Напоминание

Групповая работа как средство повышения уровня обучаемости на уроках химии и биологии


Автор: Барановская Елена Анатольевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №14 МО Кореновский
Населённый пункт: ст.Журавская
Наименование материала: статья
Тема: Групповая работа как средство повышения уровня обучаемости на уроках химии и биологии
Раздел: полное образование





Назад





I. Введение.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициации, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределение в повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, воспитание у детей свободно мыслить и самостоятельно добывать и применять знания. В нашей стране на учителе лежит особая ответственность, от его самоотверженного и благородного труда зависит будущее страны. Ему доверено формирование личности ребенка. А для того, чтобы быть достойным этой миссии, учитель сам должен быть личностью в самом высоком понимании этого слова. Учитель формирует человека будущего, потому он всегда и во всем должен стараться опередить свое время. Учитель – это профессия, и следовательно, учитель химии должен быть профессионалом в области химических наук. Но, в отличии от других специалистов-химиков, ему не достаточно просто знать химию и владеть химическими знаниями и умениями, ему необходимо донести эти знания до учеников. Только огромная творческая работа способна принести пользу ученику. Основным звеном в получении знаний по-прежнему остается урок. Подготовка урока – процесс творческий, требующий большого самоотверженного труда. Современный урок должен соответствовать современным технологиям:  развивающее обучение;  проблемное обучение;  проектное обучение;  компьютерные технологии;  кооперация в обучении.
II. Групповая работа как средство повышения уровня обучаемости на уроках химии. Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения. М.М. Бахтин Современное гражданское общество стремительно усложняется прямо на наших глазах. Базовых качеств грамотного человека – умений читать, писать, считать – уже не достаточно для современного работника. Сегодняшний российский выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать точку зрения. Поэтому навыки кооперации, которые ранее в значительной степени стихийно формировались социальной средой, теперь необходимо осваивать в школе. Идея предоставления большей самостоятельности и стимулирования активности учащихся в приобретении знаний не нова. Опираясь на идеи конструктивистского подхода к организации учебного процесса, зарубежные педагоги разработали ряд методик по организации учебной деятельности учащихся, основной идеей которых является самостоятельная работа учащихся в малых группах. На смену фронтальным видам работ все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Работа учащихся в группе от 2 до 5 человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. История возникновения кооперации в обучении теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для эффективного изучения учащихся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский в «Великой дидактике» оценил обращенную речь как катализатор мышления. Он советовал ученику искать того, кому можно бы было объяснить изучаемое. В конце 18 века Дж. Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине 19 века групповую работу, как часть предложенного им «проектного метода обучения», пропагандировал Джон Дьюи (США).«Метод проектов» и «лабораторно-бригадная форма обучения» были весьма популярны в отечественной школе в 1918-1920 гг. В это
время киевский педагог А.Г. Ривин за 10 месяцев работы в группах добился успешного освоения учениками полного курса гимназии, рассчитанного на четыре года. В 1970-80-е гг. Э. Коен, Д. Джонсон, Р. Джонсон, С. Каган и их коллеги сформировали основы современной педагогической техники групповой работы. Сегодня этой техникой пользуются миллионы педагогов во всех странах мира. Работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной работы. И дело не только в том , что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Обучение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции. Деятельность в условиях кооперации обеспечивает: 1. Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса:  повышается уровень осмысления материала (работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции);  растет число нестандартных решений (в условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач);  осуществляется перенос знаний и умений (знаменитое высказывание Л.С. Высоцкого «То, что дети могут сделать сегодня только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно);  хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников;  формируется позитивное отношение к изучаемому материалу (школьники лучше относятся к материалу, который им приходиться осваивать индивидуально или в условиях конкуренции; они с большей готовностью возвращаются к предшествующим темам, углубляют и расширяют полученные знания);  формируется готовность не отвлекаться от решаемой задачи ( в условиях кооперации школьники реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем больше, чем школьники, работающие самостоятельно или в условиях конкуренции). 2. Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе. 3. Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников и, в конечном счете, большее психическое здоровье учащихся.
Принципиальными положениями, существенными для использования обучения в сотрудничестве (коммуникации) в учебно-воспитательном процессе, являются:  Самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность в группах, работающих над проектом;  Умение пользоваться исследовательскими, проблемными поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;  Владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общи, совместный результат);  Умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера. Последовательность овладения педагогической техникой кооперации сводится к: Использование стандартных схем организации групповой работы ↓ Разработка авторских уроков с использованием стандартных схем организации групповой работы в классе ↓ Повседневное, рутинное использование всего многообразия техник групповой работы В кооперативном обучении обычно используются четыре способа формирования групп. Это группы
разнородные,

случайные,

по интересам


и однородные.

Разнородные
группы предпочтительны по трем причинам:  они создают наилучшие условия для взаимного обучения школьников;  учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных групп, сильный ученик в каждой группе может исполнять роль помощника учителя;  мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе. Распределение учащихся
по разнородным
группам – задача учителя. Для этого можно заготовить списки членов групп и разложить их на рабочих местах. Необходимо помнить, что учитель, который читает списки распределения учеников по журналу, работает крайне неэффективно. Часто ученики предлагают состав групп сами. Учитель, согласившийся на такое распределение, должен быть готов к появлению в классе определенной иерархии отношений («наши» и «не наши»). Иногда учитель формирует группу случайным образом. Однако при всех своих достоинствах образование групп по жребию ( учащиеся тянут билетики с номерами групп) может привести к появлению очень слабых групп, которые будут всегда отставать от остальных. Желательно, чтобы с точки зрения возможности для каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации, состав групп был минимальным. В то же время количество групп в классе должно быть небольшим из соображения управляемости. Оптимальной является группа из четырех-шести человек. Для повышения эффективности обучения необходимо создать комплекс дидактических условий, учитывающий психологические особенности учащихся ( их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образование, формы и методы обучения. Классики педагогической науки последнего 20-тилетия (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и д.р.) удиляли особое внимание исследованиям индивидуальности различий в обучаемости учащихся. Очень важна при этом ориентация на воспитание, мышление, воображение, память.
Память – это преодоление отсутствия. П. Жане Ещё древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. В современных научных трудах можно прочитать выражения: «мнемическая направленность», «мнемическая задача», «мнемическая действительность». Все это о памяти. Происхождение человеческой памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человечество огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий поэт Эсхил: Послушайте, что смертным сделал я: Число им изобрел, И буквы научил соединять – Им память дал, мать муз - всего причину. Изучением памяти занимался советский психолог А. Р. Лурия. Он писал: что перед учащимися возникают различные мнемические задачи. В одних случаях ученик должен буквально запомнить материал, в других требуется пересказать что-то своими словами с разной степенью близости к тексту, в третьих - воспроизвести структуру изучаемого материала. Решить эту проблему поможет знание о делении памяти на 3 группы:
слуховую

зрительную (визуальную)

двигательную (моторную).
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (человек запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно и доступно), положительное отношение к запоминаемому. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а формирование интереса к знаниям, к определенным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
Кроме того надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая понимать что к чему. Смысловая работа над материалом облегчает запоминание, мысли помнятся лучше. Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память. « Становится ли она с годами лучше или хуже? Какие факторы влияют на память». Было выявлено, что память слагается из трёх процессов:
запоминания

сохранения (или забывания)

воспроизведения того, что запомнили
. От того, как организованно запоминания, зависят особенности и сохранение и воспроизведение, т.е их прочность, полнота, точность. (Приложение 1.
Приемы,

направленные на развитие памяти
.) Существуют разнообразные и специфические приемы развития различных видов памяти (зрительной, слуховой, моторной). Один и тот же химический материал усваивается учащимися по-разному. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, третий создает зрительный образ предмета, явления. Эти семантические коды необходимо учитывать при работе с программным материалом, предлагать учащимся разные способы и приемы запоминания. С целью лучшего и полного запоминания материала курса химии в 8 классе мною была выбрана групповая работа, основанная на специфике памяти. С этой целью я разработала уроки по теме: «Первоначальные химические понятия», направленные на выявление преобладания видов памяти. Вам предлагаются их фрагменты:
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе «Введение» (5ч) + «Строение атомов» (8ч) Урок. №1 Урок№2 Урок№3 Урок№4 Урок№5 Урок№6 Урок№7 Урок№8 Урок№9 Упрок№10 Урок№11 Урок№12 Урок№13 Предмет химия. Вещество. Тело. Физические свойства веществ Практическая работа №1 «Ознакомление с лабораторным оборудованием.» Практическая работа№2 «Вещества и их физические свойства» Частицы образующие вещества. Относительная атомная масса Химический элемент. Знаки химических элементов. Состав атома и атомного ядра. Изотопы Строение электронных оболочек Классификация элементов на основе строения их атомов Структура периодической системы, периодические изменения некоторых характеристик и свойства атомов химических элементов Характеристика химического элемента на основе его положения в П.С. и строение атома Контрольная работа.
Тема урока №1. Предмет химия. Вещество. Тело. Вещества и их физические свойства. Цель: 1. дать первоначальное понятие о предмете химии, веществах и их свойствах. 2. выяснить основные задачи химии 3. ознакомиться с свойствами некоторых веществ. Методы: 1. просмотр увлекательных иллюстраций 2. знакомство с учебником 3. составление схем, таблиц. Задача: 1. использовать при объяснении темы все три вида памяти: слуховую, зрительную, двигательную. Оборудование: 1. фотоиллюстрация стеклянных изделий (ксерокс) 2. схема: тело ← вещество 3. таблица физических свойств веществ Ход урока. I. Вступительное слово учителя: тема, цель, план урока. II. Изучение новой темы: Слуховой анализ Зрительный анализ Двигательный анализ 1. рассказ о предмете химии. (учитель). О стеклянных изделиях ( заранее подг. Ученики) 2.Просмотр фотоколлекций « изделие из стекла» 3.составить схему: тело←вещество ваза стекло стакан конфетницы и т.д. 4.выяснить какой частью речи является вещество и тело? 5. выявить на доске схему тело←вещество прилаг. Сущ. 6. заполнить таблицу физических свойств стекла В- во цвет блеск Агр. Сост. Эл. провод Тепло провод
Тема урока № 4 Частицы образующие вещества: молекулы и атомы. Цель: 1. Рассмотреть из каких частиц образуются вещества 2. произвести первоначальную классификацию учеников по видам памяти. Методы: 1. контроль знаний в виде самостоятельной работы по карточкам 2. самостоятельная работа с учебником 3. лепка из пластилина цветной модели углекислого газа. (можно заменить цветной бумагой). Задачи: 1. использовать при опросе д/з и объяснение новой темы все три вида памяти: слуховую, зрительную, двигательную. Оборудование: карточки для опроса, модель молекулы воды, пластилин. Ход урока I. Организационный момент. II. Опрос д/з в виде заполнения карточек. Слуховой анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор ВI 1) дать определение химии 2) что вы можете рассказать о производстве стеклянных изделий ВII 1)выбрать верную схему: a) тело←вещество b) вещество→тело ВIII Составить верные словосочетания: а )стол… б )олово стакан….............стекло ложка… ….медная гвоздь………….сахарная III изучение нового материала Зрительный анализатор Слуховой анализатор Двигательный анализатор 1. Работа с учебником: определение молекулы, атома 2. дополнительный материал об атомах из стихов Лукреция (ученики) 3.Рассмотреть модель молекулы (НО) 4. Самостоятельно изготовить из пластилина модель углекислого газа (СО)
Тема урока №5 Относительная атомная масса Цель: Научиться находить атомную массу по периодической системе Методы: Использование при опросе д/з и объяснении новой темы все три вида памяти: слуховой(рассказ), зрительный(2 яркие карточки, наглядное пособие, запись в химическом словаре), двигательный (заполнение таблицы, самостоятельная работа по химическим карточкам). Оборудование: 1. карточки для опроса 2. пластилин 3. учебник 4. карточки с формулами 5. химический словарь 6. цветные ручки 7. таблица в учебнике Ход урока I.Организационный момент II. опрос домашнего задания по карточкам: Слуховой анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор Назвать частицы ,из которых состоят вещества и указать :чем одна отличается от другой Из курса физики назвать 2-3 опыта, подтверждающие существование молекул, атомов. Вспомнить и изготовить модели воды (Н 2 О) и углекислого газа (СО 2 ) III Изучение новой темы Слуховой анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор 1) Характеристика атома, его ничтожно малая масса (рассказ учителя) 3) Яркие карточки с химическими формулами на магнитную доску. m(a)(x)= Ar(x) * 1a e. m., 1a e.m.=1,66 * 10 -27 кг Ar = ma (x) 1a.e.m 4) списать эти химические формулы в химический словарь яркими цветами. 2) заполнить таблицу Вид атомной массы обозначения В каких един. выражают Формула для нахождения m(a) Ar - 5) найти Ar и ma для элементов I группы периодической системы. IV Д/з.
Тема урока №6 Химические элементы. Знаки химических элементов. Цель: 1. Познакомиться с некоторыми химическими элементами, их исторические открытия. 2. Ознакомиться с записью химических элементов, их названиями, их символами. 3. Предоставить возможность ученикам самостоятельно определить специфику своей памяти. Методы: 1. Использовать при опросе учеников свободу выбора : слуховой, зрительный, двигательный анализатор. 2. слуховой – дать характеристику атома. 3. зрительный – записать формулы A r и ma. 4. двигательный – найти по П.С. Ar и ma. Оборудование: 1. периодическая система Д.И. Менделеева. 2. индивидуальные карточки для опроса 3. доклады о химических элементах 4. картон, фломастеры цветные, простой карандаш, стерка. 5. реактивы: цинк и соляная кислота, цинк в гранулах. 6. медные деньги, медная проволока.
Ход урока.
I. Организационный момент. II. Опрос Д/з по любым 3 вопросам (ученики выбирают). Зрительный анализатор Слуховой анализатор Двигательный анализатор Записать формулы для нахождения Ar ma Дать характеристику атому Найти Ar и ma для 2 элементов из II группы III. Изучение новой темы. 2) Рассмотреть предметы из этих химических элементов. Предлагать опыт с цинковой стружкой (соединение цинковой стружки с соляной кислотой, выделяется газ, который сгорает с хлопком. И заполняется воздухом. 1) Заранее подготовленные доклады од химических элементах медь и д.р. Изготовить яркие карточки с химическими элементами, о которых шла речь на уроке.
Анализ индивидуальных карточкек домашнего задания показал: Ф.И. уч-ка Слуховая память Зрительная память Моторная память 1. Бабак Т. 2. Волщук А. 3. Галинина О. 4. Геращенко А. 5. Геращенко В. 6. Динисенкова 7. Кибальник Ю 8. Кирпиченко 9. Киятова О. 10. Короченская 11. Королёва К. 12. Мазняк О. 13. Пушкарский 14. Пидоря Е. 15. Рекуть В. 16. Руденко Л. 17. Рябушкин А. 18. Сахаров М. 19. Синявский И. 20. Сиряк И. 21. Стаканов Е. 22. Чуб Е. 4 5 6 итог 4 5 6 итог 4 5 6 итог + + - + + + + + - - + + + - + + + + + + - + - + - - + - + + + - + - + - + - - + + - + + - + + + + - + + + + + + + + + - - + + + - + 1 3 1 2 3 1 3 3 2 1 3 2 3 1 3 1 1 3 3 2 1 3 + - + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + - + + - - - + + + - + - + + + - + - - + + + + - + + + + - - + + - + - 3 2 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 - + - + + - + + - - - + + - + - - + + + - - - - - + - - + - - + - + - - - - - + + + - - - - - + - - + - + - + + - - - + - + - + - + - 1 - 3 1 - 3 1 1 1 1 3 1 - 1 1 - 3 2 3 - 1
Обработав карточки для ответов я сформировала группы детей с определенным видом памяти для индивидуальной работы. Далее детей с разными видами памятью я разбила по группам. « Графит», «Неон», «Купрум». Ученики с преобладанием слуховой памяти « Графит» Ученики с преобладанием зрительной памяти « Неон» Ученики с преобладанием моторной памяти «Купрум» 1. Волощук А. 2. Геращенко В. 3. Кирпиченко О. 4. Королева Е . 5. Пушкарский С. 6. Рекуть В. 7. Синявский И. 8. Чуб Е. 1. Бабак Т. 2. Галинина О. 3. Денисенкова М. 4. Киятова О. 5. Короченская Е. 6. Пидоря Е. 7. Руденко Н. 8. Рябушкин А. 9. Стаканов Е. 1. Геращенко А. 2. Кибальник Ю. 3. Мазняк О. 4. Сахаров М. 5. Сиряк И. Эти группы были названы самими учениками. Группа у которой преобладает слуховой вид памяти – «Графит», т.к. графит используют в изготовке наушников, телефонов, для проведения звуковой волны. Группа «Неон» была названа из-за свечения неоновых огней. Группа «Купрум» - символ движения, энергии, которая проводится по медным проводам. В конце изучения темы «Введение. Строение атома.» была проведена тестовая работа №1
Мониторинг тестирования №1 Группы № п\п Ф.И. учеников Баллы Итого Ср. балл Моторная «Купрум» 1 2 3 4 5 Геращенко А. Кибальник Ю. Мазняк О. Сахаров М. Сиряк И. 32 30 32 32 30 152 31,2 Слуховая «Графит» 1 2 3 4 5 6 7 8 Волощук А. Геращенко В. Кирпиченко О. Королева Е. Пушкарский С. Рекуть В. Синявский И. Чуб Е. 30 25 29 24 25 24 30 24 211 26,4 Зрительная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бабак Т. Галинина О. Денисенкова М. Киятова О. Короченская Е. Пидоря Е. Руденко Л. Рябушкин А. Стаканов Е. 20 19 20 19 19 14 14 10 10 131 14,5
Мониторинг по тестовой работе показал, что группа ребят, обладающая зрительной памятью, достигла самых худших результатов; дети с двигательной памятью имеют примерно одинаковый уровень обученности, но все же преобладание за двигательной памятью. Поэтому передо мной стала задача развивать у каждого ребенка не только его вид памяти, но и все виды памяти: слуховую, зрительную, моторную. Исходя из этой задачи я продолжила свою работу следующим образом:  Были созданы группы для работы на уроке, в состав которых входили ученики со всеми видами памяти.  Лидером группы были выбраны ученики с моторным видом памяти.  Будущим лидерам было предложено выбрать себе в команду ученика из группы «Неон» с зрительной памятью, т.е. слабого ученика.  На уроке было объявлено, что в классе начинается работа в группах. Также было сообщено, что лидерами являются следующие ученики: Геращенко А., Кибальник Ю., Мазняк О., Сахаров М.. Лидеры выбрали себе партнеров для работы и объявлены в классе.  Два члена будущей группы вместе решили, кого они пригласят для работы из предложенного учителем списка учеников. Таким образом мною были сформированы 5 групп, из них 3 по 4 человека и 2 по 5 человек.

Группа №1
Геращенко А. Волощук А. – слуховая память / моторная память / Бабак Т. - зрительная память Денисенкова М. – зрительная память
Группа №2
Кибальник Ю. Геращенко В. - слуховая /моторная / Королева Е. Киятова О. - зрительная
Группа №3
Мазняк О. Пушкарский С - слуховая /моторная/ Короченская Е. - зрительная Руденко Л.
Группа №4
Сахаров М. Чуб Е. - слуховая /моторная/ Рекуть В. Пидоря Е. - зрительная Стаканов Е.
Группа №5
Сиряк И. Кирпиченко О. - слуховая /моторная/ Синявский И Рябушкин А - зрительная Галинина О.  Группы я расположила так, чтобы дети могли легко общаться между собой, чтобы каждый ученик хорошо видел всех членов своей группы; чтобы в нужный момент каждому ученику хорошо видна была доска и учитель.  Каждый ученик группы получает свое задание ( с учетом своего вида памяти), которое он должен освоить сам и донести до всех членов группы.  Успех команды зависит от каждого члена группы.  Лучшую группу я поощряла в виде оценок, награждала медалями « химик».
Для повышения к интереса к предмету химии мною были разработаны не только уроки, но и практические работы, а также занимательные часы. По окончанию полугодия я провела тестирование №2. Мониторинг тестирования №2 по теме «Химическая связь». Группы № п\п Ф.И. учеников Баллы Итого Ср. балл Моторная «Купрум» 1 2 3 4 5 Геращенко А. Кибальник Ю. Мазняк О. Сахаров М. Сиряк И. 32 31 32 32 31 158 31,6 Слуховая «Графит» 1 2 3 4 5 6 7 8 Волощук А. Геращенко В. Кирпиченко О. Королева Е. Пушкарский С. Рекуть В. Синявский И. Чуб Е. 32 30 30 27 26 25 30 24 224 28 Зрительная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бабак Т. Галинина О. Денисенкова М. Киятова О. Короченская Е. Пидоря Е. Руденко Л. Рябушкин А. Стаканов Е. 25 21 22 20 21 16 15 12 11 164 20,5

Заключение
Изучение литературы по данной теме, проведённая практическая работа, мониторинг тестирования показал, что уровень обученности учеников при использовании метода кооперации с опорой на различные виды памяти повышается, у детей развиваются все виды памяти, что так важно в усвоении изучаемого материала. Поэтому передо мной стали новые цели и задачи. Цель → Повседневная, рутинное использование всего многообразия техник групповой работы. ↓ Задачи →  Разработка уроков с групповой работой в 9-11 классах.  Использование на уроках с групповой работой компьютерной техники.

Содержание
I. Введение. Требование к современному уроку II. Групповая работа как средство повышения уровня обучаемости на уроках химии.
1.

Историческая справка о кооперации в обучение.

2.

Педагогическая техника кооперации в обучении.

3.

Основные принципы формирования групп.

4.

Память, как индивидуальная способность учеников.

5.

Выявление преобладающих видов памяти в 8 «А» классе.

6.

Работа в группах, основанная на видах памяти.
III. Мониторинг как отслеживание и анализ качества обучения химии. IV. Заключение. V. Список использованной литературы. VI. Приложения: 1.
Приемы, направленные на развитие памяти
.
2.

Тестирование №1

3.

Тестирование №2

4.

Разработка урока-обобщения по теме «Химическая связь.»

5.

Разработка химического вечера «Посвящение в химики».


Приложение 1.

Приемы, направленные на развитие памяти
. 1.Запоминание без записей. Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, и воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.
Задания на развитие памяти и речевых навыков учащихся.

А.
Составьте рассказ на тему «Скорость химической реакции», используя слова и словосочетания для каждой из трех частей рассказа; озаглавьте их. 1. Химическая реакция, хаотическое движение частиц, столкновение частиц, определенная ориентация частиц, достаточный запас энергии взаимодействующих частиц. 2. Изменение концентрации реагирующих (образующихся) веществ в единицу времени, V= ∆C/∆t. 3.Температура, поверхность реагирующих веществ, катализаторы и ингибиторы.
Б.
Пользуясь схемой, составьте рассказ о том, как получают активированный уголь и как можно повысить его адсорбционную способность. Удаление солистых Очистка пор веществ. Образование пор. ↑ ↑ ↑ Нагревание без Обработка перегретым доступа воздуха водяным паром Уголь- сырец Активированный уголь Уголь
2.Запоминание путем повторения информации. Убеждать учащихся запоминать химическую информацию сразу после ее восприятия с помощью органов чувств и сохранять ее в сознании путем регулярного повторения. 3.Мнемоническое (от греч. mnemonikon – «искусство запоминания») запоминание- система приемов, облегчающих запоминание. Ведет к увеличению объема запоминаемого учебного материала путем образования искусственных ассоциаций. Так, при изучении сущности окислительно-восстановительных реакций, учителя химии используют в качестве мнемонического средства буквы. Запоминание строится на том, что первые буквы в понятиях «окисление» и «восстановление» те же, что в словах «отдача» и «взятие». Запоминанию способствуют задания «Подберите антонимы»: а)диссоциация….. д)восстановитель….. б)анион….. е)акцептор……. в)неметалл…. ж)исходные вещества….. г)анод…. з)основные свойства….. 4.Одним из наиболее известных приемов является установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, буквами, графическими или схематическими изображениями. Этому способствует применение опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. 5.Осмысленное запоминание- система приемов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями. 6.Эмоциональное запоминание- использование интересного и необычного химического учебного материала, способного вызвать яркую эмоциональную реакцию учащихся. Например, стихотворные приемы запоминания:  Стихотворение о гидроксиде: «У меня есть два названья: Я гидроксид и основание. Имею очень важный вид, Ведь впереди металл стоит, А позади стоит «о-аш». Встречайте, нынче гость я ваш!»  стихотворение на тему «Генетическая связь неорганических соединений» по поводу того, что простые вещества образуют «семьи» с прочными родственными связями, но проявляют враждебность друг к другу:
« У кислот и оснований – сто веков войны. Им о мире разговоры вовсе не нужны. Только победителей не будет в споре никогда: В результате всех реакций – соль лишь да вода». Особенно нравятся детям творческие задания типа : « напишите сказку о превращениях в царстве веществ», а для старшеклассников « напишите репортаж с урока-семенара по теме «Белки»». Детская фантазия рождает неповторимые сравнительные обороты: натрий почти всегда «злодей», потому что он «убивает воду», заставляет ее краснеть и дымиться; сера – «красавица», для масок красоты важна; кислород – «царь батюшка» - основа жизни; водород « Иван Царевич», способный восстанавливать «заколдованные» металлы из соединений.


В раздел образования