Автор: Красноперова Екатерина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад № 182"
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы освоения детьми третьего года жизни продуктивной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Проблема
освоения
дет
ьми
третьего года жизни продуктивной
деятельностью
Наблюдательность и сенсорная потребность, являются основой для
подражания. Подражательность - важное качество в творческом развитии
ребенка. Это путь передачи человеческого опыта, культуры.
Подражательность, в свою очередь, стимулирует развитие способности к
переносу способа действий с одних предметов на другие. Постепенно у
малыша формируется произвольность движений. Он уже способен создавать
и другие образы, т.е., сам устанавливает новые связи и овладевает ими.
Теперь его изображения отличаются устойчивостью, понятной внешней
формой.
В свою очередь, способность к переносу способа действия с одних
предметов на другие, является основой развития важного компонента
творчества - инициативы. При освоении действий ребёнок добровольно и
многократно повторяет их, упражняясь и запоминая. Он достаточно быстро
научается перевоплощаться в другой образ, как бы обмениваясь ролями с
другими субъектами или объектами,
что тоже является показателями
творческого поведения.
Высокий уровень наблюдательности, способность к многократным
повторениям
и
образное
восприятие
окружающего,
способность
к
элементарному
экспериментированию
развивают
воссоздающее
воображение, которое является частью творческого. Начальный этап развития
творческого воображения обусловлен ещё и стремительным речевым
развитием ребенка. Необходимой предпосылкой становления будущего
художественного творчества является способность детей в раннем детстве к
одушевлению всего, что их окружает. Ребенок обладает потребностью
оживить, наделить душой, словом, поведением объекты живой и неживой
природы.
Практически с первых дней жизни ребёнок проявляет стремление к
действенному познанию окружающего мира. В начале на уровне рефлексов,
затем интуитивном, а далее - осознанно. При этом вся его деятельность
пронизана неподдельным интересом, который является основой развития
склонности, а затем способности к любому виду деятельности, особенно,
творческого характера.
Они направлены прежде всего
на формирование у детей элементарных
умений организовывать собственные предметные
действия. В процессе
разнообразных педагогических ситуаций взрослый побуждает малышей:
- аккуратно разбирать, складывая части в корзину и не роняя их на пол;
- не мешать сверстникам;
- инициативно обращаться к педагогу за помощью и оценкой результата;
- завершив действие, самостоятельно брать другую игрушку, обмениваться с
детьми.
Многократное выполнение практических
действий с дидактическими
материалами, в свою очередь, способствует формированию соответствующих
психических (перцептивных) действий.
Видоизменение окружающей обстановки служит фактором привлечения
внимания
малышей.
Некоторые
сами
подходят
к
игрушкам,
других
приглашает педагог. Если часть детей продолжает свои действия в иных
центрах, нет необходимости их отвлекать.
Во время разнообразных ситуаций педагог организует деятельность малышей
с различными дидактическими игрушками: предлагает то один, то другой
предмет,
при
необходимости
помогает
разобрать
его,
перемешивает,
своевременно
подсказывает, одобряет достижение результата.
Каждый
ребенок действует в своем темпе и с тем материалом, который его привлек.
Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание
ребёнка к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание;
заинтересовать предстоящей работой; объяснить приёмы изображения;
рассмотреть, обследовать изображаемый образ.
Речь, диалоги передают взаимоотношения между изображёнными
персонажами или изображёнными и реальными (игрушки) объектами.
Очень важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к
продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые сторо
помогали вскрыть причину успехов и неудач. Например, зайчику очень
понравилась густая, сочная, зелёная травка или он огорчён, если трава не
густая.
Такие
моменты
в
деятельности
педагога
характеризуют
его
отношение к детям и их деятельности.
Использование сюжетно – игровых ситуаций с ролевым поведением детей и
взрослых как бы включает их в сюжетно – ролевую игру. Они выполняют
конкретные роли: строителей, продавцов, фотографов и т. п. Разрабатывая
приёмы этой группы, воспитатель должен учитывать знания детей, их
интересы, предпочтения, уровень развития игры в группе.
Все игровые приёмы близки и понятны детям, не нарушают
естественности изобразительного процесса, т. к. они сочетают в себе
основные
признаки
игры
и
своеобразие
детской
изобразительной
деятельности. Успешность использования игровых приёмов зависит от их
развития от их различных сочетаний и учёта возраста детей. В ходе сюжетно
– игровых ситуаций по типу режиссёрских игр используется приём
обыгрывания предметов или игрушек, картин – панорам, природного и
бросового материала, изобразительного материала (кисточка, карандаш,
краски и т. п.) и изображений.
Важный аспект образовательной работы, осуществляемой в группах
раннего возраста - это:
-
целенаправленное
развитие
самостоятельной
деятельности
малышей
ориентированное
на
закрепление
действий
детей
с
дидактическими
материалами и формирование у них умений организовывать собственные
действия.
- развитие самостоятельной деятельности малышей. Это важно потому, что
от года до трех лет жизни - период интенсивного формирования наглядно-
действенного мышления, которое выражается
прежде всего в практическом
решении предметных задач.
Основными
психолого-педагогическими
условиями
раннего
художественно-творческого развития детей являются:
-
раннее
начало,
прежде
всего,
связанное
с
последовательным,
систематическим развитием таких психических процессов, как восприятия,
образного
представления,
образного
мышления,
образной
памяти,
воображения, эмоций, чувств;
- учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка;
-систематическое
и
целенаправленное
накопление
зрительного
и
практического опыта;
- обучение изобразительным умениям и навыкам;
- руководство деятельностью ребенка на основе сотворчества;
- использование доступных по содержанию творческих заданий;
- наличие обогащенной художественно-эстетической развивающей среды;
- комплексное использование методов, приемов и форм организации
образовательной деятельности, направленных на художественно-творческое
развитие ребенка данного возраста;
- взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с
семьями их воспитанников в решении задач раннего художественно -
эстетического развития.