Автор: Кобелева Оксана Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Ревдинский педагогический колледж
Населённый пункт: Свердловская область, город Ревда
Наименование материала: Доклад
Тема: Кружок"моя семья" как основа духовно-нравственного развития младшего школьника во внеурочного деятельности
Раздел: начальное образование
Доклад на тему «“Кружок "Моя семья" как основа духовно-
нравственного развития младших школьников во внеурочной
деятельности"»
Сегодня одной из приоритетных задач образования в Российской
Федерации особого внимания заслуживает формирование подрастающего
поколения, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к
мирному созиданию, обладающего современными знаниями и умениями.
В отечественной науке предложены как разработки частных вопросов данной
области ,так и фундаментальные исследования, охватывающие разные
возрастные этапы .
Таким образом, мы можем выделить следующие противоречия:
-между запросом общества к формированию ценностного отношения к
семье у младших школьников и недостаточной ориентацией образовательных
учреждений на осуществление этих требований;
-между необходимостью формирования ценностного отношения к
семье у младших школьников в процессе внеурочной деятельности и
недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических
средств её формирования;
-между значительными потенциальными возможностями внеурочной
деятельности и недостаточной разработанностью методического
обеспечения.
Актуальность данной темы усиливает необходимость разрешения
указанных выше противоречий.Ценности прошлых лет сменились иными
духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются
на периферию жизни. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и
локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и
программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи.
Я хочу представить вашему вниманию программу внеурочной
деятельности кружка «Моя семья»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия
каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь
главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю,
раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после
уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство
воспитания и образования.
Цель программы: создание условий в образовательном учреждении,
способствующих формированию у детей ценностного отношения к семье;
воспитание нравственных, ответственных, инициативных, творческих
граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную,
сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.
Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-
нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является
основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность),
главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории
народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно
восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и
соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании
ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня
большое внимание в государственных и правительственных документах. В
«Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и
детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их
воспитание – равное право и обязанность родителей».
Актуальность программы:
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и
преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений,
осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в
данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет
умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не
приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в
дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более
высоких душевных и физических затрат. Существуют в нашей жизни
понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой
человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего
народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться
подрастающее поколение.В младшем школьном возрасте у ребенка
развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в
просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение
очень значимо для развитой личности.
Ожидаемые результаты реализации программы: Реализация данной
программы
предполагает:возрождение
традиций
семейного
воспитания;активизация
совместной
деятельности
семьи
и
классного
руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и
развиваться творчески;систему краеведческих знаний;устойчивый интерес к
историческому
прошлому
своей
семьи,
малой
родины
и
России;уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и
культуры;любовь и бережное отношение к родной природе;честность,
уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и
соблюдение
правил
культуры,
организованность,
пунктуальность
и
требовательность к себе.