Автор: Семёнова Елизавета Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Ревдинский педагогический колледж
Населённый пункт: Свердловская область, город Ревда
Наименование материала: Доклад
Тема: Проектная деятельность как средство развития общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Доклад на тему «Проектная деятельность как средство развития
общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках
окружающего мира»
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования является формирование учебной деятельности: умение
учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.
Познавательные
универсальные
учебные
действия
создают
предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию, высокой
успешности в усвоении учебного содержания, самосовершенствованию и
саморазвитию посредством получения нового опыта. Совершенствование
умения получать знания, в свою очередь, выступает в качестве ключевой
компетенции ученика в рамках реализации ФГОС.
Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей,
дающих
возможность
свободного
действия
относительно
различных
ситуаций. Поэтому приоритетом начального общего образования должно
становиться формирование общеучебных умений и навыков, а также
способов деятельности, уровень освоения которых может в значительной
мере
предопределять
успешность
всего
последующего
обучения
и
дальнейшей жизни.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов,
философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития
самостоятельного
мышления
ребёнка,
чтобы
научить
его
не
только
запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь
применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж.
Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и
творческой совместной деятельности детей при решении одной общей
проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком
только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная
деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на
сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает
односторонним, важны и побочные сведения.
Метод
проектов
привлек
внимание
и
русских
педагогов.
Идеи
проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся
активно
использовать
проектные
методы
в
практике
преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при
советской власти данного метода не оправдало себя.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде
всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы,
самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать
способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание
проекта.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед».
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного
объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо
действия.
До
сих
пор
в
большинстве
случаев
понятие
«проект»
рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще
проект употребляется в общенаучном значении.
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным
видом
деятельности,
овладевать
которым
можно
не
стихийно,
а
целенаправленно.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается и с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой,
предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять
знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее
решение,
если
практическая
-
конкретный
результат,
готовый
к
использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).