Автор: Дедикова Татьяна Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ им.И.Г.Драгунова"
Населённый пункт: с.Красноармейское
Наименование материала: статья
Тема: Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных качеств учащихся- пианистов
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «ДМШ им.И.Г.Драгунова »
м.р. Красноармейский Самарской области
*Методическая рекомендация
«
Фортепианный ансамбль как средство
развития коммуникативных качеств
учащихся- пианистов
»
Подготовила:
Преподаватель Дедикова Т.П.
Февраль 2021 г.
В
Федеративных государственных
требованиях
особо
подчеркивается
необходимость развития способности ребенка к
самостоятельному активному освоению мира,
к
стимулированию
самореализации,
формированию
творческой активности во многих
сферах деятельности, умению успешно справляться с задачами
коммуникации.
Музыкальное
искусство,
обладая
особым
психологическим
воздействием на человека, является уникальным средством воспитания и
формирования
личности
ребенка,
его
коммуникации.
Среди
различных
видов музыкальной
деятельности
учащихся-
пианистов,
занятия
фортепианным
ансамблем
обладают
особыми возможностями для формирования и развития
коммуникативных качеств. Фортепианный ансамбль (дуэт) –
единственный вид ансамбля, когда два ученика
занимаются
за
одним
инструментом.
Приобщение
к произведениям
искусства
в
атмосфере
сотрудничества
создает возможность
для
развития
творческой
инициативы
учащихся,
умения выслушать партнера,
высказать свое мнение и совместными усилиями решать
учебные
задачи.
Творческое
общение
способствует
сплочению партнеров,
усиливает эмоциональные связи между ними. Искусство игры в ансамбле
оказывает существенное влияние на развитие таких важнейших сфер
личности,
как
социальное
функционирование
и
эмоциональное
реагирование.
В
связи
с
этим
особое
значение
приобретают
усилия
педагога,
направленные
на
развитие
у
учащихся
таких
качеств,
как
взаимоуважение и взаимоответственность, умения уступить инициативу и,
наоборот, повести за собой. Главный принцип заключается в равных
правах
и
равной
ответственности
за
исполнение
произведения
у ч а с т н и ка м и
а н с а м бл я .
Ка ж д ом у
хоч е т с я
п р оя в и т ь
с е бя ,
продемонстрировать
свои
возможности
–
так
возникает
негласное
соревнование,
которое
для
каждого
является
стимулом
к
более
интенсивным занятиям.
Различные виды ансамблевого музицирования можно отнести к
инновационным методам
всестороннего развития ученика-пианиста.
Такая деятельность в силу своего видового и репертуарного многообразия
позволяет развить весь комплекс способностей ребенка, дает возможность
ознакомления не только с музыкальной, но и общехудожественной,
исторической культурой. Приток новых впечатлений и переживаний
«будит»
эмоциональную
отзывчивость,
накопление
ярких слуховых
впечатлений
развивает
художественное
воображение
и
умение
анализировать исполняемое. Еще один из инновационных методов -
активное преобразование авторского текста – когда ученикам предлагается
разложить авторский двухручный текст на трех-четырехручный вариант,
внести изменения в динамику (приемы «эхо», дублирование голосов и др.).
На этом фоне происходит развитие музыкального интеллекта. Тем самым
занятия
ансамблевым
музицированием
способствуют
не
только
расширению
репертуара,
накоплению
музыкально-исторических
и
музыкально-теоретических
знаний,
но
и
качественно
улучшает
музыкальное мышление.
Занятия на уроке фортепианного ансамбля могут стать
эмоциональными,
яркими,
с
привлечением
иллюстративного
материала,
использованием аудио- и видеозаписей. Всем известно, что зрение и слух -
самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее
будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее
будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка в
результатах обучения.
С использованием компьютеров и предоставлением доступа в Интернет
преподаватели получили возможность искать и применять в работе такую
информацию ,как :
сведения о композиторах;
сведения об исполняемых произведениях;
использование минусовок;
поиск в Интернете нотных источников, аудио- и видеоматериалов;
составление
визуального
ряда
из
произведений
изобразительного
искусства и другого материала, помогающего в работе над раскрытием
образа в музыкальном произведении;
поиск методической литературы и обращение к специализированным
сайтам.
Новые возможности позволяют учителю быть в курсе музыкальных
новостей, найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и
фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, театров и
филармоний, музеев и музыкальных коллективов.
Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться
в обучении в классе фортепианного ансамбля для:
получения доступа к современным музыкальным материалам;
воплощения личностно-ориентированного подхода в обучении;
обеспечения информационной деятельности преподавателя и учеников;
развития интереса обучающихся к занятиям музыкой.
Основными критериями в технической подготовки музыканта-
ансамблиста являются: достижение
ритмической
синхронности,
согласованности
штрихов, единства
динамики,
фразировки,
приёмов
звукоизвлечения.
Каждый
из участников несет ответственность за
качество исполнения собственной партии
(точность
штрихов,
динамики,
ритма,
тембра
и
т.д.).
При удачном подборе участников ансамбля у каждого из обучаемых
повышается интерес к музыке в целом, появляется возможность
для
исполнительского
самовыражения,
тем
самым стимулируется
творческая
активность
и
повышается
собственная самооценка.
Опыт работы с фортепианными ансамблями в течении нескольких лет
позволил проследить благотворное влияние совместного творчества на
развитие
каждого
учащегося,
раскрытие
его
творческого
потенциала, формирование необходимых компетенций.
Литература.
1. Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных
качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе
камерного ансамбля. Автореферат дисс. канд. пед. наук
Екатеринбург,2006.24с.
2. Мартынова О.В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с
подростками в ДМШ. Автореферат на соиск.уч. степ.
Москва,2010.28с.
3. Степанова Н.В. Развитие коммуникативно- исполнительских качеств
у студентов музыкального колледжа в
классе фортепиано. Автореферат дисс. канд. пед.наук
Екатеринбург, 2011.23с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.32с.