Автор: Жамойда Ольга Николаевна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование функциональной грамотности обучающихся и педагогов в средней школе"
Раздел: полное образование
Жамойда Ольга Николаевна,
заместитель директора по учебно-воспиательной работе
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных
предметов» г.Надым
Формирование функциональной грамотности
обучающихся и педагогов в средней школе
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования функциональной
грамотности учащихся и педагогов в средней школе, обзору возникающих
методических и организационных проблем. В частности, показано значение
планомерного построения методической работы, выбора путей для достижения
конкретных целей.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, компетентностные
задания, повышение квалификации, активные технологии, компетенции.
Успешность формирования функциональной грамотности учащегося
находится в прямой зависимости от компетенций педагога по ее формированию
(знания
теоретических
и
методических
основ,
владения
адекватным
педагогическим инструментарием, умения использовать на уроках новые
формы работы).
Поэтому, при развитии компетенций педагогов и формировании
функциональной
грамотности
обучающихся,
основными
задачами
деятельности школы являются:
1.
Совершенствование уровня овладения педагогами образовательными
технологиями активного обучения, их постоянное развитие.
2.
Внедрение в образовательный процесс компетентностных заданий.
3.
Внедрение
в
образовательный
процесс
новых
форм работы
по
формированию функциональной грамотности.
Восполнение профессиональных дефицитов, овладение новыми (в т.ч.
активными и цифровыми) образовательными технологиями реализуем, прежде
всего, за счет курсовой подготовки (с посткурсовым сопровождением), участия
педагогов в обучающих муниципальных мероприятиях, а также деятельности
региональной стажировочной площадки на базе школы.
Проблемные курсы повышения квалификации, посвященные:
- формированию функциональной грамотности педагогов и учащихся
прошли 48
педагогов (в т.ч. 3е обучились по федеральной программе
«Совершенствование предметных и методических компетенций (в том числе в
области
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся)»,
3
молодых специалиста прошли стажировку «Технологии активного обучения
как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся в
рамках реализации федерального государственного стандарта»);
- освоению новых педагогических технологий (в т.ч. цифровых) - 36
человек.
Осенью 2020 года 43 педагога приняли участие в «Марафоне по
функциональной грамотности для учителей и обучающихся», в марте-апреле
2021 года -36 педагогов - в Интенсиве «Я Учитель 3.0», проводимыми в рамках
программы
развития
учителей
Яндекс.Учебника.
Педагоги
прошли
диагностики
педагогических
компетенций
"Компетенции
учителя
по
формированию функциональной грамотности учеников". По итогам диагностик
выявлены индивидуальные профессиональные затруднения педагогов, на
основе
которых
строится
методическое
сопровождение
повышения
профессиональных компетенций педагогов по их ликвидации.
Изначально
главной
проблемой
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся
на
уроках,
было
отсутствие/дефицит
компетентностных
заданий
(являющихся
базовым
инструментом
формирования ФГ) в школьных УМК, поэтому первостепенной задачей
школьной методической службы было восполнить эти дефициты. В рамках
внутрикорпоративного обучения методистами школы регулярно проводятся
семинары и практикумы по разработке компетентностных заданий и научению
педагогов разрабатывать и применять на уроках такие задания для учащихся
разных уровней предметных и метапредметных компетенций, а также
коррекционно-обучающие
мероприятия,
направленные
на
ликвидацию
индивидуальных профессиональных затруднений педагогов.
Также руководством школы и методистами реализуется организационно-
методическое
сопровождение
и
координация
деятельности
школьных
методических объединений по формированию практических навыков у
педагогов по реализации практико-ориентированного подхода в обучении;
оказывается адресная методическая помощь педагогам по практическому
применению
компетентностно-ориентированных
заданий,
формирующих
функциональную грамотность.
Апробация
компетентностных
заданий
проводится
в
урочных
и
внеурочных формах как на институциональном, так и муниципальном уровнях.
Наши
педагоги
делятся
опытом
в
рамках
мероприятий
районных
профессиональных (методических) объединений (РП(М)О).
В январе 2020 и феврале 2021 педагоги нашей школы проводили
обучающие мероприятия региональной стажировочной площадки «Технологии
активного
обучения
как
инструмент
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся
в
рамках
реализации
федерального
государственного образовательного стандарта» для коллег из образовательных
организаций района и региона (в общей сложности обучили 66 человек).
Второй год в рамках стажировки мы погружаем слушателей в мир современных
педагогических технологий, формирующих функциональную грамотность
обучающихся:
технологии
развивающего
и
проблемного
обучения,
организации
исследовательской
и
проектной
деятельности,
развития
критического мышления и лидерских качеств. Особое внимание уделяем
развитию креативного мышления у обучающихся и педагогов как основе
развития творческих и интеллектуальных способностей личности, а также
разработке
компетентностных
заданий
и
проектированию
уроков,
направленных на формирование функциональной грамотности учащихся.
Методические
продукты,
разработанные
в
рамках
деятельности
стажировочной площадки:
Методические карты и дидактические материалы открытых уроков;
Методический глоссарий «ТРКМ как средство развития функциональной
грамотности»;
Сборник
компетентностно-ориентированных
заданий
«Формируем
функциональную грамотность учащихся»;
Методический сборник «Радуга деятельностных технологий»;
Информационно-методический буклет «Современный урок/занятие»;
Методическое пособие «Организация работы в группе»;
Методический сборник «Структура урока/занятия при дистанционном
обучении»;
Информационно-методический буклет «5 вопросов о Zoom».
Методическая продукция в электронном виде распространяется среди
слушателей посредством рассылки на электронные адреса, а также размещена
на официальном сайте школы.
С целью внедрения в образовательный процесс новых форм работы по
формированию
функциональной
грамотности
в
учебные
планы
школы
включены:
- метапредметные элективные курсы: «Глобальный мир в 21 веке»,
«Методологические подходы к решению финансово-экономических задач»,
«Финансовая грамотность в современном мире» (10-11 кл.);
- спецкурс «Основы проектной и исследовательской деятельности» (9
кл.).
В рамках внеурочной деятельности реализуются программы: «Грамотные
люди» (3-4, 7-9 кл.), «Грамотный читатель» (1-2 кл.).
Педагоги
проводят
интегрированные
уроки
(физика/биология
-
«Сенсорная система», 8 класс; химия/биология – «Энергетический обмен», 10
класс; английский язык/математика «Английские монеты», «В магазине», 5
класс), в системе используют компетентностные задания на уроках, организуют
решение
PISA-подобных
заданий
учащимися
на
портале
«Российская
электронная школа».
Таким образом, слаженная работа администрации школы, методической
службы
и
педагогического
коллектива
по
овладению
и
внедрению
в
образовательный
процесс
активных
педагогических
технологий,
компетентностных
заданий
и
новых
форм
работы,
способствуют
формированию у учащихся функциональной грамотности и компетенций 21
века.