Автор: Моисеева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад 34"
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Формирование «двигательной грамоты» у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
С целью реализации данной задачи важно позаботиться о создании
физкультурной игровой среды (пространство, достаточное для движений,
разнообразие и чередование пособий и игрушек).
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно,
является
игра.
Поэтому
двигательная
среда
должна
быть
насыщена
различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим
развитию игры.
Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности
детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы
препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания
(пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель,
залезть на лестницу и др.).
Полезно
из
отдельных
разрозненных
физкультурных
пособий
выстраивать
комплексы,
различные
«полосы
препятствий»,
иногда
намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в
свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной
высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать,
перешагивать,
перепрыгивать,
обходить,
наталкиваться,
может
быть,
запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том,
как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо
знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна,
появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.
Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение
выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников.
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на
полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".
•
Желательно организовать пространство таким образом, чтобы
появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр,
движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически
изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы
гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут
соотносить
свои
желания
с
возможностями
группы
или
квартиры.
Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где можно
мебели игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие
нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя-тремя
друзьями. Как сделать самостоятельное активное движение интересным и
доступным для детей?
Сначала
необходимо
определить
индивидуальные
предпочтения
дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в
самостоятельной деятельности и т.д. Определив круг интересов детей, можно
подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые
будут
органично
вливаться
в
их
самостоятельную
деятельность
и
стимулировать
безопасную
двигательную
активность
в
условиях
ограниченного помещения.
Для активизации самостоятельной двигательной активности детей
необходимо
разработать
серию
игр,
учитывающих
индивидуальные
потребности дошкольников (игровые интересы, необходимость тренировки
отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста) и позволяющих
им активно двигаться в условиях группы. Игры вводить в самостоятельную
деятельность воспитанников постепенно.
Сначала необходимо придумать и изготовить атрибуты для игр (На
чем можно попрыгать в группе? Что можно метать и кидать так, чтобы это
было неопасно и интересно? Где полазить?).
Далее на занятиях по физкультуре дошкольников нужно обучить под-
вижным играм из разработанной серии.
После
обучения
новые
атрибуты
и
игры
использовать
в
физкультурных
минутках.
Простота
игр,
разнообразные
варианты
применения привычных предметов, возможность дозировать физическую
нагрузку стимулируют детей и взрослых к придумыванию новых вариантов.
Также
игры
необходимо
вводить
в
процесс
совместной
деятельности. Дети с удовольствием принимают взрослого в свою игру и
прислушиваются к его предложениям. Здесь необходимо учитывать, что
это совместная деятельность, а не прямое руководство.
Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например, в
процессе игры мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия
похода. Для этого использовать разноцветные коврики, раскинув их по ковру.
Прыгать по ним как по кочкам, идти друг за другом, имитируя разведчиков, а в
конце пути устроить тоннель из обручей, через который должен будет
проползти весь отряд.
И, наконец, введение новой игры опосредованно, через рассказы
воспитателя и родителей.
При
проектировании
предметно-пространственной
среды,
способствующей
формированию
здорового
образа
жизни
наших
воспитанников, мы должны исходить из необходимости учета следующих
факторов:
1. индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
2.особенности эмоционально-личностного развития;
3.
индивидуальные
интересы,
склонности,
предпочтения
и
потребности.
В
самостоятельной
деятельности
ярко
прослеживаются
индивидуальные особенности. Детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные
дети)
как
правило,
присуща
однообразная
деятельность
с
большим
количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять
движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами
деятельности. Поэтому им следует показать, прежде всего, спокойные
действия,
требующие
точности
выполнения
движений
или
особой
осторожности при использовании пособия. Например, в действиях с мячом,
предлагаем скатывание по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание
и ловля мяча с несколькими хлопками, метание мяча в цель и т д.
Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также присуща
однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. Эти
дети
предпочитают
играть
в
одиночку
или
вдвоём.
Таким
детям
предлагаются более активные действия и движения, не требующие точности
выполнения: бросание мяча вдаль и бег за ним, прыжки из обруча в обруч,
прыжки через скакалку и т.д.
Чтобы
способствовать
регулированию
ДА
детей
с
разной
подвижностью, нужно объединять их в совместные игры.