системы,

относящиеся к звуковой и смысловой стороне: лексический, грамматический

и фонетически строй (при сохранном слухе и сохранном интеллекте).

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия

речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-

грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была

предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3

уровням (Р.Е.Левина 1961).

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной

речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с

одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых

возможностей. Переход от одного уровня на другой зависит от тяжести

нарушения, его форм, компенсаторных возможностей ребенка, времени и

самого хода коррекционного развития.

Первый уровень

речевого развития характеризуется почти полным

отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным его

развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь

оказывается уже полностью сформированной.

Общение осуществляется с помощью отдельных звукоподражаний или

лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому

оформлению слова ребенок иногда старается линейно соединить, игнорируя

грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной

только

в

конкретной

ситуации.

Понимание

речи

при

этом

шире

возможностей активного пользования ею, но и оно ограничено ситуацией.

Второй уровень

более высокая речевая активность детей. У них

появляется

фразовая

речь,

однако

искаженная

в

фонетическом

и

грамматическом отношении. Использование слов в самостоятельной речи

часто бывает неверным: наблюдаются замены слов.

Третий уровень

появление развернутой обиходной речи без грубых

лексико-грамматических

и

фонетических

отклонений.

При

хорошем

понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание

читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики,

грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие

затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.

Четвёртый

уровень

речевого

недоразвития.

В

настоящее

время

описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи,

было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня

речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными

остаточными

проявлениями

лексико-грамматического

и

фонетико-

фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех

компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при

выполнении специально подобранных заданий.

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов

мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Поэтому

специальные поиски методических путей и средств формирования связной

речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания

детей 5-6 летнего возраста с ОНР.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна

из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у

детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся

деятельности и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с

окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием

мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок

отражает посредством языка. Из этого следует, что овладение связными

формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс,

требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

План работы с детьми с ОНР по формированию речи включает в себя

следующие этапы:

- формирование полноценных фонематических процессов;

- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

- коррекция дефектов произношения (если есть);

- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение

слов);

-

обучение

правильному

построению

предложения

и

его

интонационному оформлению;

- обучение разным видам пересказа;

- обучение самостоятельному рассказыванию.

В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ

ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были

взаимосвязаны и взаимообусловлены. Важным условием для развития

связной

речи

является

правильно

поставленная

словарная

работа

и

формирование

грамматических

навыков,

т.к.

характерные

недостатки

детских рассказов - короткие нераспространенные бессоюзные предложения,

часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и

даже целых фраз.

Вопросы

развития

связной

речи

изучались

в

разных

аспектах

педагогической

литературы.

Такие

выдающиеся

педагоги

как

К.Д.

Ушинский, Е.И.Тихеева, А.М. Бородич, изучали связную речь у детей с

нормой речевого развития, а Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Л.Н.

Ефименкова, изучали вопросы развития связной речи у детей с ОНР. Все они

изучаемой проблеме уделяли пристальное внимание, считая развитие связной

речи одной из важнейших ступеней ведущих к полноценному развитию

ребёнка. В области психологии особенности связной речи изучались Л.С.

Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным.

Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с

общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства,

облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого

смыслового высказывания:

- наглядность;

- моделирование плана высказывания.

В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке

возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и

«свёртыванием» плана высказывания.

Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию

связной речи.

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому

действию.

Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов

и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом

высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей.

Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного

действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на

предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца

рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и

грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде

рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами

заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план

рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно

выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных

картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с

ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность

служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает

детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и

план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на

предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца

рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной

картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики

событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий;

моделирование плана рассказа достигается путем использования образца

логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие

образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания.

На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над

творческим рассказыванием.

8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных

средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).

9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных

средств.

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому

ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя

и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом

языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение

грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое

умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение

полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать

содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения,

недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в

формировании словарного запаса и грамматического строя. Чаще всего,

говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным

интеллектом и слухом.

Изучение состояния речи позволяет выявить недостаточное развитие всех

компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

К.С. Аксаков писал: "Слово – есть первый признак сознательной, разумной

жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет

всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно

помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.



В раздел образования