Напоминание

«Формирование «двигательной грамоты» у детей дошкольного возраста»


Автор: Моисеева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад 34"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Формирование «двигательной грамоты» у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании

физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений,

разнообразие и чередование пособий и игрушек).

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно,

является

игра.

Поэтому

двигательная

среда

должна

быть

насыщена

различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим

развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности

детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы

препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания

(пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель,

залезть на лестницу и др.).

Полезно

из

отдельных

разрозненных

физкультурных

пособий

выстраивать

комплексы,

различные

«полосы

препятствий»,

иногда

намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в

свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной

высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать,

перешагивать,

перепрыгивать,

обходить,

наталкиваться,

может

быть,

запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том,

как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо

знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна,

появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.

Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение

выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников.

• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на

полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы

появилась возможность для многовариативных игр.

• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр,

движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически

изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы

гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут

соотносить

свои

желания

с

возможностями

группы

или

квартиры.

Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где можно

мебели игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие

нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя

друзьями. Как сделать самостоятельное активное движение интересным и

доступным для детей?

Сначала

необходимо

определить

индивидуальные

предпочтения

дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в

самостоятельной деятельности и т.д. Определив круг интересов детей, можно

подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые

будут

органично

вливаться

в

их

самостоятельную

деятельность

и

стимулировать

безопасную

двигательную

активность

в

условиях

ограниченного помещения.

Для активизации самостоятельной двигательной активности детей

необходимо

разработать

серию

игр,

учитывающих

индивидуальные

потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки

отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих

им активно двигаться в условиях группы. Игры вводить в самостоятельную

деятельность воспитанников постепенно.

Сначала необходимо придумать и изготовить атрибуты для игр (На

чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это

было неопасно и интересно? Где полазить?).

Далее на занятиях по физкультуре дошкольников нужно обучить под-

вижным играм из разработанной серии.

После

обучения

новые

атрибуты

и

игры

использовать

в

физкультурных

минутках.

Простота

игр,

разнообразные

варианты

применения привычных предметов, возможность дозировать физическую

нагрузку стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.

Также

игры

необходимо

вводить

в

процесс

совместной

деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и

прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что

это совместная деятельность, а не прямое руководство.

Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в

процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия

похода. Для этого использовать разноцветные коврики, раскинув их по ковру.

Прыгать по ним как по кочкам, идти друг за другом, имитируя разведчиков, а в

конце пути устроить тоннель из обручей, через который должен будет

проползти весь отряд.

И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы

воспитателя и родителей.

При

проектировании

предметно-пространственной

среды,

способствующей

формированию

здорового

образа

жизни

наших

воспитанников, мы должны исходить из необходимости учета следующих

факторов:

1. индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

2.особенности эмоционально-личностного развития;

3.

индивидуальные

интересы,

склонности,

предпочтения

и

потребности.

В

самостоятельной

деятельности

ярко

прослеживаются

индивидуальные особенности. Детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные

дети)

как

правило,

присуща

однообразная

деятельность

с

большим

количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять

движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами

деятельности. Поэтому им следует показать, прежде всего, спокойные

действия,

требующие

точности

выполнения

движений

или

особой

осторожности при использовании пособия. Например, в действиях с мячом,

предлагаем скатывание по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание

и ловля мяча с несколькими хлопками, метание мяча в цель и т д.

Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также присуща

однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. Эти

дети

предпочитают

играть

в

одиночку

или

вдвоём.

Таким

детям

предлагаются более активные действия и движения, не требующие точности

выполнения: бросание мяча вдаль и бег за ним, прыжки из обруча в обруч,

прыжки через скакалку и т.д.

Чтобы

способствовать

регулированию

ДА

детей

с

разной

подвижностью, нужно объединять их в совместные игры.



В раздел образования