Напоминание

Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных качеств учащихся- пианистов


Автор: Дедикова Татьяна Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ им.И.Г.Драгунова"
Населённый пункт: с.Красноармейское
Наименование материала: статья
Тема: Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных качеств учащихся- пианистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «ДМШ им.И.Г.Драгунова »

м.р. Красноармейский Самарской области

*Методическая рекомендация

«

Фортепианный ансамбль как средство

развития коммуникативных качеств

учащихся- пианистов

»

Подготовила:

Преподаватель Дедикова Т.П.

Февраль 2021 г.

В

Федеративных государственных

требованиях

особо

подчеркивается

необходимость развития способности ребенка к

самостоятельному активному освоению мира,

к

стимулированию

самореализации,

формированию

творческой активности во многих

сферах деятельности, умению успешно справляться с задачами

коммуникации.

Музыкальное

искусство,

обладая

особым

психологическим

воздействием на человека, является уникальным средством воспитания и

формирования

личности

ребенка,

его

коммуникации.

Среди

различных

видов музыкальной

деятельности

учащихся-

пианистов,

занятия

фортепианным

ансамблем

обладают

особыми возможностями для формирования и развития

коммуникативных качеств. Фортепианный ансамбль (дуэт) –

единственный вид ансамбля, когда два ученика

занимаются

за

одним

инструментом.

Приобщение

к произведениям

искусства

в

атмосфере

сотрудничества

создает возможность

для

развития

творческой

инициативы

учащихся,

умения выслушать партнера,

высказать свое мнение и совместными усилиями решать

учебные

задачи.

Творческое

общение

способствует

сплочению партнеров,

усиливает эмоциональные связи между ними. Искусство игры в ансамбле

оказывает существенное влияние на развитие таких важнейших сфер

личности,

как

социальное

функционирование

и

эмоциональное

реагирование.

В

связи

с

этим

особое

значение

приобретают

усилия

педагога,

направленные

на

развитие

у

учащихся

таких

качеств,

как

взаимоуважение и взаимоответственность, умения уступить инициативу и,

наоборот, повести за собой. Главный принцип заключается в равных

правах

и

равной

ответственности

за

исполнение

произведения

у ч а с т н и ка м и

а н с а м бл я .

Ка ж д ом у

хоч е т с я

п р оя в и т ь

с е бя ,

продемонстрировать

свои

возможности

так

возникает

негласное

соревнование,

которое

для

каждого

является

стимулом

к

более

интенсивным занятиям.

Различные виды ансамблевого музицирования можно отнести к

инновационным методам

всестороннего развития ученика-пианиста.

Такая деятельность в силу своего видового и репертуарного многообразия

позволяет развить весь комплекс способностей ребенка, дает возможность

ознакомления не только с музыкальной, но и общехудожественной,

исторической культурой. Приток новых впечатлений и переживаний

«будит»

эмоциональную

отзывчивость,

накопление

ярких слуховых

впечатлений

развивает

художественное

воображение

и

умение

анализировать исполняемое. Еще один из инновационных методов -

активное преобразование авторского текста – когда ученикам предлагается

разложить авторский двухручный текст на трех-четырехручный вариант,

внести изменения в динамику (приемы «эхо», дублирование голосов и др.).

На этом фоне происходит развитие музыкального интеллекта. Тем самым

занятия

ансамблевым

музицированием

способствуют

не

только

расширению

репертуара,

накоплению

музыкально-исторических

и

музыкально-теоретических

знаний,

но

и

качественно

улучшает

музыкальное мышление.

Занятия на уроке фортепианного ансамбля могут стать

эмоциональными,

яркими,

с

привлечением

иллюстративного

материала,

использованием аудио- и видеозаписей. Всем известно, что зрение и слух -

самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее

будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее

будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка в

результатах обучения.

С использованием компьютеров и предоставлением доступа в Интернет

преподаватели получили возможность искать и применять в работе такую

информацию ,как :

сведения о композиторах;

сведения об исполняемых произведениях;

использование минусовок;

поиск в Интернете нотных источников, аудио- и видеоматериалов;

составление

визуального

ряда

из

произведений

изобразительного

искусства и другого материала, помогающего в работе над раскрытием

образа в музыкальном произведении;

поиск методической литературы и обращение к специализированным

сайтам.

Новые возможности позволяют учителю быть в курсе музыкальных

новостей, найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и

фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, театров и

филармоний, музеев и музыкальных коллективов.

Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться

в обучении в классе фортепианного ансамбля для:

получения доступа к современным музыкальным материалам;

воплощения личностно-ориентированного подхода в обучении;

обеспечения информационной деятельности преподавателя и учеников;

развития интереса обучающихся к занятиям музыкой.

Основными критериями в технической подготовки музыканта-

ансамблиста являются: достижение

ритмической

синхронности,

согласованности

штрихов, единства

динамики,

фразировки,

приёмов

звукоизвлечения.

Каждый

из участников несет ответственность за

качество исполнения собственной партии

(точность

штрихов,

динамики,

ритма,

тембра

и

т.д.).

При удачном подборе участников ансамбля у каждого из обучаемых

повышается интерес к музыке в целом, появляется возможность

для

исполнительского

самовыражения,

тем

самым стимулируется

творческая

активность

и

повышается

собственная самооценка.

Опыт работы с фортепианными ансамблями в течении нескольких лет

позволил проследить благотворное влияние совместного творчества на

развитие

каждого

учащегося,

раскрытие

его

творческого

потенциала, формирование необходимых компетенций.

Литература.

1. Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных

качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе

камерного ансамбля. Автореферат дисс. канд. пед. наук

Екатеринбург,2006.24с.

2. Мартынова О.В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с

подростками в ДМШ. Автореферат на соиск.уч. степ.

Москва,2010.28с.

3. Степанова Н.В. Развитие коммуникативно- исполнительских качеств

у студентов музыкального колледжа в

классе фортепиано. Автореферат дисс. канд. пед.наук

Екатеринбург, 2011.23с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.32с.



В раздел образования