Авторы: Цораева Светлана Владимировна, Светлана Владимировна Цораева
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Руководство подготовкой дипломных работ студентами СПО, в том числе, в условиях пандемии и карантина
Раздел: среднее профессиональное
Руководство подготовкой дипломных работ студентами СПО,
в том числе, в условиях пандемии и карантина
В
данной
статье
исследуется
специфика
руководства
студентами-
старшекурсниками,
и,
соответственно,
подготовкой
дипломных
работ
обучающимися по направлению «Право социального обеспечения».
Данное исследование базируется на многолетних наблюдениях и практике
руководства дипломниками как автора данной статьи, так и коллег -педагогов.
Однако, особенность исследования состоит еще и в том, что у педагогов-
руководителей дипломных работ сегодня появляется и нарабатывается новый
опыт- взаимодействие и подготовка студентов к защите в условиях пандемии и
карантина.
Актуальность темы статьи в обозначенной редакции обусловлена рядом
факторов.
Сегодня
по
всей
стране
проходит
защита
выпускных
квалификационных и дипломных работ. Педагоги вновь включены в ситуации и
вопросы, повторяющиеся из года в год. Хочется обратить внимание на некоторые
ключевые моменты и попытаться выработать рекомендации для предотвращения
негативных сторон подготовки к защите.
Современный молодой специалист (и, тем более, в правовой сфере)
сегодня сразу по получении диплома попадает на рынок труда, жесткий и
конкурентный.
К
его
общекультурному
и
профессиональному
уровню
предъявляются высокие требования, диктуемые необходимостью реализации
целей и задач, сформулированных в Федеральном законе «Об образовании в
Российской
Федерации»,
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте образования (ФГОС), а также в других нормативных документах,
регламентирующих его деятельность. А дипломная работа и ее защита, –
показатель определенного соответствия выпускника современным требованиям,
предъявляемым к специалисту в сфере социальной работы или юристу.
Результат защиты - свидетельство соответствия выпускника СПО
требованиям ФГОС. С другой стороны, выпускник, как правило, не имеет опыта
подготовки подобного рода работ, это первая в его жизни научная работа столь
важного и ответственного уровня. Это существенный психолого-педагогический
фактор, сказывающийся, зачастую, на результативности подготовки и защиты
дипломной
работы.
Соответствующие
учебно-методические
материалы,
предоставляемые студенту для написания работы, не в должной мере, как
свидетельствует педагогическая практика, удовлетворяют его потребности, так
как практические умения и информативные сведения, содержащиеся в указанных
материалах, ему не до конца понятны.
Далее, следует отметить, что в современных реалиях появилась такая
форма, как дистанционная подготовка и защита.
Студент-выпускник
не располагает возможностью в нужном объеме
контактировать с научным руководителем. Электронная почта – это письменное
общение, не предоставляющее необходимых для руководства, с одной стороны, и
обучения, с другой, спектра интеллектуально-эмоциональных рекомендаций для
качественной подготовки дипломной работы. Переход на телефонное общение –
только частичное решение обозначенного противоречия.
Особенно сложно дипломникам дается разработка авторского плана
исследования, его реализации, особенно в части использования материалов
преддипломной практики.
Обозначенный,
далеко
неполный
спектр
проблем
руководства
дипломниками требуют от преподавательского состава применения значительных
профессиональных усилий, в том числе и проявления должной психологической
готовности,
что,
в
свою
очередь,
обусловливает
потребность
в
совершенствовании
процесса
руководства,
в
частности,
в
направлении
проведения исследования психолого-педагогического явления - оптимизации
данного процесса с выработкой соответствующих рекомендаций.
Дистанционная
подготовка
дипломников
не
что
иное,
как
целенаправленное, интерактивное взаимодействие субъектов образовательной
деятельности, осуществляемое в интересах инновационного развития студента с
использованием информационно-коммуникационных технологий обучения. При
этом
взаимодействие
вынуждено
интерактивное
-
это
диалог
субъектов
образования друг с другом с использованием телекоммуникационных средств и
методов.
Преподаватель: - координирует и активизирует учебную деятельность
студента
(в
нашем
исследовании
–
руководит
подготовкой
студентами
дипломных
работ);
актуализирует
и
развивает
потенциал
личностный
и
студенческий. Выпускник: повышает интеллектуальный потенциал через работу
с необходимыми сайтами и материалами, необходимыми в работе над дипломной
работой.
Бесспорно, положителен тот факт, что в такой подготовке
нарабатывается способность созидательно мыслить и действовать. Студенты, не
имея повседневного и тесного общения с руководителем «вживую», чаще
проявляют свой творческий подход в постановке задач, планировании процесса
их реализации, использовании при этом созидательных методов, методик,
технологий деятельности.
И в этой ситуации мы наблюдаем новое педагогическое явление -
инновационное развитие студента в образовательной деятельности. Как студент,
так и педагог в подобных условиях вынужден проявлять большую активность при
решении соответствующих задач.
Оптимизация руководства подготовкой студентами дипломных работ- это
деятельность преподавательского состава по созданию, поддержанию и развитию
психолого-педагогических
условий,
способствующих
успешной
подготовке
студентами дипломных работ и их защите.
В ходе руководства дипломниками педагогам следует уделить особое
внимание некоторым условиям. Прежде всего, это субъектные свойства студента-
выпускника: личностные, социальные, профессиональные; его субъективные
психологические возможности (интеллект, воля, дисциплина), в том числе и при
подготовке дипломной работы,
Значимо также, как было подчеркнуто, исходить и из создания,
поддержания и развития соответствующих педагогических условий, которые
должны способствовать созидательному сотрудничеству педагога и студентов и
иметь дидактическое обоснование.
Также, на наш взгляд, эффективная подготовка студентами дипломных
работ требует: предоставления им образца защищенной на «отлично» работы;
удобного и понятного, без возможности субъективного толкования, учебно-
методического пособия.