Автор: Маринина Мария Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: пгт. Шерегеш
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация первоклассников"
Раздел: полное образование
Адаптация первоклассников
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности
усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно
сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. Что
такое адаптация?
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему
новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника
в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг
общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников
к школе выявил следующие проблемы.
В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми
старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими
учениками.
В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе
четкий распорядок и строгая дисциплина.
Первокласснику
необходимо
перейти
от
игровой
к
учебной
познавательной деятельности.
Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди
взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать
связи.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
индивидуальных особенностей ребенка;
уровня готовности к школе;
степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение
первоклассника в новую социальную ситуацию.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к
условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную
составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
установлен контакт с учителем;
ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным
требованиям;
налажены отношения с одноклассниками;
ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути
адаптации
изменились,
значительно
расширился
перечень
критериев
успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе
организации
учебно-воспитательного
процесса
в
начальной
школе
необходимо
делать
акценты
на
личностно-ориентированном,
системнодеятельностном
и
здоровьесберегающем
подходе.
Важно
ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от
методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я —
концепции» каждого ребенка.
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в
условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две
другие составляющие.
Физическая
адаптация —
оценивается
по
таким
параметрам,
как
ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит,
наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по
таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития
психологических процессов, настроение, готовность и способность к
самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс
охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным
изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней
адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к
школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к
школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать
задания
повышенной
сложности.
Обладает
навыками
самообразовательной
деятельности.
Ответственно
относится
к
выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со
здоровьем.
Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3
месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения.
Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает
наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных
программ.
Решает
типовые
задания,
усидчив
и
внимателен.
Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем.
Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в
привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать
дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет
интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на
самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по
имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса
и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают
только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в
образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-
педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной
среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему
гармоничному развитию личности.
Условия адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо
обеспечить соблюдение таких условий:
организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с
возрастными особенностями шестилеток;
создание комфортных условий для общения;
проведение оздоровительно-профилактической работы;
организация щадящего режима школьных занятий с постепенным
переходом к обычному распорядку;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
организация активного досуга во внеурочное время;
формирование положительного отношения семьи к новому статусу
ученика;
проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий
играет профессиональный уровень педагогов.
Проблемы адаптации первоклассников
В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов
ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает
эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда
могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к
школе. Речь идет о таких обстоятельствах:
хроническая
неуспеваемость
—
возникает
на
фоне
низкой
работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на
уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в
себя»;
негативистская
демонстративность
—
характеризуется
плохим
поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое
наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у
него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного
мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление
смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на
практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
проявление
лени
—
может
возникать
по
многим
причинам
(незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в
теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности
темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения
успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе
необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у
первоклассника
положительную
мотивацию
к
повседневной
учебной
деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.
Процесс адаптации первоклассников
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и
требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для
обеспечения
планомерности
его
протекания
администрацией
образовательного
учреждения
должна
быть
инициирована разработка
программы
адаптации
первоклассников.
Это
комплексный
документ,
включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:
диагностика;
адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
работа с родителями.
Для проведения диагностики можно использовать различные методики
по исследованию адаптации первоклассников к школе:
наблюдение;
методику изучения учебной мотивации;
метод Люшера;
методику «Домики»;
методику «Лесенка»;
методику изучения школьной тревожности;
рисуночную методику «Рисунок человека»;
анкету «Внутренняя позиция школьника»;
социометрию.
Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности
адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления.
Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или
индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две
группы:
общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с
правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
групповые,
индивидуальные —
проводятся
для
отдельных
первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.
Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена
на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо
проводить
тематические
родительские
собрания,
разработать советы
родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать
индивидуальные консультации.
Эффективная реализация основных направлений программы адаптации
первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения
ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными
для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в
школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и
учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период—
сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.