Автор: Полупанов Дмитрий Васильевич
Должность: Студент 4 курса Ставропольского Государственного Педагогического Института
Учебное заведение: Под руководством доцента Кульчицкого Владмира Емельяновича
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Лечебная физическая культура как элемент физической культуры обучающихся
Раздел: высшее образование
Государственное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский Государственный Педагогический Институт»
Научная статья по дисциплине ЛФК
Тема: «Лечебная физическая культура как элемент физической культуры
обучающихся»
Студента 4 курса
группы ПИ4
обучающегося по направлению
подготовки 43.03.05
Полупанов Дмитрия Васильевича
Научный руководитель:
Доцент, Кульчицкий
Владимир Емельянович
Ставрополь
2021 г.
Аннотация: образовательный процесс в вузах не дает возможности полностью ком-
пенсировать дефицит деятельности, направленной на улучшение и сохранение физической
формы и здоровья у обучающихся, имеющих низкую степень физического развития, отяже-
ленную хроническими заболеваниями, что создает предпосылки для поиска инновационных,
структурированных форм дисциплины «Физическая культура». Учебные занятия физической
культурой с элементами лечебной физической культуры создают базовую основу для укреп-
ления здоровья обучающихся. В данной работе рассмотрено внедрение в практику дисци-
плины «Физическая культура» форм лечебной физической культуры, что, в свою очередь,
поможет повысить степень активности и будет содействовать повышению уровня здоровья,
адаптации к учебной деятельности обучающихся специальной и подготовительной групп.
Abstract: the educational process in Universities does not allow to fully compensate for the
lack of activities aimed at improving and maintaining physical fitness and health among students
with low level of physical development tagelang chronic diseases, creating opportunities to find in-
novative, structured forms of discipline "Physical culture". The training lessons of physical culture
with elements of therapeutic physical culture, create a basic framework for improving the health of
students. In this paper, the implementation in practice of the discipline "Physical culture" forms of
medical physical culture, which in turn will help improve the degree of activity, and will contribute
to improving the health, adaptation to educational activity of students of special and preparatory
groups.
Ключевые слова: практика, лечебная физическая культура, обучающиеся, оздорови-
тельная ходьба, аутогенная тренировка.
The key words: practice, therapeutic physical training, students, health-walking, autogenic
training.
Одной из самых актуальных проблем высшего образования является изу-
чение состояния здоровья обучающихся, способов его поддержания и укрепле-
ния. С каждым годом количество обучающихся с низким уровнем здоровья
увеличивается. В высшем учебном заведении таким обучающимся очень слож-
но адаптироваться к условиям обучения. Нерациональное питание, огромная
учебная нагрузка, времяпрепровождение за компьютером – все эти факторы
вызывают дискомфорт и напряжение систем адаптации. Увеличивается число
обучающихся, которые испытывают трудности в учебе из-за ухудшения состо-
яния здоровья в процессе адаптации к учебным нагрузкам [1].
Цель: Изучение структурированного процесса по дисциплине «Физиче-
ская культура» с элементами лечебной физической культуры в условиях выс-
шего учебного заведения для обучающихся освобожденных от занятий в ос-
новной группе.
Задачи:
1. Определить степень подготовленности обучающихся.
2.
Провести анализ комплекса физических упражнений с элементами ле-
чебной физической культуры.
Лечебная физическая культура, или, как её принято называть, ЛФК – это
целый комплекс мер, которые направлены на устранение или купирование бо-
лезней,
восстановление
функционирования
организма
после
перенесенных
травм, поддержания физического и психоэмоционального состояния при хро-
нических заболеваниях обучающихся[2].
Комплекс
упражнений
c
элементами
лечебной
физической
культуры
нацелен на полноценное восстановление здоровья и предупреждение осложне-
ний заболевания у обучающегося.
Неполное освобождение студентов от физической культуры более рас-
пространено и не предполагает исключения данной дисциплины из программы
учебного процесса. Следовательно, используются медицинские справки, где
указывается, какие конкретные виды деятельности и физические нагрузки не-
желательны для обучающегося.
Для
оценки
состояния
здоровья
обучающихся,
которые
поступили
в
ДИТИ НИЯУ МИФИ в 2014-2016 гг., был проведен анализ их 400 медицинских
карточек.
По результатам данного анализа, только 46% обучающихся оказались
полностью здоровыми, в свою очередь 25 % обучающихся отнесены к подгото-
вительной медицинской группе, а 18% – к специальной медицинской группе, и
11% полностью освобождены от занятий физической культурой.
Основной причиной ограничения допуска к занятиям физической культу-
рой у обучающихся специальной медицинской группы являются болезни сер-
дечно-сосудистой (10%), дыхательной (29%), пищеварительной (17%) и опор-
но-двигательной (44%) систем.
Учитывая уровень здоровья каждого обучающегося и характер заболева-
ний, была создана программа мероприятий по оптимизации режима двигатель-
ной активности обучающихся. Была организована специальная группа для про-
ведения занятий по физической культуре с важным компонентом структуры
самого занятия – элементами лечебной физической культуры.
Существует множество форм лечебной физической культуры: гигиениче-
ская гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия фи-
зическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные вос-
хождения, массовые формы оздоровительной физической культуры (элементы
спортивных игр, элементы спорта) [3].
Группой преподавателей кафедры физической культуры и спорта разра-
ботан комплекс физических упражнений, который состоит из нескольких ча-
стей (корригирующая гимнастика, метод терренкура, аутогенная тренировка,
механотерапия, оздоровительная ходьба), а также включает в себя и самостоя-
тельную работу студентов: ведение дневников самоконтроля, подготовку не-
больших докладов, презентаций, написание научных статей, выступления на
конференциях, выполнение комплекса данных упражнений в свободное от за-
нятий время.
Одним
из
элементов
лечебной
гимнастики
является
корригирующая
гимнастика. Основная задача её состоит в тренировке по укреплению мышеч-
ного корсета позвоночного столба, а именно мыщечных групп спины.
В процессе активной коррекции используются специальная и общая фи-
зическая тренировка.
Специальная тренировка состоит из:
- упражнений на выравнивание декомпенсации позвоночника;
- упражнений для мускулатуры, участвующей в процессе дыхания;
- упражнений на коррекцию позвоночного столба с учетом персонального
подхода к состоянию позвоночника на данный момент;
- упражнений на разгрузку позвоночника с его максимальной фиксацией
при выполнении определенных движений)
цию);
- упражнений на растягивание позвоночного столба;
-
упражнений на коррекцию деформации позвоночника (гиперкоррек-
- упражнений на формирование осанки.
Терренкур (метод дозированных восхождений) сочетает дозированные
физические нагрузки в виде пешеходных прогулок с восхождениями. Физиче-
ская нагрузка по величине в данном методе зависит от длины маршрута и рель-
ефа местности, угла подъема и темпа ходьбы, но не стоит забывать и о числе
остановок, сделанных на пути. Ходить следует, соблюдая спокойный темп и
равномерно вдыхая, выдыхая воздух. Перед остановкой на пути нужно сделать
пару дыхательных упражнений. Каждый из маршрутов терренкура должен быть
оборудован специальными указателями.
Метод аутогенной тренировки, включенный в комплекс упражнений с
элементами лечебной физической культуры, применен в учебном процессе для
релаксации или ослабления напряжения нервной системы. Этот метод затраги-
вает психофизические функции организма через системы самовнушения и са-
монастроя. Тренировка применима и в работе с группой обучающихся, и в виде
персонального подхода к конкретному обучающемуся
В
структуру
механотерапии
включены
упражнения
с
дозированием
нагрузки в виде сетов и подходов в них на специализированном тренажерном
оборудовании для коррекции подвижности в суставах, верного структурирова-
ния движений, тренировки мышечных групп, повышения работоспособности и
мотивации к занятиям физической культурой.
Оздоровительный бег – это комплекс физическо-психологических и гиги-
енических элементов. Он является естественным привычным способом пере-
движения в любую погоду, в разное время года. Оздоровительный бег доступен
всем группам обучающихся, так как не требует специальной предварительной
подготовки. В процессе бега активизируются все системы жизнеобеспечения
организма, легко дозируется нагрузка с учетом индивидуальных возможностей
организма [2].
Учебные занятия с учетом внедрения данного комплекса упражнений с
элементами лечебной физической культуры проводятся 2 раза в неделю, дли-
тельность одного занятия – 1-1,5 часа, количество обучающихся в каждой
группе – 8 человек. В данный курс обучения входит: теоретический курс, со-
стоящий из семинаров и лекций; практика, которая предусматривает выполне-
ние упражнений с элементами комплекса лечебной физической культуры, раз-
работанного индивидуально для каждого студента, под контролем преподава-
теля.
Учитывая психофизиологию большинства обучающихся, следует коррек-
тировать методы применяемой лечебной физической культуры для каждого
студента. Кроме комплексов специальных упражнений и лечебной гимнастики,
рекомендуются комплексы несложных упражнений для самостоятельных заня-
тий на дому в свободное от учебы время.
Вывод: установлено, что внедрение в учебный процесс дисциплины фи-
зической культуры и комплексов упражнений с элементами ЛФК позволило
повысить уровень двигательной активности каждого обучающегося, что благо-
приятно отразилось на здоровье обучающихся и помогло восстановиться до ос-
новной группы обучающихся тем, кто ранее был освобожден по болезни от за-
нятий физической культурой в основной группе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.
Аухадеев, Э.И. Введение в единую научно-практическую специаль-
ность «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная ме-
дицина, физиотерапия и курортология» : учебник / Э.И. Аухадеев.
М. : Прак-
тическая медицина.
2010.
125 с.
2. Каштанова, Г.В. Организация в образовательном учреждении лечебной
физкультуры и массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей:
практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина.
М. : АРКТИ,
2010.
100 с.
3. Вайнбаун, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное по-
собие для студентов / Я.С. Вайнбаун, В.И. Коваль, Т.А. Родионова.
М. : Ака-
демия, 2002.
240 с.