Групповая работа в проектном обучении, как средство повышения уровня обученности на уроках химии.
Автор: Барановская Елена Анатольевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МОБУ СОШ №14 МО Кореновский Населённый пункт: ст.Журавская Наименование материала: методическая разработка Тема: Групповая работа в проектном обучении, как средство повышения уровня обученности на уроках химии. Раздел: полное образование
Муниципальное общее Образовательное бюджетное учреждение
Средней общеобразовательной школ
Муниципального образования Кореновского района
Групповая работа в проектном обучении , как
средство повышения уровня обученности на
уроках химии.
Учитель химии и биологии
Барановская Елена Анатольевна
Кореновск. 2012
I.Введение
Учитель формирует человека будущего, поэтому современный школьник
должен уметь свободно мыслить, самостоятельно добывать и применять
знания, обладать глубокими знаниями.
Поэтому я выбрала тему своей работы:
«Групповая работа в проектном
обучении, как средство повышения уровня обученности на уроках химии».
Цели моей работы: 1.Создать технологию индивидуально-групповых
форм работы в системе повышения уровня
обученности на основе специфических свойств
памяти
2.Воспитать социально-адаптируемую личность
Задачи: 1.Охнакомиться с современными технологиями.
2. Ознакомиться с видами памяти .
3.Рзработать систему работы в группах .
4.Разработать систему уроков в группах .
5.Разработать проектное обучение в группах.
Изучив литературу я пришла к выводу, что Современный урок должен
соответствовать современным технологиям:
развивающее обучение ,
проблемное обучение,
проектное обучение,
компьютерная техника,
кооперация в обучении
или групповая работа.
Еще Шаталов говорил, что сделано сегодня вместе, завтра сделает каждый
II. Групповая работа в проектном обучении, как средство повышения уровня
обученности на уроках химии.
Истина не рождается в голове
отдельного человека ,она рождается
между людьми, совместно ищущими,
в процессе их диалогического обучения.
М.М. Бахтин.
Кооперация в обучении, или групповая работа, теряется в глубокой
древности. Уже в Талмуде говорилось, что для эффективного изучения
учащийся должен иметь партнера.
Групповая работа в классе проводится как правило по2-5 человек. Больше
детей брать не рационально.
Группы бывают:
-разнородные ( по успеваемости . полу, возрасту),
- случайные (по алфавиту в журнале),
– по интересам (для работы в исследовательских целях),
–однородные (по полу, успеваемости).
В целях повышения качества обучения на уроках химии мною была
разработана работа по Эльконину и Давыдовой ,основанная на исследовании
индивидуальности ученика.
За основу я взяла индивидуальную способность – память.
II.1
Память – это преодоление отсутствия.
П. Жане.
Еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз,
которые покровительствовали всем известным в то время наукам и
искусствам. В современных научных трудах можно прочитать выражения:
«мыслическая направленность», « мыслическая деятельность» и т. д.
Все это о памяти.
Происхождение человеческой памяти древние греки связывали и с именем
одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией. С
именем Прометея. Оказывается ,этот самоотверженный юноша не только
одарил человечество огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий
древнегреческий поэт Эсхил:
Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять-
Им память дал, мать муз-
Всего причину.
Изучением памяти занимался советский психолог А. Р. Лурия. Он писал ,что
перед учащимися возникают различные мыслические задачи. В одних
случаях ученик должен буквально запомнить материал. В других требуется
пересказать что-то своими словами с разной степенью близости к тексту, в
третьих воспроизвести структуру изучаемого материала. Решить эту задачу
поможет знание о делении памяти на 3 группы: слуховую, зрительную
( визуальную)и двигательную( моторную). Развить память любого типа
помогает заинтересованность материалом( человек запоминает не все в
равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно и доступно),
положительное отношение к запоминаемому.
Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько
специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к
знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного
отношения к ним. Кроме того надо не просто загрузить свою память
беспорядочной грудой сведений, а « уложить» их так. Что бы взять нужное в
любой момент. Для этого требуется одно: запоминая понимать, что к чему.
Смысловая работа над материалом облегчает запоминание - мысли
помнятся лучше!
.Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей.
Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже? Какие
факторы влияют на память? Было выявлено, что память слагается из трех
процессов: запоминание, сохранение( или забывание) и воспроизведение
того, что было запомнено . От того, как организовано запоминание
зависят особенности запоминания и сохранения и воспроизведение, т. е.
их прочность, полнота, точность. (Приложения 1).
II.2.
С целью лучшего и полного запоминания материала курса химии мною был
выбран путь эксперимента направленного на выявления преобладающих
видов памяти у учеников. С этой целью я разработала фрагменты уроков по
теме «Первоначальные химические понятия», направленные на выявление
преобладания видов памяти.( Приложения 2). Рассмотрим первый урок. При
изучении новой темы мною были разработаны задания с учетом видов
памяти: слуховой, зрительной , двигательной в виде таблицы.
Слуховой анализатор
Зрительный анализатор
Двигательный
анализатор
1.Рассказ о предмете
химии ( учитель )
О стеклянных изделиях
(заранее подготовили
ученики)
2. Просмотр
фотоколлекций « Изделие
из стекла»
5. Вывесить на доске схему
3. Составить схему:
Тело – вещество
Ваза стекло
Стаканы
Конфетницы
4. Выяснить какой
частью речи
является вещество
и тело?
Тело - вещество
Прилагательное существительное
6. Заполнить
таблицу
физических
свойств стекла
( прилагается
ниже).
вещество
цвет
блеск
Агрегатное
состояние
Электро
проводность
Тепло
проводность
стекло
прозрачно
е
Да
твердое
Нет
да
алюмини
й
серый
да
твердое
да
да
соль
белый
да
твердое
нет
да
Такие задания были даны на каждом уроке по теме « Первоначальные
химические понятия». Обработав данные, дети были разделены на три
группы: обладающие слуховой памятью, зрительной и двигательной. На
последующих уроках задания детям раздавались с учетом индивидуальной
способности – виды памяти.
II.3
Проектное обучения поощряет и усиливает истинное учение со
стороны учеников , так как оно: личностно -ориентированное ; использует
множество дидактических подходов обучение в деле , совместное учение,
мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; само мотивируемо,
то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере
ее выполнения.
Полученные данные я перенесла на проектное обучение в элективных курсах
9 класса « Химия вокруг нас».
. От того, как организовано запоминание зависят особенности
запоминания и сохранения и воспроизведение, т. е. их прочность,
полнота, точность. С целью организовать прочное запоминание я
выбрала проектное обучение.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном
выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами
для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
1)
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников.
2)
Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач.
3)
Приобретают коммуникативные умения, работая в группах.
4)
Развивают у себя исследовательские умения ( выявлять проблемы,
сбор информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения )
5)
Развивают системное мышление.
Мною проектное обучения было ориентировано на групповую
работу с учетом видов памяти, что способствовало
формированию интереса к знаниям, к предмету, развитие
положительного отношения к химии
Этапы работы
Содержание
работы
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
1.
подготовительн
ый
Определение
темы и целей
проекта
Выбирают
темы.
Распределяют
цели с учетом
видов памяти.
Комендант Н.-
дв.анализатор.
Кобзарь Е.-
зр.анализатор.
Степанченко Ю.-
сл. анализатор
Сиряк И.-
дв.анализатор.
Лихота А.-
зр.анализатор.
Григорьева Ю.-
сл.
анализатор .
Мартысевич Е.-
зр..анализатор
.Евченко Т.-
дв.анализатор.
Предлагает
темы
проектов,
ставит цели
и задачи.
Изучение
качества
питьевой воды
ст .Журавская.
Исследование
косметических
средств.
Получение
эфирных
Нагорная А.-
сл. анализатор
Гончаренко А-
сл.анализатор.
Червяк Д.-
дв. анализатор.
Мазняк О.-
зр. анализатор
масел.
Биохимические
исследования
сортов
томатов.
2.Планирование
Подготовка
материалов к
исследовательс
кой работе .
Изучение
качества
питьевой воды
ст .Журавская.
Степанченко
Ю.-
сл. анализатор
ИЗУЧАЕТ
темы
«Вода в природе
и в быту.»
« Значение воды
для человека.»
«Физические и
химические
свойства воды».
Кобзарь Е.-
зр.анализато-
готовит фото
Корректирует
деятельность
учеников.
иллюстрации
реки Журавка,
водонапорные
башни ст.
Журавская,
экологию ст.
Журавская. ,
Комендант Н.-
дв.анализатор .-
составляет
вопросы для
поисковой
деятельности.
3.Разработка
проекта.
Осуществление
накопления
информации
Степанченко
Ю.-
сл. анализатор
информирует
группу по
темам
«Вода в природе
и в быту.»
«Значение воды
для человека.»
«Физические и
химические
свойства воды.»
Корректирует
работу
учеников.
Кобзарь Е.-
зр.анализато-
показывает
фото
иллюстрации
реки Журавка,
водонапорные
башни ст.
Журавская,
экологию ст.
Журавская.
Комендант Н.-
дв.анализатор .-
предлагает
вопросы для
поисковой
деятельности:
1.Каким
способом вода
поподает на
стол к человеку
.2.От чего
зависит
качество воды
.3Какими
опытами
можно
доказать
качество воды.
4.Оформление
результатов.
Различные
формы отчетов
о проделанной
работе.
Степанченко
Ю.-
сл. анализатор-
краткая лекция
о возможных
спаособах
добычи
питьевой воды,
ее очистке., о
жесткости
воды. Кобзарь
Е.-
зр.анализато-
чертит схемы
строениямолеку
лы воды,
строения
Подводит итог
вместе с
учениками,что
качество воды
на прямую
зависит от
глубины
скважены и
следовательно
от экололгии
сточных вод!
грунта,
круговорота
воды в природе.
Комендант Н.-
дв.анализатор .-
проводит ряд
опытов для
определения
качества воды.
5.Презентация.
Предоставлени
е выполненной
работы 1
учеником от
группы
.
6.Оценивание
Изучение
качества
питьевой воды
ст .Журавская.
Исследование
косметических
средств.
Получение
эфирных масел.
Биохимические
исследования
сортов томатов
Групповая работа
с учетом
специфики
памяти
Групповая работа
с учетом
специфики
памяти..
Групповая
работа
групповая
работа.
Оценивает
результат и
поощряет.
Проведя мониторинг успеваемости видно, что дети