Напоминание

Руководство подготовкой дипломных работ студентами СПО, в том числе, в условиях пандемии и карантина


Авторы: Цораева Светлана Владимировна, Светлана Владимировна Цораева
Должность: Преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: Руководство подготовкой дипломных работ студентами СПО, в том числе, в условиях пандемии и карантина
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Руководство подготовкой дипломных работ студентами СПО,

в том числе, в условиях пандемии и карантина

В

данной

статье

исследуется

специфика

руководства

студентами-

старшекурсниками,

и,

соответственно,

подготовкой

дипломных

работ

обучающимися по направлению «Право социального обеспечения».

Данное исследование базируется на многолетних наблюдениях и практике

руководства дипломниками как автора данной статьи, так и коллег -педагогов.

Однако, особенность исследования состоит еще и в том, что у педагогов-

руководителей дипломных работ сегодня появляется и нарабатывается новый

опыт- взаимодействие и подготовка студентов к защите в условиях пандемии и

карантина.

Актуальность темы статьи в обозначенной редакции обусловлена рядом

факторов.

Сегодня

по

всей

стране

проходит

защита

выпускных

квалификационных и дипломных работ. Педагоги вновь включены в ситуации и

вопросы, повторяющиеся из года в год. Хочется обратить внимание на некоторые

ключевые моменты и попытаться выработать рекомендации для предотвращения

негативных сторон подготовки к защите.

Современный молодой специалист (и, тем более, в правовой сфере)

сегодня сразу по получении диплома попадает на рынок труда, жесткий и

конкурентный.

К

его

общекультурному

и

профессиональному

уровню

предъявляются высокие требования, диктуемые необходимостью реализации

целей и задач, сформулированных в Федеральном законе «Об образовании в

Российской

Федерации»,

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте образования (ФГОС), а также в других нормативных документах,

регламентирующих его деятельность. А дипломная работа и ее защита, –

показатель определенного соответствия выпускника современным требованиям,

предъявляемым к специалисту в сфере социальной работы или юристу.

Результат защиты - свидетельство соответствия выпускника СПО

требованиям ФГОС. С другой стороны, выпускник, как правило, не имеет опыта

подготовки подобного рода работ, это первая в его жизни научная работа столь

важного и ответственного уровня. Это существенный психолого-педагогический

фактор, сказывающийся, зачастую, на результативности подготовки и защиты

дипломной

работы.

Соответствующие

учебно-методические

материалы,

предоставляемые студенту для написания работы, не в должной мере, как

свидетельствует педагогическая практика, удовлетворяют его потребности, так

как практические умения и информативные сведения, содержащиеся в указанных

материалах, ему не до конца понятны.

Далее, следует отметить, что в современных реалиях появилась такая

форма, как дистанционная подготовка и защита.

Студент-выпускник

не располагает возможностью в нужном объеме

контактировать с научным руководителем. Электронная почта – это письменное

общение, не предоставляющее необходимых для руководства, с одной стороны, и

обучения, с другой, спектра интеллектуально-эмоциональных рекомендаций для

качественной подготовки дипломной работы. Переход на телефонное общение –

только частичное решение обозначенного противоречия.

Особенно сложно дипломникам дается разработка авторского плана

исследования, его реализации, особенно в части использования материалов

преддипломной практики.

Обозначенный,

далеко

неполный

спектр

проблем

руководства

дипломниками требуют от преподавательского состава применения значительных

профессиональных усилий, в том числе и проявления должной психологической

готовности,

что,

в

свою

очередь,

обусловливает

потребность

в

совершенствовании

процесса

руководства,

в

частности,

в

направлении

проведения исследования психолого-педагогического явления - оптимизации

данного процесса с выработкой соответствующих рекомендаций.

Дистанционная

подготовка

дипломников

не

что

иное,

как

целенаправленное, интерактивное взаимодействие субъектов образовательной

деятельности, осуществляемое в интересах инновационного развития студента с

использованием информационно-коммуникационных технологий обучения. При

этом

взаимодействие

вынуждено

интерактивное

-

это

диалог

субъектов

образования друг с другом с использованием телекоммуникационных средств и

методов.

Преподаватель: - координирует и активизирует учебную деятельность

студента

нашем

исследовании

руководит

подготовкой

студентами

дипломных

работ);

актуализирует

и

развивает

потенциал

личностный

и

студенческий. Выпускник: повышает интеллектуальный потенциал через работу

с необходимыми сайтами и материалами, необходимыми в работе над дипломной

работой.

Бесспорно, положителен тот факт, что в такой подготовке

нарабатывается способность созидательно мыслить и действовать. Студенты, не

имея повседневного и тесного общения с руководителем «вживую», чаще

проявляют свой творческий подход в постановке задач, планировании процесса

их реализации, использовании при этом созидательных методов, методик,

технологий деятельности.

И в этой ситуации мы наблюдаем новое педагогическое явление -

инновационное развитие студента в образовательной деятельности. Как студент,

так и педагог в подобных условиях вынужден проявлять большую активность при

решении соответствующих задач.

Оптимизация руководства подготовкой студентами дипломных работ- это

деятельность преподавательского состава по созданию, поддержанию и развитию

психолого-педагогических

условий,

способствующих

успешной

подготовке

студентами дипломных работ и их защите.

В ходе руководства дипломниками педагогам следует уделить особое

внимание некоторым условиям. Прежде всего, это субъектные свойства студента-

выпускника: личностные, социальные, профессиональные; его субъективные

психологические возможности (интеллект, воля, дисциплина), в том числе и при

подготовке дипломной работы,

Значимо также, как было подчеркнуто, исходить и из создания,

поддержания и развития соответствующих педагогических условий, которые

должны способствовать созидательному сотрудничеству педагога и студентов и

иметь дидактическое обоснование.

Также, на наш взгляд, эффективная подготовка студентами дипломных

работ требует: предоставления им образца защищенной на «отлично» работы;

удобного и понятного, без возможности субъективного толкования, учебно-

методического пособия.



В раздел образования