Напоминание

"Адаптация первоклассников"


Автор: Маринина Мария Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: пгт. Шерегеш
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация первоклассников"
Раздел: полное образование





Назад




Адаптация первоклассников

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности

усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно

сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что

такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему

новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника

в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг

общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников

к школе выявил следующие проблемы.

В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми

старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими

учениками.

В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе

четкий распорядок и строгая дисциплина.

Первокласснику

необходимо

перейти

от

игровой

к

учебной

познавательной деятельности.

Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди

взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать

связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.

Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

индивидуальных особенностей ребенка;

уровня готовности к школе;

степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение

первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к

условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную

составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

установлен контакт с учителем;

ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным

требованиям;

налажены отношения с одноклассниками;

ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути

адаптации

изменились,

значительно

расширился

перечень

критериев

успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе

организации

учебно-воспитательного

процесса

в

начальной

школе

необходимо

делать

акценты

на

личностно-ориентированном,

системнодеятельностном

и

здоровьесберегающем

подходе.

Важно

ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от

методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я —

концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в

условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две

другие составляющие.

Физическая

адаптация —

оценивается

по

таким

параметрам,

как

ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит,

наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по

таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития

психологических процессов, настроение, готовность и способность к

самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс

охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным

изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней

адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к

школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к

школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать

задания

повышенной

сложности.

Обладает

навыками

самообразовательной

деятельности.

Ответственно

относится

к

выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со

здоровьем.

Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3

месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения.

Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает

наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных

программ.

Решает

типовые

задания,

усидчив

и

внимателен.

Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем.

Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в

привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать

дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет

интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на

самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по

имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса

и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают

только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в

образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-

педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной

среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему

гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо

обеспечить соблюдение таких условий:

организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с

возрастными особенностями шестилеток;

создание комфортных условий для общения;

проведение оздоровительно-профилактической работы;

организация щадящего режима школьных занятий с постепенным

переходом к обычному распорядку;

соблюдение санитарно-гигиенических требований;

организация активного досуга во внеурочное время;

формирование положительного отношения семьи к новому статусу

ученика;

проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий

играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов

ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает

эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда

могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к

школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

хроническая

неуспеваемость

возникает

на

фоне

низкой

работоспособности или несформированности учебных умений;

уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на

уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в

себя»;

негативистская

демонстративность

характеризуется

плохим

поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое

наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у

него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного

мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление

смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на

практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

проявление

лени

может

возникать

по

многим

причинам

(незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в

теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности

темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения

успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе

необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у

первоклассника

положительную

мотивацию

к

повседневной

учебной

деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и

требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для

обеспечения

планомерности

его

протекания

администрацией

образовательного

учреждения

должна

быть

инициирована разработка

программы

адаптации

первоклассников.

Это

комплексный

документ,

включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

диагностика;

адаптационные и корректирующие занятия с детьми;

работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики

по исследованию адаптации первоклассников к школе:

наблюдение;

методику изучения учебной мотивации;

метод Люшера;

методику «Домики»;

методику «Лесенка»;

методику изучения школьной тревожности;

рисуночную методику «Рисунок человека»;

анкету «Внутренняя позиция школьника»;

социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности

адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления.

Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или

индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две

группы:

общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с

правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;

групповые,

индивидуальные —

проводятся

для

отдельных

первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена

на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо

проводить

тематические

родительские

собрания,

разработать советы

родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать

индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации

первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения

ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными

для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в

школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и

учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период—

сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.



В раздел образования